Политика

Депутаты боятся референдума потому, что не хотят работать профессионально?

0:00 — 12 апреля 2000 eye 317

Не секрет, что главным противником предстоящего референдума является украинский парламент. Точнее, те его представители, которые не примкнули к большинству. Принято считать, что причина их отрицательного отношения связана с перспективой роспуска Верховной Рады (эта норма заложена в одном из вопросов референдума). Хотя, возможно, недовольство народных избранников имеет более глубокие корни, ведь в случае положительного исхода референдума работа ВР должна стать куда более эффективной. Может быть, многие депутаты просто не хотят становиться профессиональными парламентариями?

Неприкосновенность есть у парламентариев во всем мире, но только у наших депутатов она имеет столь широкий смысл

Вот, к примеру, вопрос о депутатской неприкосновенности. Что случится, если иммунитет будет существенно ограничен? Это приведет к тому, что парламент, возможно, недосчитается нескольких своих представителей, по которым, образно говоря, давно тюрьма плачет. Да и на следующих выборах в Верховную Раду они уже не будут стремиться стать депутатами. Зачем, если депутатский статус больше не позволяет скрываться от правосудия?

Институт неприкосновенности существует во всех парламентах мира, но только на постсоветском пространстве неприкосновенность имеет столь широкий смысл. Без согласия Верховной Рады против наших депутатов не может быть начато практически ни одно следственное действие. В других странах делегаты народа защищены только в рамках своей профессиональной деятельности. Например, английский депутат не несет уголовной ответственности за слова, сказанные в стенах парламента. Но если тот же народный избранник вдруг ограбит банк, то ничто не помешает органам правопорядка возбудить против него дело и в итоге -- посадить в тюрьму.

Таким образом, если вопрос о неприкосновенности будет решен на референдуме положительно, Украина существенно продвинется на пути к цивилизованным формам парламентаризма. Еще более кардинальные изменения произойдут в случае утверждения на референдуме вопроса о парламентском большинстве.

Напомним, что норма, заложенная в соответствующем вопросе плебисцита, обязывает Верховную Раду сформировать постоянное большинство, которое должно нести ответственность за все принимаемые решения. Причем, если парламентское большинство сформировать не удастся (или же в случае, если оно распадется), Президент имеет право назначить внеочередные выборы.

Понятно, что многим такой поворот не понравится. Ведь что было раньше? Компартия Украины официально числилась в оппозиции -- то есть не несла ответственности за решения, принимаемые властью. Между тем, именно она контролировала весь законотворческий процесс, формировала руководство ВР и осуществляла еще целый ряд властных полномочий. Ловко получается: мы управляем, но ответственности за это не несем. Новая система, вынесенная на всенародное обсуждение, сделает подобного рода ситуации невозможными. Если некая политическая сила хочет определять жизнь страны, то она и будет ответственной за все. А если кто-то ответственность нести не захочет, он просто потеряет власть -- уйдет в оппозицию. Кстати, в определенном виде такая система уже действует: сегодня в парламенте работает некоммунистическое большинство, которое полностью отвечает за принимаемые решения. Но кто поручится, что так будет всегда, если не зафиксировать это положение на законодательном уровне?

У украинских народных избранников нет пока никаких мотивов к объединению, сближению своих позиций

Если мы вновь обратимся к мировому опыту, то увидим, что в большинстве стран эффективность парламентов обеспечивается именно за счет механизма большинства. Нет большинства -- нет парламента. Этот принцип действует в Италии, Франции и, уж конечно, в известной своими демократическими традициями Великобритании.

Именно необходимость формирования большинства заставляет европейских депутатов постоянно искать политический компромисс. Подчас они образуют такие коалиции, которые во время избирательной кампании им и во сне не привиделись бы. На выборах кандидаты в депутаты активно критикуют своих оппонентов, желая подчеркнуть собственную значимость. Но как только кампания заканчивается, избиратели обнаруживают, что в стране намного меньше противоречий, чем казалось раньше.

В Украине дело обстоит иначе. Даже очень незначительный вопрос может вызвать парламентский кризис. А все потому, что у наших избранников нет никаких мотивов к объединению, сближению своих позиций. Заметьте, нынешнее большинство в Верховной Раде появилось только тогда, когда над депутатами нависла угроза досрочных выборов. И это -- уже не впервые. В 1995 году Президент предложил Верховной Раде подписать Конституционное соглашение, но парламентарии тянули с решением и подписали документ только после того, как глава государства пригрозил провести референдум о доверии депутатам. В 1996 году пришло время принимать Конституцию. Опять началась парламентская волокита. Депутаты утвердили Основной Закон только после угрозы вынести конституционный проект на всенародное обсуждение…

Но нельзя же каждый раз пугать собственный парламент в надежде, что только после этого он начнет нормально работать! Должна появиться система, автоматически обеспечивающая нормальную работу. Именно такую систему предлагается утвердить на референдуме.

Во многом аналогичные цели преследуются и в вопросе о верхней палате, формируемой из представителей регионов. Фактически верхняя палата -- это фильтр, стоящий на пути непродуманных, тенденциозных или попросту глупых решений. Депутату Верховной Рады ничто не мешает проголосовать за нереальное увеличение уровня зарплат или пенсий. Зато его коллега из верхней палаты трижды подумает, согласиться ли с этим. Потому как депутат верхней палаты -- это мэр города или губернатор области, и, в отличие от депутата ВР, он вынужден думать, откуда брать деньги на увеличение выплат.

Таким образом, выносимые на референдум вопросы ставят украинский парламент в весьма жесткие рамки. Депутат будущего должен иметь значительно более высокую квалификацию, должен публично отвечать за свои действия, быть чистым перед законом и… много работать. Очевидно, именно эти требования так не нравятся некоторым избранникам из нынешнего состава ВР. И вот украинские избиратели получили прекрасную возможность заставить их работать по-новому. Причем сделать это они могут и уже сегодня, и завтра, и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье. Ведь участки для предварительного голосования на референдуме открыты с 6 апреля.


«Facty i kommentarii «. 12 апреля 2000. Политика