Парусник останется на зиму в Соединенных Штатах, чтобы весной отправиться в плавание по Великим озерам
В июле со ссылкой на «Нью-Йорк Таймс» мы сообщили, что небольшая украинская шхуна «Батькiвщина», направлявшаяся из Европы в Америку на фестиваль парусников «Обсейл-2000», вовремя не пришла к месту сбора судов -- в порт Пуэрто-Рико. Шхуна не выходила на связь, и ее пришлось искать береговой охране США. Спасатели обнаружили «Батькiвщину», когда та подходила к американскому порту Норфолк, что в 1400 километрах севернее Пуэрто-Рико. Со шхуной и 15 членами ее экипажа все было благополучно. Оказалось, что в течение трех недель прибор неверно указывал местонахождение шхуны и она шла ошибочным курсом. Затем «Батькiвщина» вместе с сотнями судов-участников «Обсейл-2000» прошла вдоль побережья Соединенных Штатов.
В начале сентября капитан судна и организатор экспедиции 64-летний Дмитрий Бирюкович через своего брата Константина сообщил «ФАКТАМ» о том, как сложилось плавание.
О ходе подготовки экспедиции «Хай свiт пiзнає Україну» «ФАКТЫ» рассказывали в нескольких публикациях. Пенсионер Дмитрий Бирюкович, в прошлом ученый-строитель, владелец двух шхун, необычайно энергичный и общительный человек, задался целью обойти под парусом Земной шар, рассказывая миру об Украине. «Бывая в зарубежных портах, я с досадой узнавал, что многие люди вообще не слышали о существовании нашей страны. Так и родилась идея путешествовать, выполняя просветительскую работу», -- рассказывал Дмитрий Бирюкович.
Вряд ли кто ответит, удастся ли «Батькiвщинi» пройти кругосветку. Зато полмира -- от Украины до Америки -- она уже преодолела. В команде и супруга капитана Нина Павловна, а также внук Вадим, которому исполнилось 15 лет.
-- Чтобы пересечь Атлантический океан, «Батькiвщинi» понадобился месяц -- на неделю больше, чем планировалось, -- рассказал Константин Бирюкович. Мы беседовали на борту яхты, которую Константин Львович построил собственными руками. -- Я помогал брату проектировать эту шхуну, она сделана из корпуса списанного проржавевшего суденышка. Дмитрий Львович пишет, что экспедицию следующего года посвятит плаванию по Великим озерам -- грех не пройти по ним, находясь в США. В состав команды будут включены американские путешественники. Шхуна на зиму останется в сухом доке в городе Нью-Лондон (оттуда брат и прислал письмо), экипаж намерен вернуться в Украину в конце осени, перед тем приведя в порядок шхуну. В Украину пока что вернулся только самый младший член экипажа -- внук капитана.
Плавание «Батькiвщини» продолжалось без малого пять месяцев. Из Киева она вышла 7 апреля -- по сути, открыла навигацию на Днепре, шлюзы пропускали ее первой в новом судоходном сезоне. Нужно было спешить, чтобы успеть к началу «Обсейл-2000». Но в районе Запорожья ей не повезло -- она налетела на камни и повредила киль. От удара не выдержало крепление унитаза.
Без приключений шхуна дошла до Стамбула и вышла в Средиземное море. Капитан решил не пережидать шторм. Из него выбрались с порванным парусом.
Еще одна неприятность случилась в Киеве -- спустя несколько дней после отплытия шхуны кто-то ограбил квартиру капитана.. Злоумышленники учинили настоящий погром. Так что сыну пришлось делать ремонт. Мы решили эту новость на судно не сообщать. Но об этом написали американские журналисты, которые очень просили читателей не говорить об этом капитану «Батькiвщини».
Предпосылки к тому, что шхуна в океане собьется с пути, появились вскоре после отхода от Европейского континента. По какой-то причине отключился спутниковый телефон. Но самое печальное, что команда неправильно отрегулировала работу электронного навигационного прибора, который с помощью спутника определяет местонахождение шхуны, ее скорость и другие параметры. В довершение ко всему сломалась бортовая рация. Впрочем, она маломощная, и толку от нее в океане немного.
-- Мы были уверены, что идем верным курсом, -- рассказал десятиклассник Вадим Бирюкович. -- Отсутствие связи особо не смущало. Я, правда, немного огорчился, поскольку отключились оба моих компьютера, с помощью которых по электронной почте переписывался со сверстниками из США. Забеспокоились недели через две -- заметили, что прибор явно грешит с определением скорости шхуны: почти не было ветра, мы ползли, словно черепаха, а прибор показывал, что идем в невероятно высоком темпе. Когда по завершении третьей недели плавания встретились с большим судном и узнали наши координаты, оказалось, что «Батькiвщина» отклонилась от нужного курса на север аж на 600 миль. Это около 1000 километров! Все были ужасно расстроены. Не столько из-за ошибки, сколько из-за утраченной возможности побывать в Пуэрто-Рико. В этом порту на была назначена встреча парусников, участвовавших в «Обсейл-2000». Это место у моряков овеяно ореолом романтики, и ребята -- костяк экипажа составляют мужчины 25--35 лет -- мечтали там побывать. Кстати, моя бабушка была не единственной женщиной на судне -- радисткой шла 21-летняя киевская студентка Катя Добриченко. Она всю минувшую зиму готовила шхуну к походу.
Когда настроили прибор, стали решать, куда идти. Еще в Киеве обсуждали возможность пропустить первый этап «Обсейл», поскольку могли не успеть в назначенный срок в Пуэрто-Рико. Ближайший порт, куда должны были прийти парусники, -- Норфолк. Туда мы и направились. Через неделю достигли берега и еще несколько дней ждали прихода участников «Обсейл».
-- Вам хватило воды и пищи?
-- Да, их брали с большим запасом. Разве что питание было недостаточно разнообразным -- борщ, каши, макароны. Зато с поваром повезло: готовил хорошо, бабушка лишь изредка ему помогала. А в качку многие не ели сутками.
-- Чем ты занимался в плавании?
-- Нес вахты наравне с остальными -- ежедневно по восемь часов. На вахту заступает смена из четырех человек. Один стоит у штурвала, остальные занимаются парусами. Переставлять их приходится при каждом изменении ветра. На шхуне есть двигатель. Но через океан на нем не пойдешь -- понадобится огромный запас горючего.
Работы предостаточно и в свободное от вахт время. Нужно было убирать, что-то чинить, подкрашивать, чистить. Если позволяла погода, купались, порой не привязываясь веревкой к шхуне. Читали, кстати, «ФАКТЫ» -- несколько номеров газеты оказались на борту, их зачитали чуть ли не до дыр. Одни и те же анекдоты рассказывали по десятому разу. Порой было тоскливо: ежедневно один и тот же пейзаж и те же лица. Но никто не ссорился -- как могли поддерживали бодрость духа.
-- Капитан сообщает в письме, что «Батькiвщина» стала чуть ли не самой популярной участницей «Обсейл». О ней даже упомянул президент США в приветственной речи на параде парусников в Нью-Йорке.
-- Мы были самыми популярными -- посодействовала пресса. На борту побывал корреспондент «Нью-Йорк Таймс». Мы с ним подружились, и он повел меня на экскурсию в свою редакцию. Рассказывал, что получил задание написать о самом проблемном паруснике. В дирекции «Обсейл» не колеблясь назвали «Батькiвщину». После публикации у нас побывали съемочные группы нескольких телеканалов. И публика во всех городах, в которых останавливались парусники, выстаивала в очередях, чтобы посетить нашу шхуну. У нас было интересно: два члена команды переодевались в костюмы украинских казаков, играли на баяне. Всем особенно нравилась сопилка, имеющая форму средневекового мушкета. Казак объявлял, что сейчас выстрелит, но вместо этого начинал играть. Трюк неизменно вызывал аплодисменты. Ребята -- продавцы сувениров с Андреевского спуска (они были членами нашего экипажа) продавали американцам свой обычный товар.
-- Особенно тепло встречали «Батькiвщину» американские украинцы -- рассказывает редактор американской газеты «Український тижневик» Роман Воронович, с которым мы встретились в Киеве. -- Капитана я знаю давно, и он пригласил меня в экипаж, но моя супруга была резко против. Поэтому я прошел на «Батькiвщине» лишь несколько дней вдоль берегов Америки. Как-то мы собирались обедать, как к нам подошла лодка, и мы услышали: «Поїхали зi мною, ми на вас чекаємо!» Этот украинец американского происхождения накрыл праздничный стол и угостил нас шикарным обедом. Украинская диаспора дает деньги, продукты, топливо. На пожертвования «Батькiвщина» будет содержаться в Америке до следующего сезона и продолжит путешествие.
«Facty i kommentarii «. 14-Сентябрь-2000. Человек и общество.