Теракт в Дюссельдорфе заставил немцев открыто заговорить о своих проблемах, одна из которых -- расизм
Европа переживает очередную волну терроризма. Рвутся одна за другой бомбы в испанских городах. Главная организация баскских сепаратистов ETA прекратила объявленное ранее перемирие с властями и снова перешла к активным действиям. В Москве сработало взрывное устройство в подземном переходе на Пушкинской площади. Погибли восемь ни в чем не повинных человек, более 50 получили ранения различной степени тяжести. И хотя президент РФ Владимир Путин лично призвал не зацикливаться только на чеченском следе в этом теракте, так как возможны и другие версии, большинство россиян все же гневно смотрят в сторону Северного Кавказа. Канцлер Германии Герхард Шредер первым из западных политиков принес свои соболезнования гражданам России в связи с московской трагедией. И это вполне объяснимо.
28 июля в Дюссельдорфе тоже прогремел взрыв. И тоже в подземном переходе. Бомба была нашпигована шрапнелью. Место для теракта его организаторы выбрали не случайно. Переход расположен рядом с железнодорожным вокзалом и ведет к зданию, в котором каждый день проходят занятия по немецкому языку для иммигрантов. Взрывное устройство сработало в тот момент, когда вниз спустились десятки людей, прибывших в Дюссельдорф одним из пригородных поездов. Пострадали 10 человек, шесть из них -- евреи. Все прибыли в Германию из СНГ. В том числе и из Украины. Тяжелые ранения получили Татьяна и Михаил Вернер.
«ФАКТЫ» опубликовали заметку о теракте в Дюссельдорфе 29 июля. А уже в понедельник, 31 июля, в редакции раздался телефонный звонок из Крыма. С журналистами хотела поговорить мать Тани
Голос Людмилы Федоровны Довженко дрожал и срывался от волнения. О несчастье, приключившемся в далекой Германии с ее дочерью и зятем, она узнала из телевизионного выпуска новостей. Вернее, догадалась. Диктор назвал лишь имена пострадавших и приблизительный возраст. Материнское сердце будто остановилось в ожидании. Людмила Федоровна не отрывалась от телевизора, ждала следующих выпусков. Только ночью ей из Дюссельдорфа позвонили родители Михаила и сказали, что дети живы. В тот момент это было для матери самое главное.
В субботу она прочитала заметку в «ФАКТАХ». Хотела сразу позвонить, чтобы узнать подробности. Но потом вспомнила, что суббота -- выходной день, и отложила звонок до понедельника. В воскресенье сваты рассказали ей свежие новости.
Таня и Миша находятся в разных больницах. Зять получил тяжелое ранение в живот. Ему извлекают осколки. Состояние тяжелое, но немецкие врачи считают, что главная опасность уже миновала. А вот Тане взрывом оторвало ногу. И самое страшное -- дочь потеряла ребенка, которого носила под сердцем. Людмила Федоровна разрыдалась. Они так ждали появления малыша, так мечтали
Людмила Федоровна долгие годы работала медсестрой в центральной больнице поселка Советский Крымской области. Таня хорошо училась в школе, потом поступила в Одесский университет народного хозяйства. Там и познакомилась с Мишей Вернером. В 1997 году молодые расписались. Зять на год старше дочери. Оба закончили университет с отличием, поступили в аспирантуру.
А потом Мишины родители засобирались за границу, в Германию. На общем семейном совете решили, что детям будет лучше поехать с ними. Людмила Федоровна, конечно, переживала, но верила, что ребята найдут свое настоящее счастье там.
Уехали Вернеры 26 октября 1999 года. Немецкие власти предоставили им жилье, причем сваты и молодые жили отдельно. Поселились в городе Хильден, 10 минут езды электричкой до Дюссельдорфа. Миша и Таня стали ездить туда на курсы немецкого языка. Жизнь налаживалась. Уже весной дочь сообщила радостное известие -- беременна! Скоро станешь бабушкой! И Людмила Федоровна успокоилась: правильное приняли решение, отпуская детей в Германию.
И вот рука какого-то негодяя все это перечеркнула. Сваты успокаивали: главное, дети остались живы! И Михаил молодец -- мгновенно среагировал на взрыв, закрыл собой жену и будущего ребенка. Таню спас, а вот малыша Полицейские говорили, что 27-летний парень из Украины -- настоящий герой. Все могло закончиться куда трагичнее!
31 июля Людмила Федоровна уже почти пришла в себя. Немецкие врачи пришили Танечке ногу. И обещали, что она скоро сможет вернуться к нормальной жизни. Правда, будет нужна еще одна или две операции. Все расходы по лечению Тани и Миши немецкое государство взяло на себя.
А потом дочке поставили телефон прямо в палату. Сейчас Таня с мамой разговаривают каждый день. На этой неделе молодую женщину осматривал гинеколог. Он сказал, что Таня сможет иметь детей. Миша тоже пошел на поправку. У Людмилы Федоровны отлегло от сердца.
Так иногда бывает в жизни. Чтобы люди смогли иначе взглянуть на окружающую действительность, попытались что-то изменить в ней к лучшему, с кем-то должна случиться беда. История наших недавних соотечественников всколыхнула всю Германию, всю Западную Европу. Теракт в Дюссельдорфе заставил немцев честно и громко заговорить о проблемах, накопившихся в стране. И одна из них -- расизм.
Германия принимает эмигрантов из многих стран. Едут сюда из Турции, бывшей Югославии, Албании, Польши, СНГ. Увеличился поток из стран Африки и Ближнего Востока. И далеко не все немцы проявляют гостеприимство по отношению к новым гражданам. Есть люди, которые видят в приезжих причину всех своих бед. Эти настроения активно поддерживают правые политические силы. Порой делают на них главную ставку в своей борьбе с оппонентами.
Взрыв в Дюссельдорфе -- яркое тому подтверждение. И демократические силы Германии поднялись. Общественность потребовала найти и наказать террористов. Уже 29 июля в Дюссельдорфе состоялся многотысячный марш протеста. Расисты и неонацисты ответили своими акциями. Но их выступления на этот раз натолкнулись на прочную стену тех, кто не желает нового распространения коричневой чумы. Даже полиция не стала отсиживаться. Был проведен ряд арестов среди членов неонацистских группировок. За решеткой оказались более 100 человек.
На правительственном уровне проблему существования в обществе профашистских настроений подняла Партия зеленых. Они требуют внести на рассмотрение в парламент законопроект, запрещающий деятельность в Германии всех правых партий, прямо или косвенно поддерживающих неонацизм и расизм. Предложение «зеленых» вызвало одобрение в Центре учета расистских проявлений (один из постоянных комитетов Евросоюза, расположенный в Вене). Его представители считают данную меру обоснованной и полностью оправданной.
В поддержку законопроекта намерены выступить многие немецкие деятели культуры и спорта. При поддержке правительства Германии они создали движение «Покажи свое лицо». В его ряды уже вошли известный теннисист Борис Беккер, актер Марио Адорф и другие. Они собираются принять участие в массовых акциях протеста против расизма, которые пройдут в Берлине в сентябре. Очень хочется верить, что террористы, виновные в организации взрыва в Дюссельдорфе, на самом деле подложили бомбу под самих себя и своих идейных сторонников.
«Facty i kommentarii «. 11-Август-2000. Человек и общество.