Происшествия

Севастопольская фирма «центр инноваций и региональной конверсии» выманила у горожан по меньшей мере 500 тысяч гривен

0:00 — 5 августа 2000 eye 210

История, о которой пойдет речь, произошла в Севастополе, но поскольку до суда еще далеко, мы вынуждены изменить названия учреждений и фамилии действующих лиц.

О том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, уже известно всем. Тем не менее любителей легкого и быстрого обогащения меньше не становится, и они частенько попадают на крючок мошенников.

Структура с интригующим названием «Центр инноваций и региональной конверсии» (ЦИРК) развивалась, как обычная финансовая пирамида, правда, со своими особенностями: чтобы привлечь людей, создатели центра использовали… гипноз.

Взглянув на мужа, Нина поняла: еще немного -- и он отдаст все, что у него есть

Летом прошлого года председатель престижного гаражного кооператива Иван Новоселов встретил свою давнюю знакомую Эльвиру. Иван пребывал в благодушном настроении -- день был солнечным и веселым, навстречу шли девчонки в соблазнительных нарядах, продавщицы в киосках дарили покупателям улыбки, а владельцы личных авто предупредительно пропускали пешеходов. «Слушай, Вань, -- сказала вдруг Эльвира, -- тебе деньги нужны?» Иван громко расхохотался, ответив, что в эпоху дикорастущего капитализма деньги нужны всем. Тогда Эльвира предложила ему вступить в ЦИРК. Для этого нужно было лишь внести в кассу полторы тысячи долларов и привести за собой не меньше трех человек. За каждую «голову» полагалась премия 500 долларов, а если неофит проявлял недюжинные организаторские способности и приводил в центр еще кого-то, то вознаграждение уже составляло 800 «зеленых» за каждого человека. «Через полгода полторы тысячи долларов превратятся в шесть!» -- пообещала Эльвира. Она рассказала, что ЦИРК -- организация солидная, деньги тратит с умом: на внедрение уникальных идей и передовых проектов, позволяющих получать сверхприбыли. В нее, мол, уже вступили многие уважаемые люди Севастополя, и знакомство с ними Ивану не повредит. Тем более что сама Эльвира успела пробиться в руководство ЦИРКа и гарантирует поддержку.

Предложение показалось Ивану соблазнительным, но уж больно напоминал ЦИРК обыкновенную финансовую пирамиду. Большие деньги в таких случаях достаются только тем, кто подсуетился и подобрался поближе к вершине. Иван поостерегся связываться с ЦИРКом. Каково же было его удивление, когда через несколько дней Эльвира приехала в кооператив и привезла два пригласительных билета на презентацию -- Ивану и его жене Нине. «Что вы теряете? -- удивлялась Эльвира. -- Не понравится -- уйдете». Правда, предупредила, что приходить в центр надо в деловом костюме, поскольку там собирается только солидная публика. Позднее Иван понял, почему Эльвира так настойчиво приглашала его в ЦИРК. Она знала, что в кооперативе Ивана собрались люди далеко не бедные, и вслед за ним в центр могли потянуться другие.

Презентация проходила в баре «Посейдон» и больше походила на очередной саммит глав государств СНГ. У входа в бар стояли дюжие парни, которые придирчиво проверяли металлоискателями всех мужчин и тщательно осматривали сумочки женщин. Потенциальным клиентам вначале предложили кофе с бутербродами, а затем -- прочитали лекцию.

Молодой человек, рисуя на школьной доске формулы, увлеченно рассказывал о том, как стать богатым. Но скептически настроенный Иван, послушав, пришел к выводу, что им просто морочат голову, а все написанное -- маловразумительный набор цифр и букв. Внезапно зазвучала громкая музыка. Сидящие за столиками люди повскакали с мест и начали хлопать в такт оглушающей композиции. Возбуждение в зале нарастало. Жена Ивана Нина почувствовала непонятное беспокойство. Начало нестерпимо першило в горле, хотелось чихать. Такие ощущения у нее однажды возникли после того, как она неумело выстрелила из газового пистолета. Оглядевшись по сторонам, Нина пришла к выводу, что ковры в зале чем-то обработаны. Затылок у нее как бы онемел, и она догадалась, что подвергается мощному гипнотическому воздействию. Взглянув на мужа, поняла, что через пару минут он согласится отдать все, что у него есть. Тогда Нина резко вскочила с места и потащила сопротивляющегося супруга за собой.

Вместо ЦИРКа вскоре появилась фирма «Феникс», работающая по той же схеме

В отличие от четы Новоселовых, Дмитрию Митрохину повезло куда меньше. Сослуживец затащил его на семинар ЦИРКа в одну из севастопольских гостиниц. Пригласительный билет стоил 20 гривен. Обаятельный лектор битых два часа обрабатывал зал, в котором сидели около 100 человек. А когда объявили перерыв, к Митрохину подскочил сослуживец и вместе с другими сотрудниками центра все-таки убедил его вложить в «благое дело» 2,5 тысячи долларов. Поскольку таких денег у Михаила с собой не было, то для начала он в сопровождении сослуживца съездил к себе домой и привез 500 долларов. Договорились, что оставшиеся две тысячи он отдаст через три дня. И отдал…

Вскоре эйфория от перспективы быстрого обогащения прошла, с глаз словно спала пелена, и Михаил попытался вернуть деньги. Но не тут то было. Ему вежливо, но твердо объяснили, что вступать в организацию и вносить деньги его никто не заставлял. Выход был предложен лишь один -- привести новых членов. «Я все время находился под каким-то непонятным влиянием и делал все, что от меня требовали», -- вспоминал позднее Дмитрий.

По неофициальным данным, пресловутый центр успел «обаять» свыше шестидесяти севастопольцев. В руки мошенников попала валюта, эквивалентная примерно 500 тысячам гривен. Это и послужило основанием для возбуждения уголовного дела и ареста активистов ЦИРКа.

Правда, в СИЗО угодила далеко не вся верхушка центра. И вскоре в Севастополе появился родной «брат» ЦИРКа -- благотворительный фонд «Феникс», работающий по той же схеме.

Месяца полтора назад военному пенсионеру Сергею Антонову сосед по даче предложил подзаработать. Пообещал крупную сумму денег. После лекции в «Посейдоне» Антонов отдал «Фениксу» тысячу долларов. Новому члену организаторы поручили составить список из десяти потенциальных кандидатов в члены фонда. В специальных графах Антонов должен был указать род занятий человека, возраст, в чем он нуждается и так далее. Для чего эти данные нужны были организаторам, догадаться нетрудно. Когда на следующий день пенсионер «прозрел» и решил вернуть свои деньги, оказалось, что поезд уже ушел.

Как объяснили «ФАКТАМ» в правоохранительных органах, самое печальное в этой истории -- то, что некоторые активисты ЦИРКа не только остаются на свободе, но и продолжают вести активную деятельность. Причем не только в Севастополе, но и во многих других городах Украины. Фонды-пирамиды отличаются друг от друга лишь названиями. Чем закончится их деятельность, предсказать несложно. Колоссы на глиняных ногах рано или поздно рухнут, а обманутые люди опять будут ругать правительство и искать защиты у государства.