Происшествия

Одним росчерком пера трое мариупольских таможенников превращали раскошные «линкольны» в скромные отечественные «запорожцы»

0:00 — 13 апреля 2000 eye 379

Следствие по автомобильному делу передано в суд

Мариупольский отдел УСБУ в Донецкой области, местный отдел борьбы с организованной преступностью и городская прокуратура общими усилиями пресекли незаконную деятельность троих инспекторов отдела неторгового оборота. Их деяния попали под статью 165 ч. 2 УК Украины -- злоупотребление служебным положением, предусматривающую лишение свободы от 2 до 5 лет. Следственная группа передала уголовные дела теперь уже бывших таможенников в Приморский районный суд Мариуполя.

Как говорил герой фильма «Белое солнце пустыни», за державу обидно! И не только. Обидно, что запятнала честь мундира старейшая в Украине таможня, которая верой и правдой стояла на страже интересов государства еще при царе-батюшке.

«На чем же «погорели» мариупольские таможенники?»

С этим вопросом корреспондент «ФАКТОВ» обратился к прокурору Мариуполя Александру Марченко.

-- Пожалуй, начну с примера показной принципиальности мариупольских таможенников, -- говорит Александр Иванович. -- Украинские моряки, работающие на судах загранплавания, имеют законное право 50 процентов легально заработанной валюты использовать для приобретения за рубежом автомобилей и растаможить их по льготным тарифам. Когда же судно приходит в родной порт Мариуполь, у владельцев привезенных иномарок начинаются сплошные неприятности, которые, как правило, заканчиваются судебными тяжбами с Мариупольской таможней. А все потому, что таможенная служба стоит на «твердой принципиальной позиции» -- иномарки, приобретенные моряками в зарубежных портах, растамаживать на общих основаниях.

И другой пример, с которым столкнулась городская прокуратура, осуществляя надзор за деятельностью Мариупольской таможни. По оперативной информации, полученной из компетентных органов, мы установили, что некий гражданин, правда, непонятно какого гражданства -- он имел паспорта жителя Канады, Белоруссии и других стран, -- ввозил паромом из Канады в Европу, а потом -- в Украину партии престижных иномарок. А растамаживал их здесь, в Мариуполе, как говорят, по очень смешным ценам.

Суть махинации с иномарками, поступавшими в нашу страну, как правило, через три таможни на западных рубежах Украины, заключалась в следующем. В соответствии с существующими нормативными актами, растамаживание автомобилей ведется с учетом их возраста и объема двигателя. Например, иномарки, выпущенные в течение последних двух лет, переоценке не подлежат. Написано в служебном циркуляре, что «Гранд Чироки» стоит на мировом рынке, допустим, 40 тысяч долларов США, от этой сумы и взимается ввозная таможенная пошлина. Наши комбинаторы в форме таможенников решили исправить эту «несправедливость», из-за которой автомобильным дельцам приходилось отдавать приличную сумму в государственную казну Украины. Особо не мудрствуя, они начали прибавлять года заокеанским автомобилям. Для пущей достоверности прикладывали к таможенным документам акты экспертизы, выданные некой киевской независимой экспертной организацией.

Но и это еще не все. Следователи вскрыли множество фактов, когда, например, шестисотый «Мерседес», только сошедший с конвейера, с объемом двигателя в шесть литров, превращался по сути дела в потрепанный десятилетний «Жигуленок» с объемом двигателя 1,3 литра. Естественно, за такое «чудесное превращение» таможенные инспекторы получали от клиента приличное вознаграждение. Таким же нехитрым росчерком шариковой ручки «Линкольны» превращались в «Запорожцы», крутые фордовские джипы -- в «Москвичи». В результате этих махинаций с таможенными документами на десятки и сотни тысяч занижалась сумма ввозных пошлин. По самым скромным подсчетам, только по «льготам» клиенту канадско-белорусского происхождения государственная казна недополучила более 300 тысяч гривен.

-- Говорят, что в трехэтажном особняке бывшего таможенного инспектора за внешним миром постоянно наблюдали четыре видеокамеры?

-- Не стану утверждать, что это действительно так -- следователи и оперативники более осведомлены. Но и отрицать не могу…

-- Чем объясняли во время следствия свои «оплошности» сами подозреваемые?

-- Утверждают, что слепо верили документам, поступавшим от коллег с западной границы. Но, позвольте, у этой службы есть свои технологические карты, по которым они обязаны проводить тщательный осмотр автомобиля, предоставленного в таможню. Конечно, многое мог бы рассказать и поставщик автомашин, который очень вовремя спешно покинул территорию Украины. Кстати, уголовные дела на двоих таможенников мы уже передали в Приморский районный суд, третий же ударился в бега.

-- Неужели милиция не отличит шестисотый «Мерседес» от «Жигулей»?

-- Увы, все эти машины ушли из Мариуполя. Есть основания подозревать, что их у нас вообще не было. На Мариупольскую таможню привозили только документы на машины, которые пересекали западную украинскую границу. Установить, где они зарегистрированы -- в Украине, России или других странах СНГ, -- такую задачу мы не ставили. Что касается милиции, то она не устанавливает объем двигателя. Ей достаточно сверить номера на двигателе, кузове и других агрегатах и проверить, не числится ли автомобиль в розыске. К тому же проворовавшиеся таможенники действовали осмотрительно: в документах для таможни проставляли заниженный объем двигателя и «старческий» возраст машины, а для милиции выдавали «чистые» справки.

-- Существует мнение, что прокуратура вместе с СБУ и ОБОПом вскрыла лишь верхушку айсберга?

-- Чтобы это утверждать, нужны веские доказательства. Пока проводится полная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Мариупольской таможни. По ее первым результатам городская прокуратура вынуждена была обратиться в Жовтневый районный суд с иском по факту незаконной приватизации служебной квартиры бывшим начальником таможни Владимиром Крамаренко. Суд нам пока отказал в иске, и мы вынуждены обратиться в кассационную инстанцию, поскольку средства на приобретение шести служебных квартир в свое время были выделены целевым назначением Главной таможенной службой Украины (ГТСУ).

-- Приказом по ГТСУ Владимир Крамаренко с 1 марта сего года переведен на должность руководителя Керченской таможни. Не связана ли эта рокировка с угрозой для жизни бывшего начальника Мариупольской таможни, ведь на него в подъезде дома напали неизвестные и нанесли ножевое ранение, о чем недавно писали «ФАКТЫ»?

-- Дело находится в производстве в Жовтневом РОВД. Это милицейская подследственность. Органы следствия не установили, что нападение на Крамаренко связано с его служебной деятельностью.

К сказанному главным законником города следует добавить, что в Мариупольской таможне за последнее время дружно взялись за «ликвидацию неграмотности». В распоряжении следственной группы прокуратуры уже есть материалы, подтверждающие, что ряд работников таможни заполучили липовые дипломы о высшем образовании. Как показала проверка, никто из них не отлучался ни на экзаменационные сессии, ни на защиту диплома. А один сотрудник таможни перещеголял всех высокообразованных коллег -- предъявил диплом бакалавра… карликового государства Сан-Марино.