Культура и искусство

Юрий антонов: «в советские времена у меня на сберкнижке лежало полтора миллиона рублей! »

0:00 — 14 апреля 2000 eye 1369

На прямую линию в «ФАКТАХ» Юрий Михайлович опаздывал, и, судя по уставшему виду, был не очень рад куда-то идти, отвечать на вопросы… В Киев он приехал простуженный, кашлял. Но, освоившись, заметил: «А у вас тут круто!» Наши читатели окончательно вывели классика из хмурого состояния, поскольку редко какая наша линия проходит в такой душевной, доброжелательной атмосфере. Юрий Антонов улыбался, пил горячий чай с лимоном… Юрий Михайлович еще раз подтвердил на собственном примере золотое правило: чем больше талант, тем меньше понтов.

«Все это враки, будто бы в Советском Союзе нас заставляли про Родину петь. Мы делали это по своей воле»

-- Прямая линия? Здравствуйте, Юра! Владимир Кулак.

-- Приветствую вас!

-- Я прочел в «ФАКТАХ» интервью с вами. Все знают, что у вас много кошек и собак. Не проводите ли вы селекционную работу среди них?

-- Не-ет, ну что вы! Какая селекционная…

-- А нельзя им привить любовь к музыке?

-- Да нет, они и так достаточно музыкальны.

-- Чтобы они в марте не выли, и чтобы мелодия была нормальная.

-- (Смеется. ) У меня не воют они! Они у меня заняты. Правда, недавно у меня собака одна убежала, и я, больной, в страшном состоянии искал ее… Такого еще не бывало! Она перелезла через забор! Ну и неделя у меня была… Страшная! Я в Солнцево живу, там лес. Пришлось ездить на машине, искать ее повсюду, людей расспрашивать. Одни говорят: мы видели здесь, другие -- видели там. С 10 утра до 8 вечера искал, каждый день. По телевидению давал объявление, солнцевские мне помогали. (Смеется. ) Слава Богу, нашел, но это достаточно большая трагедия была.

-- С Юрием Михайловичем можно поговорить?

-- Слушаю!

-- Ой, здравствуйте! Я вас очень люблю, мне нравится ваше творчество. Купил билеты, иду на ваш концерт. Я много читал о разных звездах, еще советских времен, -- Пугачевой, Леонтьеве, что на них в советские времена очень давило правительство, чтобы только о Родине пели. На вас давили?

-- Нет, такого не было, чтобы только о Родине. Это неправда. И пусть они вам не врут, потому что это чистое вранье -- никто не давил. Другое дело, что была определенная политика. Например, я выступал с сольным концертом, и так как я не являлся членом Союза композиторов (а я пел полную свою программу, из своих песен), бывали проблемы с Союзом композиторов. У нас был такой закон в Советском Союзе, что на концерте должно быть какое-то количество песен членов Союза композиторов. Но я не подчинялся этому, и из-за этого были конфликты. А так -- чтобы заставляли про Родину петь! Я такого не помню. Конечно, мы сами пели, нас никто не заставлял. Мы сами это делали, без всякого давления.

-- У нас в Киеве есть программа «НЛО», в которой артистов переодевают в зверей, птиц, фантастических персонажей. Какой образ вам ближе?

-- Я не хотел бы сыграть животного, потому что я видел, как обращаются с животными наши современники, мне не хотелось бы быть животным. С животными, к сожалению, обращаются очень плохо. Ну кем?! Может быть, рыцарем. Я вижу, здесь, в кабинете главного редактора «ФАКТОВ», стоит рыцарь на коне. Может быть, хотел бы быть рыцарем с остро отточенной шашкой: чуть что -- сразу по голове! (Смеется. )

«В свой прошлый приезд я забрал из Киева кошку»

-- Есть уже Юрий Антонов?

-- Есть, есть!

-- Меня зовут Галя. У меня сегодня, кстати, день рождения -- 29 лет.

-- Поздравляю.

-- Это для меня подарок. Я решила: обязательно с вами поговорю! Я с детства слушаю ваши песни, очень много в них доброты человеческой, нежности. Как вам удается делать так, что ваши старые песни до сих пор популярны? Вы не стареете душой и песнями.

-- Я не могу ответить на ваш вопрос, потому что не знаю, «как мне удается»… Это, видимо, заложено как-то. Сейчас я записал новый альбом, в этом году он выйдет. Это будет очень оригинальный альбом -- в том смысле, что это запись моего живого концерта с большим оркестром во время моего юбилейного праздника, поэтому таких дисков на сегодняшний день в наличии в продаже просто нет. Живой концерт, прекрасный оркестр. Появится диск в продаже -- купите! Вы увидите, какие там интересные песни и как это там интересно сделано.

-- Это Антонов? Меня зовут Таня. Работаю в стоматологии, у нас большой коллектив, мы очень любим слушать ваши песни. Скажите, какие качества в женщине вы цените больше всего?

-- Качеств должно быть очень много, положительных.

-- А прежде всего? Вы увидели женщину, пообщались с ней, и что-то понравилось…

-- Понимаете, бывает по-разному. Одно дело, когда ты увидел в первый раз -- глаза привлекательные, стройная фигура. А уже потом очень важно, какой она человек в жизни, как себя ведет, как общается с тобой… Одно дело, если это мимолетная встреча, потом быстро разошлись, другое -- когда ты собираешься с человеком общаться длительный срок. Тогда вас интересуют уже совсем другие качества. Бывают разные встречи! Одна встреча -- приехал в Киев, познакомился, уехал в Москву. Другая встреча -- приехал в Киев, познакомился с девушкой и забрал ее в Москву. Прошлый раз, когда я приехал в Киев, забрал из Киева… кошку. Я ее подобрал на вокзале. Поезд уходил в полтретьего ночи, а мы стояли с оркестром в буфете. И к нам подошла маленькая кошечка. Мы немножко после концерта расслабились, и я подумал: дай-ка ее заберу. Было 10 -- станет 11!

-- Чем она вам понравилась?

-- Вот этим и понравилась! Подошла, потерлась о ножку -- получила сосисочку. Осталась. Я ее забрал -- и в поезд. Утром проснулся, а у меня подушка мокрая. Она, видимо, пописала на подушку. (Смеется. ) Одним словом, эта кошка у меня живет и очень хорошо себя чувствует.

-- А то, что вы не женаты до сих пор…

-- Я был трижды женат. У меня есть знакомые, коллеги, которые могут похвастаться большим количеством браков, но для меня три раза -- достаточно много. Я сейчас нахожусь в периоде ожидания. Тем не менее, могу сказать, что я человек относительно свободный, потому что все-таки я общаюсь с симпатичной женщиной…

-- Юрий Антонов? Неужели! Не верю! Я страстный бильярдист. Хотел бы поинтересоваться, какой у вас бильярдный стол и какой у вас кий.

-- Бильярдный стол у меня американский, но большой -- 9-й размер. Самый большой! А кий? Я не знаю, какой он фирмы, знаю, сколько он стоит. Недорогой, 200 долларов. Меня устраивает. А киев у меня много, около 10 -- ко мне ж гости приходят, мои друзья… Поиграть со мной в бильярд. Это одно из моих любимых занятий.

«Мне нравятся взрослые игрушки, из которых стрельнуть можно куда-нибудь»

-- Это «ФАКТЫ»? Юрий? Даже не верится, что до вас дозвонилась. Меня зовут Настя, из Ялты. Вы мой самый любимый певец, спасибо вам. Хочу пожелать всего самого лучшего. Какие цветы вы любите и приедете ли вы в Ялту со своей программой?

-- Я не могу сам приехать, даже если бы хотелось. Должно быть приглашение людей, которые организовывают концерты, пока приглашений насчет работы в Ялте не было. А насчет цветов… Знаете, у меня дома много цветов -- 70 кустов роз.

-- А игрушки вам нравятся?

-- Игрушки?! Не, мне мужские игрушки нравятся, из которых можно стрельнуть куда-нибудь. Это мне нравится. (Смеется. ) Таких игрушек много.

-- Меня зовут Оксана, из Киева! На концерте вы будете петь вживую или под фонограмму?

-- Вживую, конечно!

-- Говорят, вы уже не поете вживую.

-- (Смеется). Я как раз единственный, кто поет из оставшихся. Все остальные только рот открывают.

-- Это радует. Обязательно придем.

-- Добрый день вам, Юра! Беспокоит киевлянка, Любомира. Я вас люблю и любила очень давно: и творчество ваше уважаю, и вас как человека. У меня есть сын, которого я назвала Юрой. Хочу признаться, что назвала его Юрой из любви к вам…

-- Спасибо. Очень приятно.

-- Моему сыну уже 16 лет, и я никогда ему об этом не говорила. И когда из газеты узнала, что вы приедете на концерт, сказала: «Юрочка, я хотела, чтобы ты был хорошим человеком -- таким, как Юрий Антонов. Поэтому я тебя назвала в честь Антонова». Сын не поет, но очень любит музыку.

-- Приятно, честно говоря! Всего вам доброго, успехов, крепкого здоровья!

-- Юрий Михайлович, почему вы ушли в небытие? Почему мало вас показывают? Мало песен новых пишете?

-- Мало песен пишу. Вернее, мало их записываю, мало их выпускаю. У меня много песен написано. У меня очень хорошая студия, высокого класса, и я решил сделать фонотеку своих произведений, постепенно стараюсь записывать свои старые песни и выпускать их, чтобы как бы поставить на полочку подряд… 10--15 компакт-дисков. Это очень кропотливая работа, поскольку студия новая и приходится очень много работать -- осваивать мастерство звукорежиссера… Работаю! В этом году выйдут два компакт-диска, в следующем -- еще, может быть, один--два.

-- Радуйте нас! На полочку себя класть не надо!

-- (Смеется. ) Вы в буквальном смысле понимаете! Я буду стараться не класть себя на полочку.

«В пятистах метрах от меня -- резиденция патриарха»

-- Ваши коллеги достаточно оперативно реагируют на то, что происходит в России -- ездят в Чечню с концертами, песни пишут о войне. Как вы к этому относитесь? Интересуетесь ли политикой?

-- Я не слежу за творчеством коллег, не знаю, кто писал песни о Чечне, о войне в Чечне… Я думаю, нет смысла, потому что это не та война, о которой надо писать. Политикой я увлекаюсь, со многими политиками дружу… У меня был недавно юбилей, 55 лет -- не круглая дата, но меня поздравили. Лукашенко прислал поздравление, Путин, посол Белоруссии был у меня на дне рождения. Я поддерживаю с ними хорошие отношения. Я голосовал за Путина, и все мои друзья, все мое окружение, все мои знакомые, все, с кем я общаюсь (а их много), все голосовали за Путина. Что касается политики, то я просто слежу, у меня нет времени заниматься политикой. Вы даже не представляете, сколько времени у меня занимает непосредственно музыкальная работа. Каждый день! Выходной у меня только в воскресенье. Каждый день примерно с 10 утра до 10 вечера мы работаем. Песню записать можно быстро. Многие мои коллеги записывают песню на кухне, ставят маленькие студии и записывают… И ничего, и показывают, и идет это все. А серьезная работа в студии отнимает очень много времени. Так что заниматься еще какими-то делами, помимо этого, у меня нет никакого желания, времени…

-- Говорят, вы живете неподалеку от патриарха.

-- Действительно, в 500 метрах от меня находится резиденция Патриарха Московского и всея Руси… Я всю жизнь прожил в домах, где скрипели половицы, где тебя будила по утрам электродрель… Всю жизнь меня это раздражало! Мои знакомые купили себе квартиры в самых престижных районах Москвы, а я решил, что все-таки будет лучше, если поищу себе что-нибудь недалеко от леса. Я нашел такой участочек, практически это Москва, район Москвы, только в лесу. И построил сам себе дом. И получаю от этого огромное удовольствие. Там великолепный воздух, 25--30-метровые сосны, много всякой живности… Прилетали, представляете, совы. Совы! Я как-то выхожу, а у меня на гараже сидит что-то такое, головой вращает… Я аж испугался сначала! Потом смотрю -- сова натуральная! Представляете, какая радость для человека, у которого практически в городских условиях сова живет?

-- В советские времена вы были одним из самых высокооплачиваемых певцов, наравне с Кобзоном и Высоцким.

-- Не-ет, я гораздо больше зарабатывал. Дело в том, что Кобзон имел гораздо большую концертную ставку, но я же АВТОР, понимаете. Я зарабатывал не столько концертом, сколько авторскими…

-- В Советском Союзе, будучи известным музыкантом, можно было заработать на дом, на несколько машин?

-- Можно. Запросто. Не только на дом и несколько машин! Но ничего нельзя было купить. Заработать можно -- купить нельзя!

-- И куда же вы вкладывали свои деньги?

-- В сберегательной кассе у меня лежало полтора миллиона рублей…

-- Которые сгорели…

-- Кто вам сказал? Не-ет. Ничего не сгорело. Вовремя сориентировался.

-- Почему большинство людей предпочитают все-таки слушать плохую музыку?

-- А где ж ее найти, хорошую музыку? Большинство радиостанций, к моему огромному сожалению, передает много плохой музыки. Есть и в жанре популярной музыки хорошие вещи, но есть -- и ее много -- музыки, которая не только не трогает, но и некачественная абсолютно. А есть -- вообще запредельная, которая записана где-нибудь в ванной или на кухне. Она имеет право на существование у себя дома! А она выходит в эфир, на целую страну… Мне это не нравится. И, конечно, засилье западной музыки, пусть даже технологически хорошо сделанной. Мы раньше думали, что будем копировать Запад, и ничего не получается. Нужно делать свою музыку, у нас больше своей музыки должно быть.

Материал подготовили Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»