Происшествия

Воспитав семерых детей, владимир и людмила писаченко решили не дать себе спокойно состариться и стали родителями еще двум двухлетним подкидышам

0:00 — 20 апреля 2000 eye 425

Брошенных детей в новой семье вылечили от болезней и страха… любовью

В семье Писаченко все происходило, примерно как в фильме о многодетной советской семье «Однажды двадцать лет спустя» с Гундаревой в главной роли: шум, гам, комические ситуации и недоразумения, пожары и разрушения. Собственно, все то, что и должно случаться, когда в семье семеро детей. И вдруг в какой-то момент Владимир и Людмила обнаружили, что этого самого шума в семье стало явно меньше: старшие выросли, а младшие покинули маленькие деревянные кроватки, которые теперь пустовали, напоминая родителям о счастливом времени. «А у нас в сердцах осталось столько любви и тепла, которые мы бы хотели подарить еще кому-то». И вот в семье появились двое двухлетних подкидышей, которым Писаченко заменили родителей. Кроватки в этой семье не выбрасывают и не отдают другим -- надеются, что пригодятся…

Брошенные малыши боялись людей, не разговаривали и не ходили

Людмила и Владимир уже давно решили, что не дадут себе спокойно состариться, и не раз задумывались о маленьких приемышах. Случай не заставит себя долго ждать -- особенно если его подгонять. Супруги Писаченко посещали районную детскую больницу, где лечили брошенных детей. Двойняшек Ксюшу и Сашу Людмила приметила сразу. Эти двое вызывали особую жалость: насупленные и недоверчивые, они сидели на голой клеенке в одной кроватке и держались за прутья, искоса поглядывая на посетителей. Судя по скудным сведениям, собранным о них в больнице, это были брат и сестра, двойняшки -- внешне они, действительно, похожи друг на друга, но пока подтвердить их родство не удается.

-- В течение двух месяцев мы с Володей и детьми ходили к малышам в гости, общались с ними -- чтобы они постепенно привыкали к нам. Сразу было видно, что родная мать или человек, который ухаживал за детьми, обходился с ними ужасно: они боялись людей, плакали, когда их брали на руки, словом, вели себя, как настоящие дикари. К тому же они болели, не ходили и не разговаривали, хотя им было уже около двух лет. Сашеньку просто не держали ноги -- но за месяц мы его выходили, и теперь он передвигается на своих двоих.

Выяснилось, что около года назад мать оставила их незнакомой женщине, чтобы та присмотрела за детишками, в залог отдав свой паспорт (правда, в графе «дети» никаких записей не было). Поскольку мамаша не спешила возвращаться, то «нянька» сдала чужих детей в милицию. В последнее время дети жили в больнице, их здоровье было подорвано.

Теперь малыши воспитываются в семье Володи и Люды. И в который раз супруги окунулись в круговорот горшочков, бутылочек и памперсов.

-- Дети не могут помешать! -- говорит Людмила. -- От них мы получаем только радость. Мы бы усыновили малышей в обычном порядке, но мне уже 47 лет, а Володе -- 52, для этого мы уже старые. Хорошо, что сейчас в Украине действует немецкая программа, позволяющая нам выступать в роли приемной семьи. Это значит, что дети будут носить свою фамилию, а когда вырастут, мы скажем им о том, что они приемные. Но ведь это будет всего лишь формальность! Думаю, если бы люди брали к себе в семьи брошенных детей, проблемы вообще не существовало бы.

Каждый из семерых детей в свое время пытался устроить в квартире костер

Секрет выживания семьи Писаченко очень прост. Все в ней ладится только потому, что в ее фундамент заложены любовь и взаимопонимание между Володей и Людой. История их любви началась, когда они оба работали в одном из вузов. Тридцатилетний Володя, молодой специалист, был секретарем парторганизации:

-- Люда мне понравилась сразу, ей тогда было лет 25. Но говорили, что она замужем, растит двоих детей. И только потом, когда я принимал у нее зачет, узнал, что она разведена. Тогда я стал за ней ухаживать, ходить к ней в гости.

Сначала Людмила водила настырного гостя домой «огородами» -- может быть, надоест. Не хотела приводить в дом, где ждали дети. Все думала: «Чего он ко мне, разведенной, привязался». И даже когда уже перестала сопротивляться, замуж идти не хотела -- жалела молодого «неразумного» холостяка. Того же мнения были и родители, причем с обеих сторон. Тем временем Володя упорно добивался своего: «Не позволю, чтобы о любимой женщине ходили слухи в институте. Она должна выйти за меня замуж!». Расписались, как говорится, по знакомству за два дня. В то время Свете было три с половиной года, а Коле -- четыре с половиной, и стали они Володиными детьми.

Расписавшись, Люда и Володя сразу договорились, точнее, сошлись во мнении, что у них будет много детей. У первого их общего ребенка, Дениса, умного и красивого мальчика, были проблемы со здоровьем -- слабенькое сердце. Когда ему было шестнадцать, он пошел купаться на речку. Разогнался, прыгнул и… сердце не выдержало. Это случилось четыре года назад. Сейчас повсюду в доме на стенах висят его фотографии. Вспоминая о сыне, Людмила плачет:

-- До сих пор, когда мы садимся за стол, я не досчитываюсь Дениса и всегда вижу пустое место. Та же пустота и в душе. Никто не сможет заменить его. Денису сейчас исполнился бы 21 год…

Галине, дочке Люды и Володи, сейчас 18 лет, их сыну Антону -- 16, Михаилу -- 10, Петру -- 6. И хоть все дети очень разные по характеру, все они свой первый костер разжигали в квартире. В семье Писаченко их было семь. Самым запоминающимся оказался случай, когда посередине кухни прямо на полу все дети разожгли огонь и стали печь картошку -- теперь огромная заплата в паркете напоминает о пионерском кострище.

Дети лезли за кошками на карниз и разбирали на щепки двухъярусные кровати

Пока дети росли, в доме перебывало огромное количество зверья всех видов и мастей -- морские свинки и попугайчики, собаки и кошки. Мама и сама неоднократно спасала ворон, принося их в дом. Бывало, в квартире на подоконнике в ряд стояли банки с двадцатью хомяками -- у каждого ребенка свои. Когда кошка съела попугая, Денис онемел от ужаса и несколько дней не разговаривал. Сейчас в доме тоже живут общие любимцы -- две маленькие собачки и кошка.

-- Когда мы только въехали в этот дом, приключился очередной казус: я выбежала в магазин, оставив дома одну семилетнюю Светлану. Прихожу, а возле дома собралась толпа соседей, и все смотрят вверх: моя Светка сидит на козырьке балкона. Я так и обмерла, смотреть боюсь -- ведь если нога подвернется… Тогда попросила незнакомого мужчину втащить дочку в квартиру. Слава Богу, все обошлось. Оказывается, она пыталась спасти кошку, а вот вернуться обратно в квартиру не смогла. Все подруги мне тогда говорили: отлупи ее, чтобы знала! А я подумала: за что же ее наказывать, ведь она доброе дело делала! Только расплакалась, и она вслед за мной.

Сыновья делают по дому все, что положено мужчинам. Поэтому, когда папы нет, его есть кому заменить. Мальчишки без труда и гвоздь забьют, и с инструментом разберутся, и починят все, что нужно. Безусловно, случались и недоразумения: однажды родители, придя с работы домой, обнаружили, что двухъярусная кровать разобрана на мелкие щепки. И все-таки самостоятельность здесь поощряется:

-- Мужчина все должен уметь, -- считает отец семейства, -- мы их к этому приучили. Старшие уже имеют профессию. 24-летний Коля сейчас живет отдельно, в частном доме в Буче, завел себе ульи, собаку. Он профессиональный краснодеревщик, но из-за проблем со здоровьем ему пришлось переквалифицироваться и получить еще одну профессию -- портного. Теперь обшивает всю семью: его братики и сестрички щеголяют в сшитых им кожаных куртках. 16-летний Антон хорошо разбирается в электронике -- к примеру, может телевизор починить. Все наши девочки отлично готовят. Светлану мы называем сладкой девочкой (она работает на кондитерской фабрике), Галя учится в женском колледже на социального работника.

Конечно, в нашей семье всякое бывало -- дети могли и школу прогулять. Но, несмотря на различие в характерах, основы воспитания у всех одни.

-- Николай ходил в секцию бокса и мог дать отпор кому угодно, -- вспоминает Людмила, -- но никогда этого не делал. И лишь однажды он подрался и разбил нос. Позже, кстати, очень сожалел об этом эпизоде. За исключением этого случая, не помню, чтобы мои сыновья кого-то обидели -- они у меня очень домашние, к тому же я всегда учила их не делать никому больно.

Детей лучше заводить много и парами, тогда они лучше растут!

Супруги ссорятся между собой только иногда, да и то из-за детей. А вопрос «Не слишком ли у вас тесно и шумно?» -- им кажется смешным и нелепым. Впрочем, все дети тоже хотят иметь много своих детей. Николай даже хотел взять себе малышей, но мама сказала: «Подожди, свои будут!» Восемнадцатилетняя Галина появление новых брата и сестры восприняла с энтузиазмом:

-- Я уже многих вынянчила, -- говорит Галя, -- так что очень рада. Кстати, мы хотели взять еще третьего.

Людмила предпочитает называть детский шум щебетом. И недоумевает, услышав вопрос о ссорах: «Нам некогда! К тому же мы стараемся друг друга не расстраивать. И вообще, советую заводить детей парами, они тогда лучше растут. И не нужно бояться иметь их много -- это прекрасно! Многодетная мама -- это совсем не скучно. Ей не обязательно все время сидеть дома: мы часто всей семьей выходили в гости или на прогулки. Правда, их все время приходилось пересчитывать -- зато никто не терялся. »

В этом доме можно часто увидеть гостей: все дети привыкли приводить домой друзей. Случалось, Людмиле приходилось считать детей перед едой, кормить их «отрядами» -- чтобы не пропустить гостей. Здесь даже самый маленький знает, что гостя нужно чем-то угостить. Казалось бы, большая семья, достаток скромный, тем не менее в этой семье все происходит как-то не так, как у других. Дом открыт, хозяева хлебосольны: видимо, поэтому люди к ним тянутся и относятся бережно и заботливо.

-- Нас окружали замечательные люди, сотрудники всегда старались нам помочь, -- рассказывают Люда и Володя. -- Вообще-то мы являемся председателями общества многодетных семей Зализнычного района города Киева. Но мы сами не нуждаемся в чьей-то помощи -- у нас все есть. Правда, существует небольшая проблема с обучением: когда в одной квартире находится столько детей, они, конечно, мешают друг другу учить уроки. Поэтому мы бы хотели получить специальную методику педагога из Донецка Сергея Шаталова, очень популярную несколько лет назад. Искренне надеемся, что Шаталов, возможно, откликнется на призыв всех многодетных семей Зализнычного района.

По наблюдениям супругов, маленькие Ксюша и Саша в будущем станут музыкантами -- они уже стучат по клавишам пианино, да и голоса у детей звонкие. Интересно, что и внешне детки похожи на своих новых родителей -- глазами и еще чем-то неуловимым.


«Facty i kommentarii «. 20 апреля 2000. Человек и общество