Спорт

Старейший чемпион мира 82–летний Виталий Свиренко: «Чтобы попасть на мировое первенство по гиревому спорту в Ахангельск, пришлось потратить деньги, отложенные на свои похороны, — шесть тысяч гривен. Но средств хватило только на дорогу туда»

0:00 — 29 января 2010 eye 681

Житель небольшого села в Кировоградской области, чьи достижения занесены в Книгу рекордов Гиннесса, в одиннадцатый раз(!) стал чемпионом мира

Где живет дед-силач, в селе покажет каждый. Местные жители считают Виталия Свирненко чудаком. Еще бы! Вместо того чтобы в свои 82 года на печке лежать и кости греть, Виталий Петрович гири тягает, да еще и местных детишек к этому занятию пристрастил.

За свои достижения украинец занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый возрастной действующий чемпион мира. Совсем недавно на первенстве планеты в Архангельске 82-летний Виталий Петрович в одиннадцатый раз стал чемпионом мира по гиревому спорту! На его счету несколько мировых рекордов. Свирненко — мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, по пауэрлифтингу и по гиревому спорту. Причем нормативы по двум последним видам он выполнил всего полтора года назад.

«В родную деревню я приехал умирать»

Не каждый молодой человек способен мизинцами удержать на вытянутых руках 16-килограммовые гири! Признаюсь, я бы не поверила в этот рекорд, если бы Виталий Петрович не вышел на мороз и без разминки не продемонстрировал свои возможности. А когда у меня с первого раза не сработал фотоаппарат, он повторил еще раз…

К своим весьма почтенным годам Свирненко сохранил не только богатырскую силу, но и острый ум. Хотя больше всего дед-силач боится показаться хвастуном. С обидой в голосе говорит, что многие односельчане считают: свою медальку он, мол, за десять гривен купил.

 — Я ведь из Ялты, где прожил 25 лет, в отчий дом умирать приехал, — улыбается Виталий Петрович.  — Мне тогда 72 года стукнуло. Думал, поживу на родине предков еще немного, да здесь же закопают тихонько…

Родительский домик явно маловат для чемпиона — небольшая комнатка и крохотная кухонька. Обстановка почти спартанская: ни тебе газа, ни воды, удобства во дворе. Фамилия Свирненко гремит в основном за границей, вот только слава чемпиона дивидендов не приносит. Да и не гонится он за деньгами. Почти всю свою пенсию тратит на учеников да на поездки. А когда своих денег нет, не стесняется ходить по чиновничьим кабинетам.

Из целлофанового пакета Виталий Петрович высыпает гору медалей. Только на ветеранских турнирах он завоевал 50 золотых наград!

 — На соревнованиях ветеранов я стал выступать около шести лет назад, — продолжает Виталий Петрович.  — У нас ведь в стране спортсмен старше 60 лет как будто вне закона. Я написал письмо Президенту Украины, тогда Леонид Кучма был, чтобы разрешили мне соревноваться. В Госкомспорте приказом специально «под меня» создали возрастную категорию и даже назначили мне тренера. Потом я выбил такое же разрешение и в Международной федерации. Сейчас соревнуюсь в супервозрастной категории — 80-84 года. В молодости у меня был 64-й размер одежды, сейчас ношу 56-й. При росте 175 сантиметров вешу 98 килограммов.

Я не могла не обратить внимание на внешний вид Виталия Петровича. Что вам сказать: на 83-м году жизни Свирненко выглядит максимум на шестьдесят. Давление 120 на 70, пульс 64 — хоть сейчас в космос отправляй. Еще несколько лет назад Виталий Петрович в женихах ходил. Сейчас его сердце уже несвободно.

 — Два года назад ко мне приехали из районной газеты делать репортаж как о самом сильном пенсионере в мире, — рассказывает чемпион.  — Журналистка спрашивает: «Как вы себя чувствуете?», а я возьми и пошути: «Так, что хоть завтра жениться могу!» Прошло месяца полтора, я уж и забыл про этот визит. Выходит газета, а на первой полосе, в центре, я: мужик здорове-е-енный стоит с гирями такими!.. И заголовок: «Богатир шукаї дружину». Ну и Галя отозвалась: «Прочитала газету… Напишите о составе вашей семьи… »

«После нашей первой ночи с Виталием Петровичем я сказала: «Ну ты даешь, я так и родить от тебя могу!»

 — Когда ту газету читала, у меня сердце екнуло, — вступает в разговор супруга чемпиона 50-летняя Галина Евгеньевна.  — Мне так жалко его стало, думаю: «Может, надо помочь чем-то?» Хотела принять Виталия как отца, а у нас такая любовь получилась (смеется). Я своим супругом очень горжусь! Дети мои, а их пятеро, полюбили его, приняли. Мне теперь, правда, на два дома жить приходится. Но ничего, справляюсь. И ему помогаю, потому что, знаете, уже такие годы!

Мне люди в селе говорили: «О-ой, Галю, ти така молода!.. Що ж ти такого старого дiда собi знайшла? 80 рокiв! Нащо вiн тобi?» Я отвечаю: «Да разве дело в летах? Главное, что он хоро-о-оший, до-о-обрый!» А после нашей первой ночи с Виталием Петровичем сказала: «Ну ты даешь, я так и родить от тебя могу! Думала, у нас платоническая любовь будет, а тут такое дело!»

 — Мы с Галиной и расписались и обвенчались, — признается Виталий Петрович.  — Она мою фамилию взяла. Все, как у людей. Галя у меня молодец! Я ведь и из нее чемпионку мира по гиревому спорту сделал. В Архангельске впервые в истории мировое первенство выиграли муж и жена. В нашей команде был еще один мой воспитанник — 14-летний Богдан Калина, он тоже без медали не вернулся.

 — Галина Евгеньевна, а вам не страшно было гири в руки брать?

 — А чего тут страшного? Страшно было на чемпионат мира ехать. Столько народу — из 20 стран! Разные! Но у меня соперницы хорошие попались, мы даже подружились! Они меня вверх подбрасывали, когда я медаль выиграла! Виталий Петрович в меня сразу поверил и начал тренировать. Говорит: «Галюня, я бачу, що в тебе здiбностi». Он меня Галюней называет, а я его: «Со-о-онечко или зайчик» (смеется).

 — Очень давно Галю в руку паук-каракурт укусил, — продолжает рассказ Виталий Петрович.  — Она, бедная, шесть месяцев лежала в больнице, перенесла несколько операций. Последнюю операцию делал 70-летний хирург и повредил сухожилие. Гале вообще запретили тяжелые предметы поднимать. Я начал делать ей массаж и таки восстановил руку. Потом уговорил гиревым спортом заняться. Жена у меня роста небольшого — 165 сантиметров, но весит 88 килограммов! Мощная такая!..

За полтора года так и подготовил к соревнованиям. Правда, когда на помост выходила, дрожала вся. Вы бы видели, как моя Галя с гирями стояла. Как у Мухиной, помните, «Рабочий и колхозница». С ходу стала чемпионкой мира!

Вот в марте нас снова приглашают на соревнования. Не знаю, поедем ли? Все ведь в деньги упирается. На дорогу в Архангельск я потратил все свои деньги, отложенные на похороны, — шесть тысяч гривен. Чтобы оплатить поездку одного человека, требовалось 550 долларов. А у нас команда — три человека. Хватило денег доехать туда да заплатить за участие. Хорошо, что уже несколько раз выручал президент Международной конфедерации ветеранов гиревого спорта Анатолий Ежов. Он и в этот раз дал нам недостающую сумму, чтобы вернуться в Украину! Иначе пришлось бы пешком из Архангельска домой идти — три с половиной тысячи километров!

Сейчас на похороны осталось 36 гривен. Как вы думаете, можно похоронить человека за 36 гривен?

 — Бог с вами, Виталий Петрович, живите. А пенсия у вас какая?

 — Была 800 гривен, а нынче прибавили. И хорошо прибавили! Теперь получаю 1147! Деньги от спонсоров не помешали бы, у меня вон сколько учеников — около двух десятков!

 — А тренируете вы их где?

 — На свежем воздухе! Вот с февраля во дворе снег расчистим, фуфаечки оденем и начнем готовиться. Других условий нет. В школьном спортзале не можем даже оставить штанги и гири — все… воруют. Ребята приходят тремя группами, занимаемся по полтора часа. Уже есть чемпионы — Лилия и Славик Пидлубные, Андрей Надольняк, Богдан Калина, Гена Надольняк. Ребята уже завоевали награды на чемпионатах области и Украины. Лиля Пидлубна в девять с половиной лет выиграла первенство области по пауэрлифтингу. У всех большое будущее, да и у меня есть стимул.

«Когда готовлюсь к соревнованиям, за два месяца съедаю две трехлитровые банки меда»

- Секреты вашей силы ученикам передаете?

 — Никаких особых секретов нет. Спортом я с детства увлекался. Как вернулся из армии, так и стал тренироваться. В 1956 году участвовал в Спартакиаде народов СССР, я тогда классической борьбой занимался. Но травмировал локоть, на этом большой спорт для меня закончился. Пригласили в передвижной цирк. Пятнадцать лет выступал с разными силовыми трюками. В молодости мог четыре минуты под водой находиться. Известный путешественник и океанолог Жак Ив Кусто, к примеру, до пяти минут не выныривал.

Потом закончил двухгодичные курсы траволечения и массажа и долгое время работал массажистом в Ялте. Разработал свою систему самомассажа. День у меня начинается с того, что я по 300 раз массирую буквально каждый сантиметр своего тела. Вот, видите, дома даже стол массажный стоит. Несколько лет назад еще и людям помогал.

Не подумайте, что бахвалюсь, но бывали случаи, когда больных на носилках заносили, а от меня они своими ногами выходили. Знаете, в народе бытует изречение, что «Бог посылает человеку одну болезнь и 20 способов избавления от нее». 20! Нужно только их найти! Так что я знаю, как и что. Нескольких пациентов полностью от астмы излечил! Смотрите, какие у меня легкие… Есть железный рубль?

 — Нет. Пять копеек подойдет?

Свирненко бросил пятикопеечную монету на дно стакана и дунул в него так, что пятачок пулей вылетел на стол. Сколько мои знакомые ни пытались повторить этот трюк (даже с монетой полегче), ничего так и не получилось.

 — А еще я знаю, как помочь мужчинам, у которых проблемы с потенцией, — продолжает Виталий Петрович, — или тем, чье мужское достоинство называется «наперстком». В Америке давно бы группы организовал и помогал старикам. Весь «фокус» все в том же самомассаже. Хотите, могу на пальце показать, как надо правильно массировать?

 — Спасибо. Но мне как-то без надобности. Может, Виталий Петрович, вы как-то по-особенному питаетесь?

 — Знаете, слово «диета» меня раздражает. Считаю, что диета ничего хорошего нашему организму не дает, только сбивает иммунную систему. Питаюсь просто: завтрак должен быть не очень объемным, но калорийным, на обед обязательно мясо — белок. Люблю куриные котлетки, крылышки, ножки. Борщик с салом и чесночком. А когда готовлюсь к соревнованиям, за два месяца съедаю две трехлитровые банки меда. Он у меня свой: в знак благодарности один пациент мне улей подарил…

 — А на выступление как-то настраиваетесь?

 — Сам себя «кодирую». Затем в голове несколько раз выполняю упражнение, а потом повторяю его на помосте. Еще даю команду каждому своему органу, каждой мышце, что они здоровы. Три года назад у себя в районе выступал на площади: с гирями на мизинцах, по 16 килограммов каждая, делал «крест» — разводил руки в стороны. И так три раза. Один здоровый 23-летний пацан решил повторить мой рекорд. Так сухожилие порвал, пришлось операцию делать. Теперь инвалид…

Сила — в собственной уверенности! В том, что ты все делаешь правильно!.. Есть пословица: семь раз отмерь, один раз отрежь! А я 177 раз отмеряю. Ложусь спать и думаю: «Что же мне завтра сделать? Что дать ученикам? Как не навредить их здоровью? И как добиться хороших результатов?» Продумываю каждую тренировку до мелочей. И молюсь. За каждого своего ученика! Персонально!