Культура и искусство

О пагубной тенденции превращения «славянского базара» в филиал общества китайско-грузинской «дрюжьбы»

0:00 — 15 сентября 2000 eye 206

Конкурс молодых исполнителей Международного фестиваля искусств «Славянский базар-2000» (Дворец «Украина», 7-8 сентября)

… Когда участники очередного конкурса молодых исполнителей «СБ» веселятся ночью, после конкурса, на какой-нибудь светской тусне -- пьют, кричат, танцуют, поют, выхватывая друг у друга микрофон, -- на них любо-дорого посмотреть. От этого задора и безбашенности и в то же время таланта и качества исходит такая энергия, что думаешь: вот здорово, какой живой, подвижный, современный эстрадный мир в лице лучших его представителей! На конкурсе -- как холодной водой окатили: другие люди. Такое ощущение, что участники вдруг заболевают странной болезнью, стареют разом лет на 10, в глазах -- тоска и бессилие. Почему?..

Приз -- только послушным мальчикам

У конкурса совершенно патриархальный имидж. За последние 10 лет за конкурсом «СБ» закрепилась странная репутация: между собой участники давно уже уверены, что для победы на «СБ» нужно выглядеть и петь как можно традиционнее, как можно старомоднее, ровнее и прямее, чтобы угодить судьям. Здесь не проходят новаторство и оригинальность, та самая безбашенность, помноженная на талант, который искрится и пенится через край, а не зарастает кувшинками от долгого застоя. Здесь время застыло. Здесь любуются точно взятой нотой, здесь песню не слушают, а делят на полутона и четвертьтона. Здесь ценят не потенциального Артиста, который будет блистать в будущем, а послушного ученика, соблюдающего правила игры двадцатилетней давности. Вместо того, чтобы взять на себя руководство эстрадным процессом и современные ритмы облагородить, придать им академический лоск, сделать их эталоном, чтобы показать: вот как нужно петь, чтобы это было и современно, и в то же время прилично, жюри конкурса продолжает «обшивать» участников по меркам 70-х годов. Кто хороший, послушный мальчик -- тому приз.

Спрашивается, зачем юноши и девушки наступают на горло собственной песне, зачем поют так, как им не хочется? На все эти жертвы они идут потому, что победа на «СБ» до сих пор очень престижна. Но не пора ли, наконец, пересмотреть концепцию конкурса -- ведь он страшно далек от народа! То, что показывают на конкурсе, вряд ли применимо на практике, на сцене. «Конкурс и современная эстрада -- разные вещи», -- скажут мне, как само собой разумеющееся. Но почему, спрошу я? Зачем нам общеукрепляющий бег на месте? Зачем нам мертворожденное дитя? Какой смысл в конкурсе, если он нежизнеспособен? Если он не дает реального выхода на большую сцену? Это -- как диплом о высшем образовании, который не дает никаких прав при поступлении на работу. Только чтобы повесить кое в каком месте в рамочку и гордиться.

Этот конкурс, несмотря на леграновскую щедрость (по инициативе председателя жюри в этом году было роздано аж 8 премий, из них два -- Гран-при), был слабым по составу. Конкурс отражает общий кризис жанра, поразивший мировую эстраду. Старые оценочные критерии не работают, новые не выработаны. Что такое хорошо и что такое плохо в XXI веке? Между академической эстрадой и шоу-бизнесом, между элитарным и массовым ныне лежит огромная пропасть, и люди культуры это понимают. И этот кризис пытаются преодолеть, но сложно скрестить ежа и ужа. Судьи тоже это понимают, и их метания видны невооруженным глазом -- последние два года во время конкурса над сценой висит огромный экран, на котором видны оценки каждого из 14 судей, которые потом складываются в общий результат. Так вот, в оценках судей нельзя не заметить одного странного противоречия: половина из них ставит конкурсанту, допустим, 9-10 баллов, а вторая половина -- 5-6. Случайно так не бывает! Слишком велика разница между оценками -- тут явно дело не в каких-то частностях и тонкостях, а в общем направлении. Так и есть. Первая группа судей -- это директора фестивалей, композиторы и певицы, которые подсознательно выбирают того певца, которого можно «продать», -- не в только в прямом смысле, то есть что он будет иметь успех у зрителей, а не только в среде академиков от музыки. Зато уж вторая группа молодым спуску не дает: замечательные, великие и непревзойденные, и Легран, и Кобзон, и Богословский, сами когда-то ломавшие представления о традиционной песне, не признают нового. Борьба этих двух группировок, этих двух взглядов на эстраду -- старого и нового -- косвенно объясняет и премии-дубли, и разные симпатии зрителей и судей. Яркий пример -- выступление певицы из Литвы Отилии Шимайтите (19 лет!), которая совершенно неповторимо и оригинально спела песню из к/ф «Семнадцать мгновений весны» «Я прошу» в стиле соул. Эта старая песня, за которой тянется шлейф четких ассоциаций -- и с манерой, и с ее неизменным исполнителем, -- вдруг зазвучала совершенно современно, актуально для нашего времени. И что же?.. 10 баллов ей поставила только Таисия Повалий. Кобзон вообще, видимо, не простил литовке покушения на святое и вкатил ей несчастные 5 баллов (почти минимальную оценку).

Украинским исполнителям на этот раз ничего не «светило»

Китайская певица Фэн Жуилли -- отдельная история. В первом туре китаянка поразила всех песней «Три счастливых дня» (»Я их не жьдаля, я их не зваля… Вот и вщще… Проссяй… »), которую она выучила наизусть. Наши, конечно, были тронуты. Ну уж а во втором Фэн выдала китайскую песню с такими переливами, руладами и элементами танца, чтобы судьям стало ясно, кто тут поет, а кто -- так, погулять вышел. Пела Фэн пронзительно, как лазерный диск, но фокус в том, что это вообще не эстрада. По нашим меркам это что-то вроде оперного пения, но у китайцев и эстрады-то в привычном для нас виде не существует. Вы, например, что-нибудь о китайских певцах до этого слышали? Я тоже нет. Но все судьи экзотикой были поражены и не удержались, поставили ей высшие оценки -- когда еще такое услышишь?.. Ну ничего. Мы в следующий раз своих оперных поставим на конкурс -- как вжарим «Вдоль по питерской» -- никакие леграны не устоят. Только тогда бы и конкурс уже переименовать. В оперный или академический.

Второй обладатель Гран-при Дато Худжадзе, в отличие от многих конкурсантов, не побоялся представить в первом туре украинскую песню «Чорнобривцi» в современной обработке, а во втором -- тоже современную, уже собственную, в стиле соул. Игнорируя стереотипы, Дато вышел в легкомысленной маечке, черных очках, перед выступлением предложил желающим «потанцевать» и все равно получил высший балл. Потому что его пение безупречно, но еще, к тому же, и современно, стильно, животворно.

Ситуация со вторым эшелоном складывалась непредсказуемо: завязалась напряженная борьба между певицами из Белоруссии, Молдовы и Армении, в результате после второго тура вперед вырвались те, кто даже не входил в тройку лидеров. Украинским исполнителям, как и предполагалось, ничего на этот раз не светило. Потому что ничего нового, поражающего они показать не могли и ничем судей не поразили. Оба -- и Панайотов, и Шайда -- получили средний балл -- весьма неплохую оценку, однако шансов на выход в финал у них не было.

Недаром китайская певица на вопрос «Чем для нее является конкурс?» бойко ответила: «Дрюжьба!.. » Вот. Руководствуясь именно этим принципом, несмотря на количество баллов, решено было, видимо, раздать призы почти половине участников «СБ» -- чтобы, как говорится, никому не было обидно. «По дрюжьбе». И в связи с годовщиной. Получился полный интернационал, общество китайско-грузинской дружбы -- и все остались довольны, всем хватило: две первых премии, две вторых, две третьих!.. Даже наши попали в призеры. Недалеко до какого-нибудь «Хит-парада»: наградить почти всех, а оставшимся раздать призы зрительских симпатий. Тем самым престижу фестиваля (два Гран-при -- нонсенс. Дословный перевод с французского -- grand prix -- означает «самый большой приз») был нанесен существенный удар. Легран -- великий музыкант, но как можно понимать его щедрость в раздаче призов после тех крайне низких оценок, которые он ставил на конкурсе? Судили строжайше, а посмотрели на общую картину (результаты) и -- привет. Деваться некуда, премии давать надо, ведь это один из крупнейших в Европе конкурсов. Все это очень напоминает попытку слабый конкурс скрыть за фасадом многочисленных наград.

Кажется, конкурс на десятилетней отметке столкнулся с кризисом жанра. Нужно срочно пересмотреть концепцию конкурса, либо на следующий год конкурс «СБ» будут расценивать как что-то несерьезное, бутафорское, свадебно-генеральское, как и относятся к большинству конкурсов в этой стране. Это особенно обидно, поскольку за последние два года уровень всех остальных мероприятий в рамках «СБ» -- концерты, рандеву, шоу -- выше всяких похвал.