Происшествия

Чтобы прокормить семью, селищанские мальчишки чуть не сдали в металлолом… Боеприпасы

0:00 — 19 апреля 2000 eye 390

Из трех подземных хранилищ саперы извлекли 235 артиллерийских и зенитных снарядов, мин, ручных гранат и других взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны

Несколько дней назад мальчишки из с. Селище Тывровского района Винницкой области обнаружили в местном лесу боеприпасы. Ребятам повезло -- проверяя на прочность таившие в себе огромную опасность ржавые металлические болванки и даже играя ими в футбол, подростки остались живы. Вызванные тотчас саперы обнаружили в лесу три подземных арсенала боеприпасов. При неумелом обращении смертоносный металл мог взорваться в любую минуту.

Первыми находками саперов в подземных арсеналах стали… подковы

Проведя пробную разработку грунта в указанной местными мальчишками «яме с бетонированными стенами», солдаты и офицеры группы разминирования 215-го отдельного аварийно-спасательного батальона войск гражданской обороны Министерства чрезвычайных ситуаций извлекли несколько ржавых подков, а потом один за другим 98 артиллерийских снарядов, артиллерийских мин, зенитных снарядов, ручных гранат.

-- Некоторые боеприпасы уже вышли на поверхность земли, на них и наткнулись мальчишки, -- рассказывает начальник группы пиротехнических работ Сергей Левчук. -- А еще наш водитель Александр Карпович выкопал около десятка подков, и мы поняли, что это неспроста -- на счастье. Действительно, «урожай» боеприпасов в этом лесу собрали небывалый. Больше всего нашли артснарядов разного калибра, которые, безусловно, очень опасны. В каждом из этих 122-миллиметровых артиллерийских снарядов по 3,7 килограмма тротила. Наиболее опасные немецкие сорокапятки, многие из них извлекаем с «живым» взрывателем, на котором даже маркировка читается.

-- И в самом лесу, и в расположенном неподалеку питомнике мы в детстве всегда собирали порох, -- продолжает разговор Селищанский сельский голова Вадим Клименко. -- Причем на так называемые еле заметные квадратики даже и не обращали внимания, а вот с помощью «колечек» диаметром около одного сантиметра запускали ракеты. Реже нам попадались «сосульки» -- длинные и пустотелые -- фейерверки из них получались отличные! Вообще-то мы с братом жили в центре села и «пороховая» территория была не нашей, но местные мальчишки охотно принимали нас, устраивая своеобразные состязания, кто больше пороха соберет.

За вырученные от собранного металлолома деньги местные мальчишки покупают тетради и учебники

-- На поверхности металлолома уже не осталось -- все сдали приемщику, -- рассказывает одиннадцатилетний Рома Коренюк. -- Поэтому каждый день после уроков мы с братом идем в лес за металлом, взяв с собой лопату и сапку. Этого добра здесь хватает! Вот и стараемся, роем землю, как кроты. А вечером бежим к дядьке Панасюку, который за наши железяки то трешку даст, то пятерку -- как повезет. Бывает, едем сдавать металл в Винницу или Тывров -- там цены выше примерно в два раза.

-- Деньги отдаем матери, за что она называет нас кормильцами, -- продолжает старший брат Ромки тринадцатилетний Богдан. -- Не знаю, что было бы с семьей, если бы не наш железный промысел. Ведь, кроме нас, в семье растет еще пять братьев и сестер. Мама не работает, она в декретном отпуске, а отец, хоть и трудится в местном колхозе, зарплаты уже давно не получает. За вырученные от собранного металлолома деньги мы покупаем школьные тетради и учебники. А теперь надо бы и какую-то обувку приобрести -- Ромка все время жалуется, что мерзнет в резиновых сапогах.

В тот день, когда мальчишки наткнулись в лесу на три ржавые болванки, радости их не было предела -- в открывшейся земляной нише с бетонированными стенками таких просматривалось еще и еще. Но промышлявший вместе с братьями шестнадцатилетний Димка Слюсар посоветовал не торопиться, потому как болванки показались ему уж больно похожими на снаряды. И тогда мальчуган посоветовал отвезти сначала три болванки Панасюку, а если он их не примет, попытать счастья в другом месте.

-- Я не артиллерист, но сразу понял, что это настоящие артиллерийские снаряды, -- вспоминает приемщик металла Сергей Панасюк. -- Увидев их, побежал за участковым и сельским головой. Они мои догадки подтвердили. Приехавшие вскоре бойцы группы разминирования рассказали о том, что эти снаряды очень опасны. Я вообще-то принимаю цветной металл только два месяца, но каждый день мне приносят какие-то интересные, даже редкие вещи. Как-то односельчанин притащил латунный самовар, на котором сбоку было выбито «1899». Этот старинный самовар можно было бы и в музей сдать, да уж слишком он побитый. Кстати, дети сдают много вещей, но принимаю их лишь в том случае, если они приносят записку от родителей.

Во время производившихся каждый день подрывов боеприпасов старожилы как будто вновь пережили войну. И сам лес, и прилегающую к нему территорию -- свыше десяти гектаров -- саперы тщательно обследовали. Теперь этот участок безопасен. Три выкопанные в лесу дыры глубиной около двух метров и два с половиной метра шириной разрыты как раз накануне 56-й годовщины освобождения Селища от фашистов.

Иногда сельские жители оставляют у себя в хозяйстве найденные боеприпасы -- так, на всякий случай

Когда саперы производили раскопки и обезвреживали боеприпасы, из Гнивани приехали представители общества ветеранов войны. Для местного музея боевой славы они получили необычный подарок -- извлеченную из подземелья немецкую ложку из нержавейки. Кстати, старички поделились и собственным опытом раскопок. Оказывается, несколько лет назад они откопали зарывшийся в грунт на большой скорости фашистский самолет и еще имеют данные о двух самолетах. Напоследок ветераны пригласили саперов на очередные раскопки.

-- Односельчане лишь догадывались, что что-то в нашем лесу не так, -- вздыхает ветеран войны Николай Сидлак. -- Производивших раскопки ребят сегодня благодарит все село. Хотя они и говорят, что прошли специальную подготовку, все равно мы понимаем, что саперы рисковали своими жизнями. И хорошо, что как раз к лету поспели с этими работами. Шутка ли, рядом находятся два огромных оздоровительных детских комплекса «Маяк» и «Олимпия», где летом отдыхает ребятня со всей области. А ведь дети очень любознательны.

-- Обезвреженные арсеналы -- это первая крупная находка за последние годы в области, -- сообщает заместитель начальника Винницкого областного управления по чрезвычайным ситуациям Анатолий Шкильнюк, -- хотя выступающие на поверхность земли единичные боеприпасы приходится уничтожать каждую неделю. Особенно много находим их во время вспахивания огородов: избавляется земля от смертоносного груза.

Поскольку оружия и боеприпасов, выталкиваемых матушкой-землей, на территории области все еще много и не единичны случаи, когда сельские жители оставляют их при себе (так, на всякий случай, мол, в хозяйстве все пригодится), винницкая милиция установила расценки за добровольно сданные боеприпасы и оружие. Теперь в металлолом их не понесут.