Культура и искусство

Мама лолиты алла никифорова: «я и сейчас сомневаюсь, что моя дочь разлюбила сашу цекало»

0:00 — 25 апреля 2000 eye 17420

Мама Лолиты живет в центре Киева, на тихой улочке. У нее большая, красивая, со вкусом отделанная квартира, все диваны которой завалены игрушками. Здесь живет Ева. Маленькая дочка Саши и Лолиты. Саша звонит каждый месяц третьего числа и поздравляет дочурку с днем рождения. Лола частенько наведывается в Киев, летом забирает маму и Еву на дачу под Москвой. Крошка Ева, не имеющая никакого отношения к разборкам папы и мамы, живет в своем радостном, добром и сказочном мире. Она обожает бабушку Аллу, свою няню, подружек по двору, мягких медведей и собак. И каждый вечер, ложась в кроватку, тычет маленьким пальчиком в фотографию Лолы и тихонько произносит свое первое слово «мама».

«Когда мои родители узнали, что муж старше меня на 11 лет, они чуть не упали в обморок!»

Алла Никифорова, сколько себя помнит, всегда пела. Даже когда Лолиту родила, сразу отдала на воспитание бабушке с дедушкой -- и… на гастроли. Было-то ей тогда всего ничего -- 21 год. Благо, родители Аллы к тому времени ушли на пенсию и жили дружно в собственном доме в Мукачево возле знаменитого на все Закарпатье замка.

-- Мой папа был военным, и в 1945 году его с семьей отправили в Берегово, а затем в Мукачево. Удивительное место! И люди там жилы добрые, отзывчивые. По правде, таких я больше в своей жизни не встречала. А, уж поверьте мне, поездила я немало. Как-то Лола мне говорит с укором: «Мама, в какой деревне ты меня родила!» А я ей в ответ: «Представь себе, что в этой деревне культура была повыше, чем в самых знаменитых столицах».

Закончив Львовское музыкальное училище, по словам Аллы Дмитриевны, она «отбахала на сцене 25 лет». Сначала работала от Ивано-Франковской филармонии в Прикарпатском джаз-оркестре. Правда, известно, как в те времена относились к джазу, поэтому пела все -- от популярных эстрадных до народных песен. Причем, никогда с микрофоном! «Что вы, с оркестром можно было петь только самой, иначе аттестацию не пройдешь. А о фонограмме тогда и слыхом не слыхивали».

-- Помните, какой песней сразили наповал будущего супруга?

-- Песней? Что вы! Я даже уже не помню, в каком городе это было. Где-то на гастролях. Муж работал конферансье, у него был оркестр, правда, небольшой. Шесть певиц. Тогда такой коллектив называли шведским. Он работал в России, в Йошкар-Оле. И сначала пригласил меня просто поработать с ними. А потом… как-то неожиданно сделал мне предложение. Я немного задумалась, все-таки у нас была приличная разница в возрасте -- 11 лет.

-- Что ж вы тогда сдались?

-- Ну, на самом деле меня это смущало недолго. Вот мои родители, когда узнали, чуть не упали в обморок! Конечно, я могла выйти замуж за местного парня, за мной очень ухаживал один венгр, но тогда надо было ставить крест на своей карьере. А это не входило в мои планы. Я мечтала петь и могла сделать все, что бы этого добиться.

-- Ну и как, получилось?

-- Я недовольна своей карьерой. Сначала, когда мы с коллективом мужа бывали на фестивалях, меня многие приглашали записываться, пробоваться, но муж к этому очень ревностно относился. Говорил, зачем тебе это надо? Мы чудесно работаем вместе, зачем нам перемены? А потом Горелик он уехал в Израиль, и это меня убило. Произошло все внезапно. Правда, муж уговаривал меня с дочкой уехать с ним. Но я, слава Богу, этого не сделала. Да и, по-моему, моя свекровь этого не очень хотела. Она не любила меня, да и к Лолочке относилась прохладно. В то время мы работали в «Укрконцерте», и когда там узнали, что мой муж уехал в Израиль, меня сразу уволили. Сказали: «А вдруг ты надумаешь, представляешь, какое пятно будет на нашей организации?». Я ушла в Киевский мюзик-холл, потом работала у Бориса Шарварко, создала свой коллектив… В общем, научилась жить сама.

В то время Лолита уже перешла в четвертый класс. Она росла смышленой, непоседливой и непослушной девочкой. Маму не раз вызывали в школу, но учителя каждый раз убеждались: «Что с ними поделаешь? Актеры… »

-- Честно говоря, я долгое время полагала, что Лолита -- это просто удачный псевдоним.

-- Нет, нет. В Закарпатье это обычное имя. Там все или Лолиты, или Дианы, или Жужи. Я решила, что Жужа -- это слишком, и назвала дочь Лолитой. Все думали, наверное, в честь популярной аргентинской певицы Лолиты Торез. А я говорила: «Какая чепуха, у меня и в мыслях этого не было».

«За директора театра «Сатирикон» меня выдала замуж Лола»

Лолита в основном жила с дедушкой и бабушкой. Когда она подросла, они перебрались во Львов, в квартиру, которая выходила прямо на знаменитый Оперный театр. Бабушка водила Лолиту на все спектакли. Девочка знала всю балетную труппу и даже имела свое мнение насчет того, хорошо или плохо танцевала свою партию балерина. Когда Лола пошла в первый класс, бабушка умерла. Мама не стала оставлять дочку на отца и забрала ее в Киев.

-- Я получила гостинку в Дарнице. Ведь муж, уезжая, ничего мне не оставил, да и не взяла бы я, наверное. Мы были с Лолочкой как две хозяйки. А когда я уезжала, оставляла дочку на свою старую подругу или брала с собой на гастроли. Помню, когда уезжали, непременно брали с собой Лолочкин горшочек. Когда я выходила на сцену, ее на него усаживали, давали в руку старый микрофон и придерживали за голову, чтобы она не рванула за мной.

Крутилась Алла Дмитриевна как могла, обеспечивала себя и дочку. Она организовала собственный коллектив, с которым объездила Сибирь и Дальний Восток. За один концерт она получала 25 рублей плюс проценты, как бригадир. Худо-бедно, со временем Алла построила кооперативную квартиру и зажила вполне пристойно. «На мужчин мне не хотелось рассчитывать. Я была и за мужчину, и за женщину». Правда, продолжалось это недолго. Потому что однажды на гастролях в Саранске она познакомилась с известным нынче театральным продюсером, директором театра Константина Райкина «Сатирикон» Юлием Малакянцем. Тогда он еще работал администратором у режиссера Эдуарда Смольного.

-- Поначалу Юлий приезжал ко мне на гастроли, потом стал наведываться в Киев. А поженила нас Лола. Она говорит: «Мама, ну сколько ты будешь сама? Выходи за Малакянца замуж». И я вышла, хотя, честно говоря, где-то в глубине души чувствовала, что ничего путного из этого не получится.

-- Вы не хотели родить ему ребенка?

-- Нет! Что вы! Мне было уже 36 лет, Лолочка взрослая -- ее надо было устраивать. Да и Малакянц не настаивал. Жил он у меня, в Киеве. Потом мы купили хороший дом в Боярке. Но с тех пор, как разошлись, туда ездит только Юлий. Я не хочу бороться за мужчину. Не хочу. Ушел -- значит все, ни видеть, ни слышать не хочу. А у Малакянца в роду такая гремучая смесь…

-- Но что-то же вы в нем все-таки нашли?

-- Он большая умница. А знаете, с годами уже любишь не за внешность, а за ум. Тем более что материально я была прекрасно обеспечена, да и коллектив свой не хотела бросать. А Юлий говорит, раз семья -- значит, вместе. Вот так мы и жили 11 лет, пока он не женился и не переехал в Москву.

-- Подождите, на ком женился?

-- А я откуда знаю? На какой-то женщине. Потом уже выяснилось, что он одновременно жил со мной и с ней, а когда до меня стали доходить слухи, я его просто выгнала. И знать больше не хочу. Не умею я прощать. Ну ничего, пережила. Да и Лолитка тогда не знала, что делать после школы… Я ей сказала: не хочешь никуда поступать, будешь ездить со мной, работать. И она ездила. Работала на подпевках в ансамбле. По-моему, ей это не очень нравилось. Да и характер у нее не самый сладкий. Скоприон, сами понимаете… Но, слава Богу, через год решила поступить в Тамбовский филиал Московского института культуры на режиссуру народных театров. И поступила, а закончила с золотой медалью.

-- Вы дружны с дочкой?

-- Сейчас -- да. А раньше она была уж слишком занята своими проблемами. Ведь она только отучилась в институте, сразу выскочила замуж за своего однокурсника. Вот тут я ей посоветовала: «Лолочка, хочешь с ним жить -- живи, но не расписывайся, подожди, присмотрись». Она: «Нет, мама, хочу, чтобы все было, как у нормальных людей». Ну что тут поделаешь? Я приехала с гастролей, закатила ей в Киеве шикарную свадьбу, платье роскошное купила. И молодые уехали по распределению в Одессу. А там… Саша Цекало. Вот и конец ее брачной жизни.

«Лолита так и не смогла простить Саше измену»

-- Вы помните, как вас с ним познакомила Лола?

-- Я приехала к ним в Москву. К тому времени Лола купила себе комнату в коммуналке. Помню, знакомя меня с Сашей, Лола жутко стеснялась. А я сделала вид, что ничего страшного не произошло, все так и надо. Я видела, что у них есть общая цель -- пробиться. Просто я не думала, что Лола будет так его любить! Я и сейчас сомневаюсь, что она его разлюбила. Она все еще очень болезненно переживает разрыв.

-- Вам казалось, что Сашу не за что любить?

-- Нет, совсем нет! Лола его полюбила за то же, за что я Малакянца -- за мозги. Ведь красотой там и не пахнет. Саша очень эрудированный, он великолепный продюсер. Они дополняли друг друга. Бывало, Лолита вынашивала какую-то идею, потом выплескивала ее Саше, а уже он доводил ее до ума. И ссоры бывали, и споры, но они таки стали популярными! Совершенно без посторонней помощи!

-- Саша не комплексовал рядом с Лолой?

-- Ой, нет! Мне даже казалось, он считал, что другой рядом с ним и быть не может. Только высокая, красивая, умная. Таким образом он, по-моему самоутверждался. Да и Лолу их несоответствие в росте совсем не смущало.

-- Они шумно жили?

-- Компании у них часто собирались. Но каких-то бурных скандалов не помню. Если ссоры, то только по творческим вопросам. В творчестве Саша был главным, а Лола -- дома. Она делала ремонт, обставляла квартиру, покупала одежду. К трем Лолиным комнатам в коммуналке Саша купил еще две, и они сделали красивую четырехкомнатную квартиру.

-- Кто в ней сейчас живет?

-- (С глубоким вздохом. -- Т. Б. ) Ой, не задавайте этого вопроса. Лолочка купила себе новую квартиру, уже сделала там ремонт. И дачу построила. На шести сотках чудесный двухэтажный дом, с бассейном и сауной. Умеет она уют создавать. Знаете, приезжает на дачу, навезет семян цветов, тыкнет их где попало, я говорю: «Что ты делаешь?» Она: «Мама, увидишь все будет цвести». И правда, видать, у нее легкая рука.

-- Сколько лет они прожили вместе?

-- Как и я с первым мужем -- 12 лет. Говорят, судьбы дочерей и матерей похожи… Но ведь Лола и Саша расписались незадолго до рождения дочки.

-- Саша хотел ребенка?

-- Мы с ним никогда не говорили на эту тему. Мы не были с ним близки. Он некоммуникабельный. Но я никогда не вмешивалась в их жизнь. Просто Лолочка всегда знала, что я на ее стороне. Это я все время мечтала о внуке или внучке. Говорила: «Лола, роди, я во всем помогу». Она мне: хорошо, на следующий год. А потом оказывалось, что у них гастроли в Америке, Германии, Израилю. Вот, говорит, на следующий год обязательно. Так тянулось довольно долго. Пока не родилась Ева. Правда, поначалу у нас было много проблем, ведь Лола не доносила ребенка даже до семи месяцев. Весила Евочка 1 килограмм 600 граммов, рост -- 43 сантиметра.

-- У Лолы были проблемы со здоровьем?

-- Да нет, просто скакала по сцене, на высоких каблуках. Все спрашивала: «Мама, ты до какого месяца на сцену выходила?» Я говорю: «До седьмого». Она мне:» Я, наверное, в тебя пошла. У меня тоже будет все нормально». Но вот как получилось… Ева долго лежала в больнице, потом я с ней сидела полгода. Третьего мая ей исполнится полтора года. Еще немного чувствуется, что она отстает от своих сверстников, маленькая очень, но зато сообразительная. Кстати, как и Лолочка, Скорпион.

-- Обычно считается, что ребенок должен укрепить семью.

-- И Лола так считала, но видите, как все получилось. Что уж теперь говорить…

-- Саша к вам за поддержкой не обращался? Мол, мама, помогите.

-- Да он меня никогда и мамой не называл. Только Алла Дмитриевна. Хотя в последнее время он ко мне стал так великолепно относиться, лучше, чем за все 12 лет. Наговорил как-то много теплых слов, я аж разрыдалась.

-- Грехи замаливал?

-- Не знаю. Может быть… По крайней мере, каяться Лолочке не в чем. В ней природой заложена такая порядочность и преданность, что она даже не понимает, как можно изменить. Она никогда на это не пойдет! Чтобы она изменяла Саше? Абсурд! Почему-то все думают, что произошло именно так.

-- Она не смогла простить измену?

-- Вот именно. Не смогла. И я в свое время не смогла.

-- Думаете, надо?

-- Наверное. Хотя… легко давать советы другим, а когда сама оказываешься в этой шкуре… Но Лола! Я ее не понимаю! Я никогда бы не подумала, что она будет так из-за него переживать. Уже год прошел, как она разошлась с Сашей, но, по-моему, она еще не успокоилась. Ничего, она сильная. И в этом мы похожи. Ну ничего, время -- лучший доктор.

P. S. Завтра с 17. 00 до 18. 00 на прямой линии с читателями газеты «ФАКТЫ» будут участники российско-украинского проекта «Сто процентов любви» Лолита и Аркадий Укупник. Телефон 246-85-50.


«Facty i kommentarii «. 25 апреля 2000. Культура