Вчера в Нью-Йорке завершилась «Встреча тысячелетия». На краткой пресс-конференции главы государств поспешили дать ей самую высокую оценку. Почти все сошлись во мнении, что Саммит стал новой вехой не только для ООН, но и в процессе развития международных отношений в целом. Однако у членов Совета безопасности возникли разногласия по поводу изменений, в которых нуждается миротворческая политика ООН. США, Великобритания и Франция считают, что организация должна иметь более широкие полномочия, а Россия и Китай требуют, чтобы при улаживании региональных конфликтов ООН не имела права вмешиваться во внутренние дела независимых государств.
Пока члены Совета безопасности остановились на том, что в ближайшее время будет изменена система финансирования деятельности ООН. Она должна стать более гибкой и оперативной.
Не оправдались надежды и на то, что саммит поможет наладить двусторонние отношения странам, по разным причинам испытывающим друг к другу определенную вражду. Биллу Клинтону так и не удалось убедить Израиль и Палестину подписать новый мирный договор, хотя президент США очень на это рассчитывал. Китайская делегация проявила жесткость в вопросе принятия Тайваня в ООН в качестве самостоятельного члена. «Тайвань -- китайская провинция, таковой и останется», -- заявил председатель КНР Цзян Цзэминь. Президент Ирана Мохамед Хатами сказал, что условия для восстановления добрых отношений его страны с США, по его мнению, еще не созрели. А премьер-министр Ирака Тарек Азиз обвинил Вашингтон в давлении на ООН: мол, организация принимает резолюции, выгодные американцам.
Были и приятные исключения. Неожиданно на одном из многочисленных приемов рядом оказались Фидель Кастро и Билл Клинтон. Кубинский лидер сам подошел к американскому президенту, и старые враги обменялись рукопожатием. При этом сказали друг другу несколько теплых слов. Потом пресс-секретарь Белого дома Джо Локхарт долго объяснял изумленным журналистам, что это была всего лишь любезность, и что Кастро в данном случае был инициатором. Очевидно, администрация Клинтона испугалась нападок со стороны тысяч противников режима Фиделя. Кстати, чуть позже президент США лишний раз подчеркнул свое отношение к кубинскому лидеру, не включив его имя в список гостей, приглашенных на специальный прием, проходивший в здании музея «Метрополитэн». Однако, следует заметить, это рукопожатие стало первым в истории дипломатических отношений США и Кубы за все 40 с лишним лет правления Кастро.
Билл Клинтон оказался в центре внимания в последний день саммита. Сначала он поднял тост за здоровье Генерального секретаря ООН. «Пусть многие считают его идеи утопическими, его видение будущего планеты -- нереальным. Могу сказать лишь, что нельзя созидать что-либо, не представляя себе, каким должно быть ваше творение!» -- заявил американский президент, подняв бокал с шампанским. Клинтон также улучил несколько минут для того, чтобы проведать в гостинице семью британского премьер-министра. Тони Блэр прибыл в Нью-Йорк с женой и младшим сыном Лео. Клинтон попросил миссис Блэр разрешить ему подержать малыша на руках. Президент прошелся по гостиничному коридору, покачивая Лео и что-то ему напевая. Ребенок благосклонно принял сей знак внимания от чужого дяди.
Снова напомнил о себе мэр Нью-Йорка Рудольфо Джулиани. Воспользовавшись присутствием в своем городе всех глав государств, мистер Джулиани пожаловался им на недисциплинированных дипломатов. Оказывается, мировой дипломатический корпус задолжал Нью-Йорку огромные деньги за неправильную парковку автомобилей! Лидерство принадлежит российским дипломатам. Они не отреагировали на почти 64 тысячи выписанных им штрафных квитанций. Общая сумма долга россиян впечатляет -- 7,2 миллиона долларов! Второе место удерживают дипломаты Индонезии: они не заплатили 2,6 миллиона долларов. Третье место у египтян, чья задолженность по штрафам за парковку составляет 2,4 миллиона долларов. Джулиани выразил надежду, что главы государств повлияют на нарушителей, и город деньги таки получит. Предъявил мэр счет и родному президенту. Нью-Йорк затратил на проведение «Встречи тысячелетия» 25 миллионов долларов! И теперь муниципальные власти жаждут получить эти деньги из федерального бюджета.