А многофигурную композицию, стоявшую здесь ранее, сооружали 12 лет
На днях состоялась презентация 12 проектов будущего монумента Независимости, который установят на том самом месте, где ранее в Киеве стояла скульптурная композиция в честь Октябрьской революции. Новый монумент предполагают открыть к 10-й годовщине Независимости Украины -- 24 августа 2001 года.
Но пока нет окончательных итогов продолжавшегося более пяти лет конкурса, в котором принимали участие 100 художников.
-- У скульпторов есть время доработать свои проекты, а в День независимости все смогут увидеть макеты будущего монумента, после чего выберут окончательный вариант, -- говорит начальник столичного управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды Руслан Кухаренко. -- Это -- сложные многофигурные композиции, которые обязательно должны вписаться в архитектурное пространство площади и гармонировать с оставшимся «от Ленина» гранитным постаментом. В нынешнем конкурсе принимает участие и один из авторов демонтированного монумента -- Валентин Зноба. Кстати, «Октябрьская» композиция идеально подходила к существующей застройке.
На мой взгляд, есть несколько очень удачных решений: вписанные в параболическую форму с колоннадой фигуры народных героев Украины, начиная с князя Кия; или водруженная на постамент колоннада, а под землей -- музей истории Украины. Много и других интересных проектов -- с женскими фигурами, фонтанами
Как и 30 лет назад, монументалисты, принимающие участие в очередном преобразовании главной площади страны, решают сложную идеологическую и творческую задачу, оглядываясь на прошлое и переживая за свое детище, чтобы оно не повторило судьбу предшественника, фрагменты которого сейчас можно найти на задворках треста «Укрреставрация». В памяти зодчих еще свежи воспоминания о грандиозной перестройке, приуроченной к очередной годовщине великой социалистической революции. Сколько было волнений и разочарований
Как долго и скрупулезно готовились к осуществлению предыдущего проекта, вспоминает Михаил Криволапов, бывший начальник управления изобразительного искусства Министерства культуры: -- В конкурсе на создание памятника всесоюзного значения участвовало около 40 проектов. Началось все с принятого в 1965 году постановления ЦК КПСС, инициированного правительством Украины: в честь 50-летия Октябрьской социалистической революции решено было установить монумент в центре Киева. Конкурс продолжался пять лет. Поначалу на площади выставили фанерный макет в натуральную величину, чтобы определить, как монумент впишется в архитектурное пространство площади. Затем выставили гипсовую модель.
Когда уже был выбран проект авторской группы под руководством скульптора Бородая, Петр Ефимович Шелест, первый секретарь ЦК, вдруг спросил: «А чого це там нема жєнки? Це ж була двєжуща сила революцєў». И авторы начали все сначала.
Только на 149-м (я не шучу, сам считал!) состоявшемся в 1971 году заседании комиссии я сообщил творческой группе, что проект одобрили и утвердили. Казалось бы, закончилась волокита. Ан нет, основные проблемы только начались.
Эксперты стали просить: добавьте больше экспрессии и выразительности. По гипсовой модели мастера вчерновую рубили гранит. А скульпторы уже доводили, как говорится, до ума мелкие и сложные детали. Особенно трудились над фигурой Ленина, его руками, лицом. Интересно, что в Новосибирске примерно по такому эскизу к тому времени уже успели построить подобный монумент.
После решения политбюро о дополнительной четвертой фигуре до окончательного завершения строительства прошло семь лет. Планировали открыть монумент к 50-летию Октября, а закончили к 60-летию. Вместе с благоустройством территории памятник обошелся почти в 700 тысяч советских рублей. Можно было на эти деньги построить хорошую школу.
Кстати, внизу, у основания памятника, есть помещение -- нечто вроде мавзолея. Правда, там очень холодно и члены Политбюро заходили туда неохотно.
-- Монумент строили 12 лет -- думали на века, а простоял он на площади всего 14 лет, -- продолжил Михаил Криволапов. -- В конце августа 91-го приняли решение, а к декабрю монумент с площади уже убрали. Были большие сложности с его демонтажом, это касалось в первую очередь гранитной фигуры Ленина. Внутри фигуры Ленина был металлический каркас с цельной бетонной сердцевиной, а вокруг — гранитные блоки. Каждый блок весил до 16 тонн, а всего их было около 40.
Ни о каком восстановлении монумента в другом месте речи быть не могло. Все было раскурочено. А вот в Новосибирске памятник стоит до сих пор.
-- После московского путча в 1991 году общество захлестнула волна перемен, -- вспоминает Максим Стриха, доктор физико-математических наук, бывший депутат Киевсовета. -- Главная площадь столицы Украины получила тогда свое народное название -- Майдан Незалежности, и монумент в честь Октября с огромной фигурой Ленина неуместным элементом. Поэтому решение Киевсовета о том, чтобы демонтировать этот памятник тоталитаризму (но не разрушать его, а сберечь), было встречено почти «на ура». Тогда же возникла идея -- и мне очень жаль, что ее не реализовали, -- создать в Киеве аллею тоталитарной скульптуры. Насколько я помню, демонтаж памятника стоил недорого -- где-то полмиллиона советских рублей с учетом начала инфляции. Как человек я могу понять, что чувствовали тогда скульпторы, но как гражданин -- нет.
Теперь принято решение о возведении на площади монумента Независимости. В лучшем случае в нынешних проектах есть изображения матери, всадника, тачанки, «нечто с колоннами» Но пока, мне кажется, никто из авторов не прочувствовал и не осознал, что такое есть «независимость». Что же мы нынче построим?!
-- Я стоял напротив, когда демонтировали монумент, возле меня -- несколько архитекторов, -- рассказывает Николай Кислый,
архитектор, в то время главный художник Киева. -- «Ты можешь хоть что-то сделать?» -- говорили они. Что можно сделать, когда нас
никто не спрашивал! Надо сказать, что школа украинских скульпторов уникальна. Если взять каждую скульптуру Киева, то они многим городам могут дать фору. Монумент Революции был социальным заказом, называть его шедевром, конечно, нельзя. Но по-своему он представлял интерес. Высокий уровень мастерства исполнения, я считаю, -- уже весомый аргумент, чтобы его сохранить. Разрушать памятники, которые сделаны людьми и для людей, безнравственно.
Вспоминает скульптор Валентин Зноба, член авторской группы, создававшей монумент Революции:
-- Перед нашим творческим коллективом, в который входили мой отец Иван Зноба, скульпторы Бородай и я, а также архитекторы Малиновский, Скибицкий и Игнащенко, поставлена была сложная задача. Монумент не только должен был соответствовать главной политической идее, но его необходимо было органично вписать в архитектурный ансамбль площади.
У каждого из нас был свой участок работы. Например, я больше уделял внимание скульптуре Ленина (ее делали на территории Выдубицкого монастыря). Важно было учесть, что гостиница «Москва» становилась для монумента фоном. Сама площадь имеет ведь два центра и важно было не перегрузить один из них. Тогда считалось очень почетным выиграть столь престижный конкурс и получить «добро» Москвы.
После утверждения проекта вдруг заговорили, что эта площадь не годится, надо выбрать другую. Мы пересмотрели все подходящие места в Киеве. «Ставили» и возле Верховного Совета, и на площади Ленинского комсомола (сейчас Европейская площадь), и даже на Ленинградской площади. Но в итоге остановились на площади Октябрьской Революции.
-- Вдова архитектора Скибицкого рассказывала, что ее муж не имел покоя ни днем ни ночью, -- продолжает Валентин Зноба. -- В Житомирском карьере лично выбирал каменные глыбы. Поэтому я не представляю, как можно будет соорудить многофигурный монумент Независимости всего за один год.
Наша работа была выдвинута тогда на соискание Государственной премии наряду с Евгенией Мирошниченко, творчеству которой в Москве все же отдали предпочтение.
Когда решили снести монумент, мне позвонили из горсовета и сказали, что к сентябрю его нужно убрать, может, даже взорвать. Вы себе представляете? Я отыскал ту же бригаду рабочих, которая занималась монтажом, и они демонтировали монумент.
Пятиметровые фигуры, стоявшие у подножия гранитного Ленина, захотели купить две американские фирмы для музея «Метрополитен» как памятники соцреализма. За каждую фигуру предлагали кругленькую сумму в долларах, заказали даже трейлеры, чтобы вывезти в Польшу и погрузить на корабль. Необходимо было получить лишь разрешение на продажу в Киевском управлении культуры. Но там вдруг заявили, что монумент -- достояние нации, и вообще они были против демонтажа. Разрешения на вывоз не дали.
Сейчас у меня нет чувства обиды за то, что произошло в сентябре 91-го. Я продолжаю работать. Мой проект, который я собираюсь выставить на новый конкурс, вне политики. Я хочу сделать скульптуру понятной для всех, чтобы каждый, кто придет на площадь, мог отдохнуть душой. Очень часто во сне вижу, какой она должна быть.
Скорее всего, главной будет женская фигура -- аллегорический образ моей родины. Как росток пробивает асфальт, так преодолевает она все трудности на своем пути. Дай Бог силы.
Вожди приходят и уходят, а искусство остается. Мне никогда не было стыдно за свой труд. Хотя, считаю, моя лучшая работа -- еще впереди
«Facty i kommentarii «. 25 апреля 2000. Жизнь