Культура и искусство

Ирина билык: от языческого буйства до христианского смирения

0:00 — 21 апреля 2000 eye 317

Новый альбом Ирины Билык «Ома» (»Mama Music», март)

Ирина Билык совершенно не умеет общаться с прессой. Она словно боится сказать лишнее. И поэтому постоянно говорит не то, что хочет, и не так, как чувствует. От этого ощущаешь дискомфорт, как от фальши. Эта придуманная (навязанная?) роль плохо удается певице и действует отталкивающе. Поэтому в журналистской среде возникло мнение, будто И. Б. -- не совсем далекая девушка. На самом деле это не так.

Почему так происходит?.. Видимо, ей внушили, что звезда должна говорить медленно, мало, с отсутствующим, каменным лицом. Я ни разу не видел, чтобы она смеялась. В то время как для звезды, если уж на то пошло, гораздо важнее, КАК говорить, чем ЧТО. Даже милые глупости хороши, если они произносятся с легкомысленным выражением лица. Ирина же излишне серьезно, с пафосом излагает весьма наивные вещи. В этой связи очень типична, например, первая же фраза из пресс-релиза, которые обычно рассылаются агентством «Нова» по редакциям: «Радi вам повiдомити, що в серцi Iрини Бiлик оселилась весна». Забавная смесь инфантилизма и официальных штампов.

Ирина -- дитя Природы, выросшее на Оболонском пустыре. Самородок. Для таких чем проще, чем меньше -- тем лучше. Чтобы не спугнуть Себя, Свое. Она из тех, кому ничего не нужно делать с собой. В ней уже все есть. Ей диктует и ее ведет. Что-то. Кто-то. И. Б. -- сфинкс. У нее какое-то феноменальное, языческое чутье, которое заменяет ей многое. И это состояние -- лучшее из тех, что можно пожелать творцу. И придумывать ничего не надо. Естественность -- лучшая роль, чего ей и желаем.

Она растет вместе со своим поколением. Творчество И. Б. можно сравнить с развитием верований на Руси. В начале карьеры присутствовало сильнейшее интуитивное начало, пред-чувство -- что нужно писать, петь. Теперь на смену дикой страсти пришло гармоничное понимание того, что делаешь, а, главное, зачем. Последний альбом -- такой себе извилистый путь от язычества к христианству. Это путь человека, приводящего свои чувства в порядок, на смену буйству приходят смирение и умиротворение. Радость бытия. Осознанная гармония разума и чувства. Языческое, прадавнее звучание первой песни «Без назви» трансформируется в течение всего альбома в лирику с православным, едва ли не философским подтекстом и выходит в конце на колыбельную «Бiлу пiсню» -- завершенное, емкое произведение о сути мирового устройства. Неуемная девушка превращается в женщину, все пережившую и понявшую.

По стилю большинство песен -- фольк-поп, этно-поп. Музыка модная, брит-поповская, хотя и безысходная, безвыходная -- весь альбом в миноре. Песни естественны, выношены. В записи принимали участие ручьи, трава, вода. Саунд альбома сделан одним из наиболее востребованных современных украинских композиторов и аранжировщиков Евгеном Ступкой. Безусловно, «Ома» на сегодняшний день -- лучший украинский поп-альбом. Как это сейчас модно, в альбоме в нескольких песнях звучат струнные инструменты -- виолончель в «Вiтрi», скрипки, альты и виолончель в «Скажи». В последней песне особенно хороши струнные в сочетании с «гаражным» саундом -- нарочно «грязно» звучащими гитарами, -- еще одна модная на Западе «фишка». Получается такое потустороннее, ледяное звучание -- «зимно так на Землi». Сделать бы песню чуть суровей -- была бы типичная баллада в духе Мэрайи Кери или Натали Имбрульи. «Вибачай» -- безусловно хит, но не единственный. Интересная песня. Своего рода антология женской философии: прости за все, хотя прощать, напрашивается вывод в конце, вроде и не за что. Не винить же, в конце концов, женщину за то, что она женщина.

Большинство сюжетов -- разговор героини с собой или с собственной тенью. Вообще, надо заметить, тексты на удивление точны, логичны и правильны. Вот то редко встречающееся в природе качество: перевести свои неповторимые чувства на язык, понятный всем, язык мелодий и текстов. «Ома» -- не самая забойная вещь в альбоме, но тоже на уровне. Есть одна танцевалка, есть «Падали» с тяжелым, даже роковым звучанием… И последняя песня, конечно же, своего рода эталон современной украинской песенной лирики: в трех куплетах рассказать об одной из главных проблем человечества -- разнице между желаемым и действительным -- это все-таки надо уметь.

И еще одно радостное наблюдение: новый альбом -- никак не застывшая икона, а портрет живого человека. Что, безусловно, гораздо интереснее.