Киевские врачи помогают больным даже в тех случаях, которые считаются безнадежными
Екатерину Петровну мы застали за чтением. Буквы в книге были не больше обычных, но женщина видела их и без очков.
-- Придя в себя после операции, я приподняла повязку. Вижу -- стены в палате бежевые, а потолок белый, -- вспоминает 73-летняя Екатерина Петровна. -- Улыбка не сходила с моего лица: какое счастье -- вновь увидеть мир своими глазами! До операции черная пелена застилала все, я была слепой. Я уже и не верила врачу, что когда-нибудь смогу видеть.
После того, как пять лет назад у Екатерины Петровны обнаружили катаракту, женщина начала слепнуть. Сначала перестала видеть на один глаз. После операции, которую сделали в херсонской больнице, зрение не восстановилось. Екатерина Петровна практически не видела уже и вторым глазом. Знакомые посоветовали ей обратиться за помощью в Киевский городской центр сосудисто-эндокринных заболеваний органов зрения.
-- Моя соседка рассказала о человеке, который, как и я, почти ничего не видел. Ему сделали операцию, и теперь он может разглядеть, кто стоит на другой стороне дороги, -- вспоминает Екатерина Петровна. -- Эта история меня вдохновила. Когда на второй день после операции я подошла к окну, то увидела, что в доме напротив мужчина читает книгу. Я от радости не могла сдержать слез. Приеду, обязательно расскажу подругам, которые смирились со своей слепотой и чахнут дома в затворничестве.
За эти годы у Екатерины Петровны появились подруги, которые, как и она, потеряли зрение.
-- Если есть шанс стать здоровым, нельзя его упускать. Не видеть -- это все равно, что умереть, -- продолжает Екатерина Петровна. -- Я очень люблю читать, а последние два года и в очках ничего не видела. Дома все углы пересчитала, коленки сбила. Как-то шла в гости к сыну, и внук вышел меня встречать, так я его не признала. Ну что это за жизнь?
-- Екатерина Петровна больше двадцати лет страдает гипертонической болезнью, на фоне которой у нее развилась катаракта, -- говорит директор центра, лауреат Государственной премии Украины, профессор Зоя Веселовская. -- При этом заболевании из-за изменений обменных процессов в глазу может помутнеть хрусталик, произойти кровоизлияние на глазном дне, что грозит привести к слепоте.
Около 60% процентов людей после 50 лет страдают гипертонической болезнью и практически у каждого в этом возрасте может быть какое-нибудь другое сосудистое заболевание. В результате без своевременного лечения человек может вовсе ослепнуть.
-- Почти 80% больных обращаются к нам с осложнениями сосудистых патологий или сахарного диабета, -- продолжает Зоя Васильевна. -- У страдающих сахарным диабетом катаракта и глаукома протекают тяжелее, чем у других, так как у них изменены все ткани, нарушены углеводный, белковый, минеральный обмены. Поэтому им необходимо особое лечение. В нашем центре есть терапевт и эндокринолог, которые постоянно контролируют состояние больного, готовят его к операции, в противном случае результат непредсказуем. К сожалению, чаще нам приходится лечить больных с запущенными формами глазных недугов. Человек приходит к врачу, когда он практически ослеп. За границей, как правило, не оперируют таких тяжелых больных, каких мы обычно лечим.
А ведь предупредить развитие слепоты значительно легче. Если человеку поставили диагноз -- сахарный диабет, он должен помнить, что у него могут возникнуть проблемы со зрением и минимум дважды в год обследоваться у офтальмолога. Тем, кто страдает гипертонической болезнью, нужно обследоваться каждые три месяца. Постоянно надо лечить болезнь, выполнять рекомендации врача, больным сахарным диабетом -- контролировать уровень сахара в крови, гипертоникам -- давление.
-- На начальной стадии диабетической ретинопатии (изменения сетчатки) больному назначают медикаментозное лечение, а когда есть необходимость -- лазерную коагуляцию, -- говорит Зоя Веселовская. -- В нашем центре используются ультразвуковая и лазерная терапия, метод мануального туннельного удаления катаракты, криомикрохирургический метод. Несколько месяцев назад впервые в Украине сделана операция по удалению сетчатки, больному удалось сохранить зрение. Мы разработали метод профилактики вторичной катаракты и лечения глаукомы, хирургические методики, позволяющие делать комбинированные операции. Так, Екатерине Петровне одновременно удалили стекловидное тело и вживили искусственный хрусталик. Если есть необходимость, больному сразу прижигают лазером сосуды, удаляют мембрану с сетчатки и вводят специальный наполнитель, который восстанавливает процессы в глазу. Для диагностики мы используем компьютерный мониторинг, магнито-резонансный метод, доплерографию, флюоресцентно-ангиографическое обследование.
Но даже работая с самым современным оборудованием, врачи не перестанут призывать больных обращаться за медицинской помощью как можно раньше.
«Facty i kommentarii «. 08-Август-2000. Медицина.