От второй операции пациентку, катастрофически теряющую зрение, спасла догадка одного из врачей о том, что ее глаза «съедает» инфекция
-- Я заболела три года назад, -- рассказывает Мария Макаровна. -- Глаза слезились, покраснели. Очень больно было смотреть на свет. Врачи выявили воспаление сетчатки. Стандартное лечение немного улучшило состояние. Однако через год зрение стало резко падать. Развилась катаракта. Мне сделали операцию -- на одном глазу заменили помутневший хрусталик искусственным. Это помогло, но ненадолго -- непонятно почему на новом хрусталике появилась пленка. Предстояли еще две операции: по удалению пленки и замене хрусталика на втором глазу. К счастью, их удалось избежать. Один из врачей все-таки догадался направить меня к инфекционистам.
-- Мы провели нашей пациентке несколько исследований, ведь причиной воспаления сетчатки (увеита) могут быть многие инфекции: герпес, токсоплазмоз и другие, -- рассказывает врач-инфекционист Игорь Марков. -- Постепенно круг поиска сужался и наконец стало понятно, что виной всему цитомегаловирусная инфекция. Провели специфическое противовирусное лечение, длительное и очень тяжелое. Но было ради чего -- острота зрения у Марии Макаровны повысилась с 5 до 50 процентов.
-- Как страшно было терять зрение, чувствовать себя день ото дня все более беспомощной! -- говорит Мария Макаровна. -- Я не различала неровностей дороги, поэтому, бывало, оступалась и даже падала. Заголовки в газетах различала с трудом. Но теперь врачи говорят, что через некоторое время можно будет носить очки, и тогда я смогу нормально читать.
-- Нет ли опасности, что заболевание вернется? -- спрашиваю у доктора Маркова.
-- После лечения мы наблюдаем пациентов и регулярно обследуем в течение года. Пока, а нашему опыту 2,5 года, не было случаев реактивации. Это говорит о том, что если усмирить активные формы вируса, дальше защитные силы организма сами справятся с недугом.
Еще недавно считалось, что цитомегаловирусная инфекция опасна лишь для самых маленьких, а у взрослых она активизируется только в связи со СПИДом. Теперь ясно, что цитомегаловирус, носителями которого являются более 90 процентов населения, может активизироваться и без СПИДа. У одних его запускает стресс, у других -- грипп или другое заболевание, ослабляющее иммунитет. Характерно, что у больных этой инфекцией иммунная система не борется с вирусом, потому что дифференцирует его не как «чужое», а как «свое». То же самое при герпесе.
Четырехлетнюю Ирочку еще можно спасти от слепоты, но ее мама не в состоянии оплатить лечение, которое стоит несколько тысяч гривен. Ребенок почти не видит.
-- Мы хотим помочь девочке, и если сейчас вмешаться, глаза еще можно спасти, -- говорит Игорь Марков. -- Пройдет 3--6 месяцев, и будет поздно. К сожалению, у меня есть пациенты, которые потеряли зрение из-за несвоевременного лечения. Например, у шестилетней Леды. За три года, сделав ребенка незрячим, инфекция перешла в скрытую форму. И лечить теперь бесполезно.
Ирочке тоже диагноз был поставлен с большим опозданием.
-- В три года ребенку удалили кисту на глазном яблоке, -- рассказывает Катя, мама девочки. -- Однако Ирочка стала катастрофически терять зрение. По всем признакам, как сказали медики, у дочки заболевание глаз вызвано токсоплазмозом. На поиски инфекции ушло полтора года, но эта версия оказалась ошибочной. Разрушал глаза цитомегаловирус, который еще тогда обнаружили, но не придали этому значения.
-- Важно как можно раньше начинать лечение, -- говорит врач-офтальмолог Киевской областной больницы Ирина Проценко. -- Типичная ситуация: ребенок переболел гриппом. Он жалуется, что когда смотрит телевизор, болят глаза, как-то бочком поворачивается, глазик постоянно красный, появилось слезотечение, -- рассказывает Игорь Марков. -- Мама обязательно в этом случае должна показать ребенка офтальмологу, который посмотрит состояние глазного дна. Потому что цитомегаловирусная инфекция прежде всего поражает сосудистую оболочку и сетчатку.
По словам доктора Маркова, клиника занимается проблемой цитомегаловирусной инфекции три года -- со времени, когда одна фармацевтическая фирма безвозмездно передала 100 флаконов противовирусных препаратов, что позволило медикам пролечить несколько детей. Государство на себя лечение таких детей не берет. И это при том, что существует приказ Минздрава, согласно которому всех пациентов с увеитами, причины которых неясны, следует проверять на цитомегаловирусную инфекцию.
-- Недавно выяснилось, что большинство случаев задержек физического и психического развития детей связаны с цитомегаловирусом, которым они заражаются в основном через плаценту, -- продолжает Игорь Марков. -- Если такого ребеночка пролечить до года -- ему можно вернуть здоровье. Малыша нужно осмотреть хирургу и неврологу -- в два месяца, потом в шесть. Если ребенок не сидит, не держит головку, не произносит характерных звуков либо не следит за предметами -- надо бить тревогу.