Политика

Представители российских властей предложили владимиру гусинскому обменять акции телекомпании нтв на… Личную свободу

0:00 — 22 сентября 2000 eye 362

Во время этой сделки медиа-магнат подрался с бывшим вице-премьером РФ Альфредом Кохом

Кто подставил Путина? На этот вопрос вновь пытаются ответить лояльные к кремлевской власти журналисты, занимающиеся расследованием очередного скандала, связанного с именем российского медиа-магната Владимира Гусинского. Скандал пришелся некстати вообще и в связи с обсуждением новой доктрины информационной безопасности Российской Федерации в частности. Этот документ вызвал, мягко говоря, легкий шок у представителей СМИ своими весьма далекими от либеральных ценностей установками. А тут еще заявление Владимира Гусинского о том, что лично ему основные права и свободы, гарантируемые всем остальным россиянам конституцией, предоставят только в обмен на акции «Медиа-холдинга», хозяином которого он пока является.

Как только Гусинский согласился передать акции «Медиа-Моста» «Газпрому», его уголовное дело закрыли

Исключительное право быть объектом государственного шантажа В. Гусинский «завоевал» во время недавней президентской кампании в РФ (по крайней мере, это одна из наиболее распространенных версий). Тогда медиа-магната угораздило ошибиться в выборе своего протеже на пост хозяина Кремля. В столице Российской Федерации также поговаривают, что В. Гусинский просто принципиально не поставил на того же кандидата, что и его давний оппонент Борис Березовский, поддержавший нынешнего президента Владимира Путина. За это медиа-магнат и поплатился.

Собственно, расплачиваться за свою нерасторопность Гусинский стал еще во время вялотекущей президентской гонки, когда о том, что информационная империя Гусинского «Медиа-Мост» вся в долгах, как в шелках стали говорить во всеуслышание. А спустя уже месяц после избрания Путина, 28 апреля, руководство ОАО «Газпром» намекнуло о готовности через суд взыскать с ЗАО «Медиа-Мост» 211 миллионов долларов, уплаченных газовой компанией кредиторам ЗАО.

А пока суд да дело, 11 мая налоговая полиция в масках с автоматами провела обыски в зданиях холдинга. Как заявил представитель Генпрокуратуры, уголовное дело в отношении «Медиа-Моста» возбуждено по трем статьям УК. В связи с этим через месяц, 13 июня, в Генеральную прокуратуру России в качестве свидетеля для дачи показаний был вызван глава холдинга В. Гусинский. После двухчасовой беседы с ним охранников медиа-магната уведомили, что их шеф арестован.

Кремль три дня держал удар, наносимый мировой общественностью, обеспокоенной состоянием свободы слова в России и 16 июня Гусинского выпустили на волю под подписку о невыезде. Видимо, для того, чтобы он подумал, с кем дружить впредь. На раздумья олигарху отвели месяц. А 19 июля Генпрокуратура наложила арест на дом Гусинского в поселке Чигасово и участок размером 3,5 га.

На следующий день Гусинский подписал с «Газпром-Медиа» соглашение о переуступке акций своей компании этому холдингу. Через неделю медиа-магната проинформировали, что уголовное реследование в его отношении прекращено за отсутствием состава преступления. Мера пресечения -- подписка о невыезде -- и ранее наложенный арест на имущество отменены.

Затем в СМИ стала просачиваться скудная информация о деталях подписанного соглашения. Тогда еще никто явно не демонстрировал, что ведутся торги… за свободное передвижение гражданина России и контроль над нелояльными к Кремлю СМИ. Все преподносилось с точки зрения исключительно экономической. Как пишет газета «Известия», 1 августа руководитель «Газпром-Медиа» Альфред Кох сообщил, что с «Медиа-Мостом» действительно ведутся переговоры по урегулированию долгов, однако вопрос о контроле над НТВ не ставится.

Все шло по плану до тех пор, пока 9 сентября Гусинский не отказался от выполнения условий сделки с «Газпромом». Ее условия приводят «Известия»: «По соглашению «Газпрому» полностью отходил холдинг «Медиа-Мост», включая практически все дочерние компании. Соглашение состояло из 7 документов: само соглашение о переуступке и покупке акций и шесть приложений к нему: перечень организаций и дочерних компаний, подлежащих продаже, сведения о задолженности предприятий В. А. Гусинского различным кредиторам и, что самое интересное, два секретных приложения (N 6 и 7). Причем документы были составлены таким образом, что любой грамотный юрист мог впоследствии доказать их юридическую ничтожность». Более того, приложение N 6 «носит характер откровенного политического торга:

«Стороны понимают, что успешная реализация соглашения возможна, лишь когда граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей… без понуждения со стороны кого-либо к совершению каких-либо действий, что требует в настоящее время… -- прекращения уголовного преследования гр. Гусинского… перевода его в статус свидетеля… отмены избранной меры пресечения в виде подписки о невыезде; -- предоставления гр. Гусинскому… и руководителям организаций гарантий безопасности, защиты прав и свобод, включая право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать из Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться… -- отказа от любых действий, включая публичные выступления со стороны организаций, их акционеров и руководителей… влекущих за собой ущерб основам конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства… ведущих к дискредитации институтов государственной власти РФ».

Столь же ярким является приложение N 7: «Покупатель соглашается, что сотрудникам организаций (»Моста». -- Ред. ) будет разрешен вынос… личных вещей из указанного здания (то есть офисов холдинга. -- Ред. ) при его передаче покупателю».

Функции государства «Газпрому» или любой другой российской нефтяной компании вполне по плечу?

Видимо, отныне конституции РФ недостаточно для того, чтобы гарантированные ею права и свободы вступали в действие. Необходимо подписывать соглашения между гражданином и акционерным обществом, причем соглашение должно быть завизировано действующим министром, как в случае с Гусинским. Дело в том, что этот документ завизировали руководитель «Медиа-Моста», глава «Газпром-Медиа» и министр информации Лесин.

Известный адвокат Генрих Падва, комментируя «Известиям» текст соглашения между ЗАО «Газпром-Медиа» и В. А. Гусинским, заявил, что «все это очень похоже на вздор и вызывает недоумение. Что это значит: «обеспечивать в пределах своей компетенции проведение мероприятий и процедур, необходимых для реализации соглашения»? И при этом оказывается, что одно из этих «мероприятий» -- прекращение уголовного преследования Гусинского. В принципе, подобные соглашения вполне укладываются в понятие «сделки». Но, во-первых, сделки у нас -- в отличие от некоторых стран -- не разрешены, никакого закона на этот счет нет. А во-вторых, в США, например, действительно возможны сделки, но они заключаются между сторонами уголовного процесса -- прокурором и адвокатом, и они оба действуют в пределах своей компетенции. Здесь же стороны -- акционерное общество и физическое лицо -- принимают обязательство, которое могут выполнить только госорганы. Если так, то это просто ужасно: это означает, что у нас «Газпром» или какие-нибудь нефтяные компании берут на себя функции государства».

Что же касается финансовой части этого скандала, то стороны, подписывая соглашение 20 июля, договорились, что «Газпром-Медиа» приобретет за 773 млн. долларов (из них 300 млн. -- деньгами, остальное -- зачет долгов холдинга в размере более 400 млн. долларов) ЗАО «Медиа-Мост» и «все компании, входящие в одноименный холдинг». А это более 50 компаний, через которые Гусинский осуществляет весь свой медиа-бизнес…

Соглашение медиа-магнат подписывал под угрозой нового ареста

Но план по взятию власти над НТВ рухнул после того, как Гусинский 9 сентября без объяснений отказался выполнять соглашение. И заявил, что считал и считает сделку нулевой, поскольку 18 июля в присутствии двух иностранных адвокатов сделал заявление под аудио- и видеозапись о том, что все соглашения, которые он с этой минуты подписывает в России, совершены под новой угрозой его ареста, поэтому не имеют никакой юридической силы.

«Газпром» обиделся. Руководитель РАО Рэм Вяхирев заявил: «Сегодня четко надо будет сказать: ребята, есть подписи в документах, оформленные документы юридически законные, поэтому их надо исполнить. Если кто откажется их исполнять, тут будут разбираться уже другим, немирным путем. Такие безобразия недопустимы ни для кого, и на этом надо будет заканчивать этот разговор».

Но разговор еще далек до завершения. Чтобы показать, кто в доме хозяин, «Газпром-Медиа» вкупе с Минпечати готовы опять, как и в случае с арестом Гусинского, привлечь на помощь «независимую» Генпрокуратуру. Там уже отрапортовали о готовности по заявлению «Газпром-Медиа» возбудить против главы «Медиа-Моста» новое уголовное дело. Как пишет российская газета «Сегодня», дело может быть возбуждено по статье предполагающей лишение свободы до 5 лет за злоупотребление служебным положением. То есть власть готова вновь наступать на старые грабли, шантажируя уголовным преследованием для получения контроля над СМИ, входящими в «Медиа-Мост».

К тому же, газовая компания сообщила о своих намерениях обратиться с жалобой в Генпрокуратуру по поводу того, что с апреля «Медиа-Мост» перевел свои активы в офшоры.

Это вполне может оказаться правдой. Но еще большим сюрпризом для «Газпрома» может стать новость, что главный ресурс Гусинского -- телекомпания НТВ -- формально ЗАО «Медиа-Мост» вовсе не принадлежит. Телекомпания, например, может числиться за какой-либо фирмой, не вошедшей в список компаний, передаваемых в управление «Газпром-Медиа». Газовики также вполне могут получить фиктивные компании.

Впрочем, холдинг готов отказаться от полного контроля над НТВ и прочими входящими в него СМИ при условии сохранения ими независимости. Предлагаемая схема состоит в том, чтобы ни один из будущих акционеров не обладал контрольными пакетами акций компаний медиа-холдинга. Гусинский предложил также записать в уставе ОАО «НТВ», что ни один из акционеров телекомпании не вправе владеть или распоряжаться более чем 50% акций. Гусинский при этом обязуется продать 9% акций НТВ «признанному международному инвестору».

По словам пресс-секретаря «Медиа-Моста» Дмитрия Остальского, именно это предложение Гусинского вывело из себя представителей «Газпрома», которые и потребовали от медиа-магната, чтобы он соблюдал договор от 20 июля, и пригрозили в противном случае обратиться в Генпрокуратуру.

Ничего противозаконного в прекращении уголовного преследования Гусинского в обмен на его согласие отдать НТВ Вяхиреву нет?

Предложенную Гусинским схему распределения акций поддерживают многие известные политики. В частности, в интервью российскому изданию «Сегодня» лидер думской фракции СПС Борис Немцов заявил, что национализация НТВ неприемлема, но при этом ни одному акционеру телеканала не должно принадлежать больше четверти от всего пакета акций. «Тогда канал выйдет на новый уровень и не будет отражать интересы узкой группы людей, -- считает Немцов, -- власть же таким образом может себя реабилитировать».

Так или иначе, четыре главных редактора СМИ, входящих в холдинг «Медиа-Мост», намерены добиваться встречи с Владимиром Путиным. С такой просьбой они уже обратились к руководителю секретариата президента. «Мы призываем президента выслушать нас и высказаться по той позиции, которую занимает глава Минпечати Михаил Лесин», -- заявил вчера руководитель радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Обратиться к президенту намерен и общественный совет НТВ во главе с экс-президентом СССР Михаилом Горбачевым.

Что же касается роли в этом скандале министра Лесина, то на недавней пресс-конференции, от проведения которой высокопоставленный чиновник долго отказывался, он заявил, что завизировал соглашение между «Газпром-Медиа» и «Медиа-Мостом» по просьбе Коха, а не Кремля. И сделал это, как частное лицо исключительно в целях примирения Гусинского и Коха, которые во время переговоров… подрались.

Ряд российских информационных агентств передали точку зрения Лесина, считающего, что Гусинский использовал соглашение с «Газпром-Медиа» как приманку. Министр не исключил, что прокуратура могла закрыть дело против Гусинского после подписания соглашения, потому что этот документ используется, по его словам, «для игры с прокуратурой самим Гусинским».

Как сообщил российской электронной газете «Ведомости» анонимный источник в Генпрокуратуре, это ведомство сочло возможным прекратить уголовное преследование Гусинского в обмен на его согласие отдать «Медиа-Мост» «Газпрому». «В законе предусмотрено право любого лица добровольно возместить причиненный им ущерб, что Гусинский и сделал, заключив соответствующую сделку с «Газпромом». Прокуратура от него этого не требовала, ультиматумов ему никто не выдвигал. Это была его собственная инициатива: когда у него описали имущество, он стал искать способ как-то облегчить свою участь».

Между тем, вскоре после откровений министра информации по НТВ выступил руководитель холдинга «Медиа-мост» Владимир Малашенко, который, образно говоря, подвел черту под вышеизложенными хитросплетениями. Малашенко обвинил Лесина в рэкете и вымогательстве. По его словам, в переговорном процессе между «Медиа-мостом» и «Газпромом» главную роль играл именно министр информации, а не А. Кох. И суммы, которые фигурировали в соглашении, были предложены Лесиным. Более того, министр информации намекнул руководителям холдинга, что не прочь получить откат с той суммы, которая должна быть перечислена на счета Гусинского, а это около 300 млн. долларов. По этому поводу Малашенко заметил, что НТВ за все время своего существования платил бандитам только однажды. Когда освобождал журналистов из чеченского плена. Малашенко не исключил также, что вскоре Генпрокуратура опять может возбудить уголовное дело в отношении Гусинского, поскольку эта структура и ранее в ходе переговорного процесса использовалась в качестве пресса на медиа-магната.

Лесин, услышав рассказ Малашенко, заявил, что намерен отстаивать свою честь в суде. Кремль в нынешний конфликт предпочел пока не вмешиваться.

По материалам зарубежной прессы подготовила Ирина КОЦИНА


«Facty i kommentarii «. 22-Сентябрь-2000. Политика.