Украина

За помощью в получении компенсации остарбайтерам следует обращаться только в фонд «взаимопонимание и примирение»

0:00 — 11 апреля 2000 eye 4167

В последнее время появилось много мошенников, которые пытаются нажиться на чужом горе

О том, что Германия будет выплачивать компенсации жертвам нацизма, пожалуй, уже знают все. Это решение вызвало ажиотаж среди многих жителей Украины. Бывшие узники концлагерей и остарбайтеры начали срочно собирать необходимые справки и документы. Возле архивов образовались огромные очереди. Недавно в одной из таких очередей погибла женщина, о чем «ФАКТЫ» уже писали.

Чем же вызвана такая паника? Люди волнуются в основном из-за отсутствия полной и достоверной информации о том, как и когда будут производиться выплаты и какие документы нужны для их получения.

Ответить на эти вопросы мы попросили президента Украинской иностранной юридической коллегии, члена наблюдательного совета Украинского национального фонда «Взаимопонимание и примирение» Даниила Курдельчука, принимавшего непосредственное участие в переговорах.

На частные запросы немецкие архивы отвечают быстрее, чем на коллективные

-- Ходят слухи, что деньги, не полученные остарбайтерами, переходят в собственность государства. Так ли это?

-- Это неверно. Например, во время предыдущих выплат (по договору 1993 года), если человек умер, не получив компенсацию, то деньги могли переходить его близким родственникам. Если же таковых не было, то вся сумма компенсации оставалась в распоряжении фонда «Взаимопонимание и примирение». В дальнейшем средства расходовались по прямому назначению. Ведь выплаты по договору 1993 года проводятся до сих пор, так как некоторые люди только недавно обратились за компенсацией.

Гражданам, которые имеют право на компенсацию, следует знать, что выплаты будут производиться только через фонд «Взаимопонимание и примирение».

Дело в том, что в последнее время появилось много всевозможных ассоциаций, фондов, юристов и даже частных лиц, которые предлагают остарбайтерам свою помощь в получении компенсаций. Например, немецко-канадско-украинский фонд, находящийся в Торонто, разослал бывшим узникам концлагерей и остарбайтерам письма с предложением за определенную плату взять на себя хлопоты по получению денег. В письме сообщается, что акция якобы проводится при поддержке вице-премьер-министра Украины Николая Жулинского (но при этом фонд не берет на себя никакой ответственности).

У человека, получившего такое письмо, складывается мнение, что раз деятельность фонда одобрена правительством, значит, ему можно доверять. Хочу отметить, что я лично встречался с Николаем Жулинским и выяснил, что к этому фонду он не имеет никакого отношения и осуждает спекуляцию своим именем.

Хочу еще раз подчеркнуть, что посредником между Германией и бывшими узниками концлагерей и остарбайтерами может выступать только фонд «Взаимопонимание и примирение». Предложения других организаций по оказанию помощи в получении компенсации незаконны.

-- Какие документы должны подготовить граждане, которым положена компенсация, и где их получать?

-- Когда наши соотечественники предоставляли документы для первых выплат (по договору 1993 года), в них необходимо было подтвердить только тот факт, что человек был угнан в Германию. Никаких уточнений не требовалось. Теперь же сумма выплаты будет зависеть от того, где он находился -- был в концлагере, работал на заводе или в аграрном секторе; точные данные играют важную роль. В связи с этим должен быть предоставлен документ, подтверждающий, что человек работал, скажем, на заводе «Сименс».

Именно поэтому тысячи людей бросились в архивы искать документы. Но в большинстве случаев это не имеет смысла, поскольку в них нет точных данных о том, на каких предприятиях работали остарбайтеры.

Для получения такой информации необходимо посылать запрос в Германию. Человек может сделать это сам или через фонд «Взаимопонимание и примирение». Практика показала, что на частные запросы архивы отвечают быстрее, чем на коллективные. Но если по каким-либо причинам человек не может сам составить запрос, ему нужно обратиться в местное отделение фонда.

При этом хочу отметить, что в ходе неоднократных совещаний и консультаций с участием председателя фонда «Взаимопонимание и примирение» Игоря Лушникова и посла ФРГ мы пришли к выводу, что тем людям, которые работали в сельском хозяйстве и уже подавали документы, а также получали первую компенсацию, сейчас не нужно повторно обращаться в архивы. Данные о них уже есть в фонде.

-- Но ведь за информацию людям приходится платить?

-- Знаете, я недавно прочел письмо от одной малограмотной, но мудрой женщины, которое тронуло меня до глубины души. Она пишет: «Мы были в Германии. Нас там истязали, мучили. А сейчас вы заставляете нас пройти через новые муки, делая нам доброе дело. Вы предлагаете мне, сельской женщине, не имеющей денег даже на почтовый конверт, писать в Германию. Куда? На каком языке? Что я могу им написать?»

Действительно, для того чтобы оформить запрос, человеку нужно обращаться к переводчику. Это требует определенных затрат. Мы, то есть «Укринюрколлегия» и фонд «Взаимопонимание и примирение», готовы оказать помощь в этом вопросе тем людям, которые испытывают финансовые затруднения.

Германия предлагает сначала выплатить бывшим узникам концлагерей 50%, а остарбайтерам -- 35%

-- Какой предусмотрен механизм выплаты и наследования компенсаций?

-- Это сложный вопрос. В проекте закона, который будет рассматриваться немецким парламентом, есть два положения, вызывающие беспокойство. Во-первых, осуществлять платежи планируется в два этапа. Немецкая сторона объясняет это тем, что пока нет полных списков людей, претендующих на компенсации. Поэтому невозможно определить размеры выплат. Германия предлагает сначала выплатить бывшим узникам концлагерей 50% установленной суммы, а остарбайтерам -- 35%.

Нас такой вариант не устраивает. Люди могут не дождаться второго этапа выплат. В фонде есть база данных, устоявшаяся на 99%. Даже если появятся несколько тысяч новых претендентов на выплаты, столько же людей уйдет из жизни. Поэтому вряд ли кому-то не хватит денег. Страшно другое. Наши длительные переговоры и подсчеты могут привести к тому, что выплачивать компенсации будет некому.

Вторым спорным вопросом является статья законопроекта под несчастливым номером 13, в соответствии с которой, если человек, имевший право на компенсацию, умер после 16 февраля 1999 года, то его наследниками являются супруг (супруга) и дети в равных долях. То есть братья, сестры и внуки претендовать на эти деньги не могут.

Предлагаемая Германией «урезанная» форма наследования оскорбительна для наших сограждан. Ведь многие люди, которые были в неволе, так и не создали семью или не имели детей, поэтому за ними присматривали племянники, сестры, братья, дальние родственники.

-- Есть ли шанс добиться пересмотра этой статьи?

-- Мы сделаем все, что от нас зависит. В состав нашей делегации входит народный депутат Украины, советник Президента Украины Игорь Шаров, который сейчас провидит разъяснительную работу среди немецких парламентариев. Мне кажется, этот вопрос можно урегулировать.

-- Каким путем деньги из Германии будут поступать к нашим гражданам? Ведь не секрет, что во время первой выплаты компенсаций некоторые финансовые структуры проводили махинации с деньгами остарбайтеров?

-- В тот день, когда в Германии были завершены переговоры, Верховная Рада Украины приняла Закон «О жертвах нацистских преследований». В этом документе заложена норма, которая защитит выплаты от махинаций и злоупотреблений.

Схема поступления в Украину денег такова: фонд «Взаимопонимание и примирение» отправит данные на определенное количество людей, Германия выделит транш для выплаты компенсаций, и деньги поступят на счета определенных банков. После этого люди смогут получить компенсации, которые, кстати, будут выплачиваться в немецких марках.

В ближайшее время Национальный банк Украины должен определить банковские структуры, через которые будут проводиться выплаты. Эти операции будут контролировать Кабинет министров, Нацбанк и представители немецкого фонда «Память, ответственность и будущее».


«Facty i kommentarii «. 11 апреля 2000. Экономика