Происшествия

Народный депутат украины александр емец: «будучи вице-премьер-министром, я, приезжая к родителям в село, впрягался в плуг и окучивал с братом картошку»

0:00 — 16 сентября 2000 eye 622

Если бы не чернобыльская беда, Александр Емец построил бы уютный загородный дом где-то под Киевом -- с альпийскими горками, морем цветов во дворе… Но дело в том, что родители Александра Ивановича после аварии переехали из красивого подольского села Большая Медведовка в село Воронькив Бориспольского района. Переехала с ними и корова Рябушка -- старшие Емцы волновались за здоровье сына, который много времени провел вблизи реактора, и решили, что ему полезно пить свежее молоко.

«До какого-то предела работа на земле -- лекарство, после -- яд»

-- Александр Иванович, неужели и сейчас родители держат корову?

-- И не одну -- две! Я все прошу их «сократить» хозяйство, но привычка -- вторая натура… Есть у них и свиньи, и утки…

-- А земли много?

-- Чуть больше гектара.

-- Небось, вы помогли приобрести?

-- Что вы! По сей день пытаюсь уговорить, чтобы поменьше картошки высаживали. Но пока безрезультатно. Благо, купил для них маленький трактор. Брат его привел в порядок, и теперь есть хоть какое-то подспорье. Но если на окучивание картошки плужком мама еще соглашается, то на уборку -- ни в какую! Ходит за трактором и подсчитывает, сколько бульб осталось в земле.

-- Копание картошки -- это ведь такая тяжелая работа…

-- Первый час приятно поразмяться. А когда через пару часов начинают болеть все мышцы, думаешь: надо ли так истязать себя? Я бы хотел, чтобы отец с матерью работали в свое удовольствие, не больше… Но с генами крестьянскими трудно спорить. Особенно старается мама -- она из «раскулаченной» семьи. Сейчас вспоминаю деда: хозяин был! Бывало, под холодным проливным дождем идет, чтобы забрать грабли в огороде…

-- Много ли вам передалось от деда?

-- В один прекрасный день я понял простую истину: до какого-то предела работа на земле -- лекарство, после какого-то -- яд… Сейчас с женой мечтаем о собственном загородном доме.

Ну, а по поводу дедовских генов могу рассказать интересный случай. Будучи вице-премьер-министром, я с братом по огороду плужок таскал -- картошку окучивали. Впрягался я, а брат сзади держал ручки. Этой картиной восхищался мой водитель: «Видел, как лошадь впрягают в плуг, корову, но чтоб вице-премьера!.. »

-- Не думаю, что вам нравилось…

-- Да, отношения с землей у меня непростые. С одной стороны, я солидарен с Ниной Матвиенко, которая возмутится, если кто-то посмеет землю назвать «грязью»… А с другой, я не принимаю слепого отношения к земле. Часто люди, видя, что овощи гниют, их объедают вредители, не торопятся выяснить причину… А ведь надо бы в срочном порядке проконсультироваться у агронома. Потому-то ценю больше всего тот урожай, который выращен не изнурительным трудом, а со знанием дела!

«Когда у тебя лишние килограммы, это мешает работе -- быстро устаешь… »

-- Но как, например, научно разобраться с колорадским жуком?

-- А ведь в других странах нет такой беды, как у нас. Когда я был министром по делам национальностей и миграции, пришлось заниматься проблемой переселения немцев. Я спросил у представителей комитета по сельскому хозяйству, как у них борются с колорадским жуком. Глаза моих собеседников загорелись! Больше часа они рассказывали о новейшей технологии борьбы с этим вредителем -- продымлении грунта специальными веществами.

Кроме того, подчеркивали немцы, важно выращивать устойчивые к вредителю сорта картофеля. Я скорей в шутку, чем всерьез, попросил: «Пришлите-ка мне этой картошки пару мешков. Посажу у себя в огороде». Это было осенью, и я вскоре обо всем забыл. А ближе к весне мне звонит вахтер и говорит: «Из немецкого посольства вам привезли два мешка картошки». Это восхитительно -- немецкая пунктуальность! Картошку мы посадили, но грунт-то не продымили… Сама картошка мне не понравилась. А жене -- да! Потому что сладенькая…

-- Александр Иванович, как вы считаете, не слишком ли мы, украинцы, увлекаемся картошкой?

-- Хотите сказать, что у нас много полных людей из-за того, что много картошки едят? Я считаю, исходя из собственного опыта, что надо просто меньше кушать. Как-то серьезно решил похудеть. Когда у тебя лишние килограммы, это очень мешает работе -- быстро устаешь. Сел на жесткую американскую диету. Потом мне это надоело, и я опять начал есть все, но гораздо в меньших количествах. Результат получился прекрасный: я похудел на тринадцать килограммов!

Но какой бы жесткой ни была моя диета, есть два блюда, от которых я и сейчас не в силах отказаться: мамин борщ и голубцы. В начале осени борщ особенно хорош -- овощи все свежие, сочные…

-- Рецептом можете поделиться?

-- Он чрезвычайно прост: на сутки в холодной воде замачивается фасоль. Затем, когда она часок покипит, добавляется нарезанная соломкой свекла, за ней капуста, картошка -- для борща лучше всего брать такую, что не разваривается. В конце борщ заправляется томатным соусом, пропассерованным в растительном масле.

«… Но не могу устоять перед тортами, которые выпекает жена»

-- А как вы относитесь к сладкому?

-- Не могу устоять перед тортами, которые выпекает моя жена. Кстати, сейчас у хозяек много собранного недавно мака, и они могут испечь вкуснейший торт -- «Макивнык».

Жена Александра Емца Татьяна поделилась рецептом:

-- Сначала пекут обычный песочный корж. Затем перетирают мак, смешивая его с сахаром в пропорции 1:2, и -- на корж. Сверху «макивнык» покрывается яичным белком, взбитым с сахаром (лучше -- с сахарной пудрой).

-- Когда я его попробовал, то решил: не остановлюсь, пока до конца не доем, -- добавил, улыбаясь, Александр Иванович.