Происшествия

Уже долгое время неизвестный «дядя витя-вадим» опаивает детей отравленным капуччино

0:00 — 9 сентября 2000 eye 747

Как мы уже сообщали, в столице за последний месяц зарегистрировано как минимум две попытки похищения детей 7-13 лет: 6 августа (две девочки) и 2 сентября (два мальчика и девочка). Поскольку произошли они в разных, хоть и соседних, левобережных районах, то и расследовались независимо друг от друга. Лишь после того как во вторник вечером сотрудники 11-й подстанции скорой помощи, госпитализировавшие отравленных детей, связались с «ФАКТАМИ» и высказали предположение о связи между августовским и сентябрьским случаями, правоохранительные органы Днепровского и Ватутинского районов скоординировали свои действия. Кстати, в период между этими случаями -- 17 августа -- на Лесном кладбище была найдена избитой до полусмерти неизвестная девочка, которую в больнице назвали Ксенией. Судя по описанию детей и нескольких взрослых свидетелей, частично приметы пытавшихся похитить детей мужчин и их автомобилей в обоих случаях совпадают, а место действия не исключает того, что Ксения -- одна из их (его?) жертв, не сумевшая убежать. Хотя есть данные, что эта девочка могла пострадать и от рук родной матери. К сожалению, говорить она еще не может, поэтому категорически подтвердить или исключить связь между произошедшим с ней и двумя другими случаями нельзя.

«Дядя Вадим» предложил 7-летним Оле и Юле заработать по 20 гривен, снявшись на видео со зверушками

Юля с родителями живет в «семейной» гостинке прямо у дороги на Лесное кладбище. В среду вечером у нее поднялась температура -- за 38 градусов.

-- С утра 6 августа дочь играла возле дома, -- рассказывает Светлана, мама Юли. -- Зашла ненадолго домой, спросила, нельзя ли немного пойти покататься с дядей на машине. Мы не разрешили: «Хочешь гулять -- иди к подружкам, но ни с кем кататься нельзя». Дочка ушла, но довольно быстро вернулась и почти весь день спала. Ничего нам не говорила, пока вечером не зашла бабушка другой девочки -- Оли и не рассказала, что внучка попала в реанимацию. Мы вызвали «скорую», и дочь на всякий случай увезли в больницу. Потом врачи сказали, что она отравилась какой-то непонятной смесью.

По словам Юли, они с Олей играли неподалеку от дома. К ним подошел мужчина и предложил заработать по 20 гривен, снявшись на видео с разными зверушками: обезьянками, попугайчиками. Девочка сбегала домой спросить у родителей разрешения. Когда она вернулась, неизвестный, представившийся малышкам «дядей Вадимом», показал девочкам на маленьком экранчике лежавшей у него в машине видеокамеры уже снятых им знакомых девочкам детей из этого же двора (»Они там сидели, играли… »). После этого Юля и Оля сели в машину. (На вопросы корреспондента, были ли дети на видео раздеты и предлагал ли «дядя» девочкам сниматься без одежды, Юля ответила отрицательно).

На небольшой скорости отъехав немного в направлении кинотеатра «Аврора» (противоположном Лесному кладбищу), «дядя Вадим» предложил девочкам выпить капуччино. Насыпав в стаканчики что-то из пакетика, он залил это водой из термоса и размешал. (Подсыпал ли похититель в кофе еще что-либо, Юля не видела: «Он прикрылся от нас, когда размешивал»).

-- Я немножко выпила, -- говорит девочка, -- и сказала, что не хочу больше, хотела вылить. Но он так посмотрел на меня и сказал отдать Оле. Она сказала, что тоже не хочет, но дядя приказал: «Допивай, оно вкусное». -- Оля все выпила, и ей, наверное, стало плохо, потому что она заплакала.

На перекрестке улиц Курнатовского и Стальского (за пару сотен метров от двора) машина остановилась, девочки открыли дверцу и убежали. А прибежав во двор, они увидели, что «дядя Вадим» уже там и опять предлагает: «Давайте быстренько съездим. Сниметесь и получите по 20 гривен». Но Оля упала под деревом и потеряла сознание. Домой ее унесла одна из соседок, которую позвала Юля. Сама же Юля, очень испуганная, пошла домой спать.

Отравленная девочка с криками «Зовут!» пыталась выйти через балкон

К сожалению, Оля с родителями переехали на другую квартиру, и корреспонденту «ФАКТОВ» удалось поговорить только с ее бабушкой, Раисой Карповной.

-- Постирав дорожки, я развесила их на заборе и попросила внучку чтобы она постелила себе рядом одеяльце и посторожила, -- вспоминает женщина. -- А позже ее принесла домой соседка Наташа. Оле было очень плохо -- она ничего не соображала, падала. Чуть не свалилась с балкона -- я на минуту вышла из комнаты, возвращаюсь, а внучка стоит на стуле на балконе и говорит: «Зовут, зовут!» Я вызвала «скорую», а когда Олю увезли в реанимацию (девочка четыре дня лежала под капельницей. -- Авт. ), пошла к Юлиной маме. Потом врачи сделали анализы и сказали, что девочек отравили какой-то сильной наркотической смесью, а какой -- даже определить нельзя.

Позже Оля рассказывала, что к ним подъехал дядя на «Жигулях». (Его видели и соседи. Правда, по их словам, он приехал на «Москвиче». Взрослые решили, что это какой-то родственник девочек). В основном рассказ девочек совпадает, только Оля не подтверждает того, что им показывали видеосъемки других детей. Потом девочка рассказывала домашним, что капуччино был очень горьким, и она хотела его вылить. Но «дядя прикрикнул, что он дорого стоит, и заставил все выпить».

6 августа девочки были госпитализированы во 2-ю детскую больницу: Оля, выпившая больше кофе, попала в реанимацию, Юля -- в отделение соматики. Общий диагноз -- «отравление неизвестным ядом». Конечно, можно предположить, что дети нашли на улице какую-то гадость и съели (такие случаи -- не редкость), а потом договорились, что сказать родителям. Однако неизвестного мужчину и машину видели рядом с ними взрослые соседи.

По данным, предоставленным «ФАКТАМ» начальником отдела статистики Киевской станции скорой медицинской помощи Светланой Антонович, за июль-август этого года «скорая» зарегистрировала 157 отравлений у детей: медикаментозных -- 49, пищевых -- 40, алкогольных -- 24, суррогатами и угарным газом -- по одному, прочих -- 42.

«Дядя Витя» соблазнял детей заработком, предлагая продавать билеты в цирк

В квартире Натальи Ивановны, многодетной матери, собрались все трое детей, отравившихся 2 сентября (соседские мальчики -- 9-летний Леша и 13-летний Боря, а также 11-летняя дочь хозяйки Алена). Когда туда приехал корреспондент «ФАКТОВ», детей как раз опрашивали сотрудники Ватутинского РУВД. Из их рассказов вырисовалась следующая картина.

Все дети из семей, которые нельзя назвать благополучными. Все они «несколько раз» пробовали нюхать клей. Вечером 2 сентября дети решили пойти к станции метро «Лесная» -- встретиться с каким-то сверстником и выпросить у прохожих денег на клей. Или просто погулять. Возле метро какой-то мужчина стоял, щелкал семечки. Потом он подошел к компании и предложил заработок: нужно поехать на Оболонь продавать билеты в цирк с каскадерами, и тогда они получат с каждого проданного билета по 10 копеек, а потом бесплатно посмотрят «концерт». Дети согласились и поехали «очень медленно» с неизвестным, назвавшим себя, по словам одного из мальчиков, «чем-то похожим на дядю Витю». С этого момента в рассказах детей появляются небольшие расхождения.

По пути «дядя», остановив машину, угостил детей… капуччино. Он тоже насыпал его из пакетиков в одноразовые стаканчики и размешивал, заливая водой из термоса. К тому же предложил им покурить марихуану. Дальше один мальчик рассказывает, что сначала курили драп в сигарете «Parlament», от которой отломили фильтр, а потом что-то вдыхали через стеклянную трубочку с коробочкой. Второй помнит, что курили через «бурбулятор» (внешне -- та же трубочка с коробочкой. -- Авт. ) На вопрос, откуда он знает, что такое «бурбулятор» (жаргонное название кальяна), мальчишка ответил, что «дядя рассказал»). Вспоминают, что останавливались возле киоска -- что-то купить и «пописать». В это время дети заметили, что мужчина что-то подогревает в ложке. (Такой способ может использоваться при подготовке к курению гашиша, героина для инъекций и т. п. -- Авт. ) Потом у одних пересохло в горле, у других к горлу подступила «неприятная слюна». Дети попросили пить, и «дядя Витя» дал им еще капуччино. И сам вроде бы пил его.

Когда поехали дальше, детям стало плохо, и они решили попроситься в туалет и убежать. Мужчина их выпустил, а когда увидел, что они убегают, развернул машину и хотел догнать, но не успел. Компания села в трамвай и поехала домой. По пути Алена начала терять сознание, и пассажиры предложили вызвать «скорую», милицию. Один из мальчиков, испугавшись, выбежал на остановке, второй, которому тоже становилось все хуже и хуже, остался с Аленой, попросив незнакомых мужчину и женщину помочь довести ее домой.

Мать вызвала «скорую», когда дочь перестала дышать

Сначала домашние отнеслись к состоянию Алены довольно спокойно, понадеявшись, что все пройдет само собой. Но когда она начала задыхаться и вообще перестала на некоторое время дышать, мать испугалась и вызвала «скорую».

-- Когда мы приехали, -- рассказал «ФАКТАМ» врач «скорой» Леонард Солодковский, -- девочка была невменяема, не ориентировалась в окружающей обстановке. Ее состояние было адекватно наркотическому отравлению. Мы дали ей антидот, который применяется при отравлении так называемыми «легкими наркотиками» и «ширкой», но он не подействовал. Возможно, девочка отравилась тяжелыми наркотиками типа кокаина, героина и им подобными. Но можно с уверенностью сказать, что внутривенно ребенок их не принимал -- мы осмотрели Алену и следов от уколов не обнаружили. Не было и следов сексуальных контактов…

Девочку госпитализировали в пять утра 3 сентября. Вечером был госпитализирован Алеша. «Скорую» вызывала мама, сообщившая, что в течение суток сын был очень возбужден.

-- 9-летний мальчик сказал, что в больницу не поедет, а если заберем, то покончит с собой, -- рассказала «ФАКТАМ» врач Людмила Лысенко. -- Я предложила его матери поехать с нами, потому что госпитализировать ребенка нужно в сопровождении взрослого, но та ответила: «Пусть он сдохнет, так мне уже надоел. Забирайте, а я с ним не поеду -- у меня еще с троими детьми забот хватает». В это время Леша убежал, но вскоре какая-то девушка привела его и помогла госпитализировать. Она рассказывала, что мать иногда выгоняет Алешу из дому за какие-то провинности, и тогда мальчик ночует у нее в соседнем доме.

В ночь на 4 сентября «скорая» увезла в больницу Борю. Все дети были доставлены в Украинскую детскую клиническую больницу (бывший «Охматдет»). Как рассказал «ФАКТАМ» заведующий отделением токсикологии Борис Шейман, установить вещество, которым дети отравились, как и в предыдущем случае, не удалось. Но по клиническим проявлениям это не наркотическое отравление -- здесь явно прослеживаются элементы отравления токсинами, возможно, в смеси с препаратами типа клофелина.

По словам Бориса Семеновича, за 1996-1998 годы число попадающих к ним в отделение токсикоманов выросло в три раза, но за последние пару лет эта цифра стабилизировалась. Были случаи, когда незнакомые взрослые или старшие подростки из компании заставляли детей пить что-то. Был случай, когда подростки дали начиненный клофелином мандарин маленькой девочке.

Несмотря на расхождения в описаниях похитителя и его автомобиля, в них прослеживается и значительное сходство

Почти все дети сказали, что их похититель ростом около 170 см. В случае возле метро «Лесная» все трое детей говорили о рыжеватых курчавых волосах, Алена еще вспоминает лысину на макушке, а Алеша -- небольшие усы, которые припоминает и Раиса Дмитриевна -- одна из свидетельниц того, как мужчина с машиной общался с Юлей и Олей. Правда, она считает, что тот был чернявый (впрочем, тогда на неизвестном была кепка блейзер).

Все отмечают, что машина ехала небыстро. По словам Леши, это были «Жигули», а Боря утверждает, что «Москвич». О «Москвиче» говорит и Раиса Дмитриевна. Те, кто видел машину днем, определяют ее цвет как близкий к розовому, оранжевому, светло-горчичному, желтоватому. По мнению видевших машину в сумерках, она была желтой, оранжевой или коричневой. Кстати, Леша утверждает, что несколько раз видел эту машину на одном и том же месте возле станции метро «Лесная», и готов показать место.

Материал, опубликованный в «ФАКТАХ» в четверг, вызвал большой резонанс. Сотрудники «скорой» возмущены словами одного из милиционеров о том, что подобных случаев не было и рассказать нам о них мог только психически ненормальный человек. Звонят люди, в разных местах Киева наблюдавшие подобные описанным ситуации.

А вчера, когда материал готовился к печати, в редакцию позвонил Степан Погребняк, сообщивший о похожем случае на Житомирской трассе под Киевом. Он увидел, как из «Москвича» вышла девушка, которой стало плохо: по ее словам, -- после того, как водитель угостил ее… капуччино. Степан Иванович отвез девушку в Макаровскую райбольницу, где до понедельника 19-летняя Наташа и находилась.

В свою очередь, руководство киевского главка милиции взяло расследование этих случаев на особый контроль, прислав нам позавчера ответ на публикацию.

Официальное сообщение ЦОС ГУ МВД Украины в Киеве

17 августа на кладбище «Лесное» была обнаружена неизвестная девочка 7-10 лет, которая в настоящее время находится в больнице. Возбуждено уголовное дело, проводится расследование. Милицией установлены очевидцы, показания которых дают основания утверждать, что ребенка избила мать, которая ведет антисоциальный образ жизни и бродяжничает. Средства массовой информации оказывали помощь в установлении личности девочки и ее родственников. Однако до настоящего времени эта работа положительных результатов не принесла.

6 августа текущего года в РУВД Днепровского района поступило сообщение от врача скорой медицинской помощи о том, что в больницу с места жительства были доставлены две несовершеннолетние девочки в состоянии предположительно медикаментозного отравления. По заключению лаборатории больницы скорой медицинской помощи, отравление произошло в результате употребления неустановленного вещества.

3 сентября в больницу «Охматдет» с диагнозом «токсикологическое отравление» были доставлены трое несовершеннолетних, проживающих на Лесном массиве. Эти дети длительное время находились под наблюдением милиции как токсикоманы. В день отравления, по их показаниям, они нюхали клей и курили драп.

В настоящее время сотрудники столичной милиции не связывают воедино два последних случая, но, учитывая резонанс, вызванный публикацией в газете, принято решение о проведении дополнительных проверок.

Следует отметить, что в этом году в столице не было зарегистрировано ни одного факта хищения детей.

ВНИМАНИЕ!
«ФАКТЫ» обращаются к возможным свидетелям описанных в этом материале происшествий с просьбой позвонить в редакцию по телефонам 246-88-76, 211-83-05 (отдел оперативной хроники).