Спорт

«У меня уже нет соперниц! Я одна в мире такая старая лыжница осталась»

0:00 — 5 февраля 2010 eye 841

Восьмидесятипятилетняя Елена Чуб активно тренирует не только тело, но и ум, изучая сразу два иностранных языка. А еще собирается строить в родном селе на Полтавщине второй стадион и создавать музей… куркуля

Она легко достает коленкой до носа, а носками — за голову, кружится полсотни раз вокруг своей оси, тренируя вестибулярный аппарат… У нее кровяное давление, как у космонавта — 120 на 80, и по всем тестам ее организм соответствует шестидесятилетнему возрасту. На самом деле Елене Федоровне Чуб почти 86. Поэтому конкурентов на лыжне в своей возрастной группе у нее нет. Каждый день она проходит на лыжах больше десятка километров, готовясь достойно выступить на следующий год в Кубке мира мастеров лыжного спорта…

Один ботинок украинской спортсменки весил больше, чем два, в которых выступали ее иностранные конкурентки

Уж как я не упрашивала Елену Федоровну сфотографироваться во время тренировки — она ни в какую!

 — Люди посмотрят и скажут: «Что это за сельская старушка такая?» У меня тут, в Яреськах, нет спортивного костюма, поэтому я одеваюсь как попало: в старую куртку, шапку-ушанку… А лыжи? Они же страшные! Разве их можно кому-то показывать? Им уже почти столько лет, сколько и мне. Я на них ездила, еще когда в институте физкультуры училась.

Вообще, все спортивные достижения Елены Чуб — это достижения вопреки обстоятельствам.

Уже в зрелом возрасте у нее возникли серьезные проблемы с сердцем, и врачи предписали ей полный покой. Однако упрямая женщина сделала все наоборот. Будучи не в силах подняться с больничной койки, она стала делать гимнастику… для пальцев рук. Затем постепенно начала нагружать весь организм и в конце концов побежала. С тех пор вот уже лет тридцать Елена Федоровна за медицинской помощью ни разу не обращалась.

В ветеранский спорт она, бывшая учительница физкультуры столичной школы №177, пришла, когда ей было уже 75. Естественно, в спортивной советской экипировке. Один ее ботинок весил больше, чем два, в которых выступали зарубежные лыжницы. А лыжи — те самые, которые Елена Федоровна сейчас стесняется показывать.

Но упорство, с которым Елена Чуб каждый раз на протяжении десяти лет выходила на мировые соревнования, дало свои результаты. В ее личном зачете — пятьдесят спортивных медалей.

 — Какая из них самая памятная для вас? — спрашиваю Елену Федоровну, с восторгом рассматривая награды различных цветов и калибров.

 — Все дороги. Потому что каждая давалась нелегко. В моем возрасте (если кто-то до него вообще доживает) люди обычно ходят с палочками и греются на солнышке, сидя возле подъездов. А меня прошлым летом на чемпионате мира по спортивной ходьбе, который проводился в Финляндии, за сто метров до финиша сняли с десятикилометровой дистанции, а потом и с двадцатикилометровой. Судьи заметили, что я, видите ли, не до конца колено разогнула. До сих пор не могу успокоиться. Раньше не снимали… Да тут и то хорошо, что вообще хожу, — смеется.  — А еще ж и в нормативы нужно укладываться!

Зато дистанцию пять километров украинская спортсменка Елена Чуб прошла спортивной ходьбой на «золото». Кстати, если лыжи «покорились» ей в пятилетнем возрасте (за это благодарит своего отца), то спортивной ходьбой Елена Федоровна начала заниматься сравнительно недавно — с тех пор, как вошла в ветеранскую спортивную сборную Украины, то есть всего десять лет назад.

Главная проблема для любого спортсмена-ветерана в Украине — найти деньги на поездки. Вот и Елене Чуб каждый раз приходится искать спонсоров. Но далеко не всегда переговоры с чиновниками и бизнесменами заканчиваются успехом. По этой причине она три года подряд не принимала участия в лыжных состязаниях. Считает, Украина из-за этого потеряла двенадцать золотых медалей. В том, что они все достались бы только ей, Елена Чуб не сомневается: у нее уже нет соперниц на лыжне. Она одна в мире такая старая лыжница осталась!

«Чтобы провести тренировки на новом стадионе, мне приходится сначала убирать с него… коровьи лепешки»

 — Может, кто-то думает: захотелось бабке мир повидать, вот и подалась в спорт. Да я того мира и не вижу! — вздыхает Елена Федоровна.  — Мой мир — это палатка, в которой живу за границей (потому что оплачивать гостиницы за свой счет не могу), да стадионы либо лыжные трассы. Слава мне не нужна. А вот победы и награды нужны были, чтобы со мной те, кто сидит высоко в кабинетах, начали считаться. Никто ведь меня всерьез не воспринимал до тех пор, пока я не привезла с соревнований десяток золотых медалей по легкой атлетике да столько же по лыжам.

Говорит, только после этого строительство стадиона на одиннадцать спортивных площадок в ее родных Яреськах Шишакского района Полтавской области сдвинулось с места. А это была ее давнишняя мечта — привлечь население, особенно молодежь, к занятиям массовым спортом.

В перерывах между тренировками и участием в международных соревнованиях Елена Чуб… строила стадион. Шесть долгих лет, начиная с 1996 года. Поскольку никто не горел особым желанием помогать старушке, ей приходилось тянуть, как говорится, с миру по нитке. Поэтому просит обязательно назвать в газете людей, которые поверили в нее. Тогдашний председатель сельсовета Константин Момотов заказывал в районе чертежи, покойный председатель колхоза Михаил Сукач выписывал стройматериалы, председатель Соломенской райадминистрации Киева Иван Сидоров помогал деньгами, директор столичного ООО «Старт» Виктор Иванчик закупал сетки и спортивный инвентарь… Главным же «прорабом» на этой стройке и главным организатором «строителей» — учеников средних классов местной школы — была сама Елена Федоровна. Ни старшеклассники, ни учителя, ни родители детей — никто не помогал. Вместе с мальчишками и девчонками возила тачками песок, щебенку, копала глубокие ямки под опоры спортивных сооружений, бетонировала… Здесь все сделано на совесть, с умом. Посредине — футбольное поле, а по его сторонам — площадки для волейбола, баскетбола, гандбола, большого тенниса… С одной стороны для старшеклассников, с другой — для маленьких, чтобы никто никому не мешал.

 — Ну и как? Удалось поднять массовый спорт в Яреськах на высокий уровень? — спрашиваю Елену Федоровну.

 — Нет, — горестно вздыхает моя собеседница.  — Когда теплеет, то мне, чтобы проводить занятия с детьми, сначала приходится очищать стадион от… коровьих лепешек, поскольку местным жителям удобно пасти на футбольном поле домашнюю живность. В стране никому нет дела до развития спорта. Вы хоть одну рекламу по телевизору видели на спортивную тематику? С каждым годом все хуже становится, все меньше детей приходит на стадион. Их сейчас интересуют только компьютеры. Растут слабые, полчаса побегают, и больше у них сил нет. Меня это очень мучает. Так хочется, чтобы люди поняли: нужно хотя бы два часа в день заниматься спортом. И я на личном примере хочу всем доказать: начинать никогда не поздно.

«Моя дочка, бывший медработник, не верила, что в этом возрасте могут быть такие анализы крови»

Но даже этот не совсем удачный опыт не истребил у Елены Федоровны желания заботиться о здоровье окружающих. Ибо в ее ближайшие планы входит… строительство еще одного стадиона в Яреськах — на сахарном заводе. Нет, все-таки она неисправимая оптимистка!

Впрочем, собственную семью Елене Чуб так и не удалось «обратить в свою веру». Не следуют ее примеру ни дочка с зятем, ни внучка с правнучкой.

 — Более того, дочка запрещает заниматься мне лыжами, — тихо жалуется мне собеседница.  — Но я ей ничего не говорю, тренируюсь потихоньку, даже с горок съезжаю… Если в моем возрасте не дать мышцам полную нагрузку хотя бы день, на следующий будет очень тяжело. Утром у меня обязательно двухчасовая разминка на кровати, потом — приседания, бег, а уже ближе к обеду, когда и я разогреюсь, и на улице потеплеет, становлюсь на лыжи. Чем больше тренируюсь, тем лучше себя чувствую.

 — «Воевать» с нашей бабушкой бесполезно, — машет рукой Наталья Ивановна, дочка Елены Федоровны.  — Поэтому родня старается создать для нее максимально комфортные условия. Хочет она поддерживать себя в форме — пожалуйста. От всех домашних обязанностей мама у нас освобождена. Я слежу за ее питанием: готовлю для нее любимую тыквенную кашу, салаты из репы, варю варенье из бузины… Конечно, часто есть мясо на свои пенсии мы себе не можем позволить, поэтому в основном покупаем куриную печенку. А все овощи выращиваем на собственном огороде.

Но мы волнуемся, когда наша бабушка Лена уезжает далеко в лес на тренировки. Все-таки возраст… Вдруг упадет и кости поломает? Мобильным телефоном она пользоваться не хочет. Поэтому, как правило, прошу ее через два часа быть дома. Если задерживается где-нибудь, иду на поиски…

Родственники стараются не оставлять бабушку Лену одну ни в селе, ни в городе. Вот и «кочуют» за ней из Броваров Киевской области, где они все прописаны, в Яреськи, где у них дачный дом, и обратно.

В сумке Елена Федоровна возит… учебники по английскому и итальянскому языкам.

 — Учусь в ЕШКО (Европейская школа корреспондентского обучения.  — Авт. ), на первом курсе, — поясняет.  — Сказать еще ничего не могу, но кое-что уже понимаю. Изучение иностранных языков — очень хорошая тренировка памяти. Выписываю слова на листик и повторяю, пока занимаюсь своими делами. Память-то у меня уже не та, и зрение упало, и когда кто-то говорит быстро, не все слова разбираю… Но зато все внутренние органы у меня чистые. Когда быстро идешь, улучшается кровообращение, благодаря чему выводятся шлаки из организма. Даже дочка, бывший медицинский работник, когда-то говорила мне: «Твои анализы крови неправильные. Такого просто не может быть!» А у меня кровь, как у тридцатилетней девочки… В общем, стараюсь не поддаваться годам. В комплекс своих упражнений включила еще и специальную гимнастику для глаз. Сейчас делаю упор на подготовку к международным соревнованиям по легкой атлетике, которые пройдут в июле в Венгрии, и собираю деньги на поездку. Кстати, показатели по спортивной ходьбе у меня такие же, как и десять лет тому назад…

Елена Чуб — одна из немногих женщин, которые не скрывают своего возраста. Более того, считают: чем старше, тем лучше.

 — В прошлом году я перешла в возрастную группу 85-90 лет. Теперь совсем легко, — радуется бабушка.  — Надеюсь открыть и группу 90-95. Когда-то видела участницу из Мексики, которая шла спортивной ходьбой в группе 95-100 лет. Это вселило в меня оптимизм. Мечтаю стать Олимпийской чемпионкой Европы по легкой атлетике среди ветеранов. Может, я уже и была бы ею, если бы не этот проклятый вопрос с деньгами. Три года подряд готовилась выступить на Олимпиаде, а спонсора так и не нашлось. Поэтому украинская сборная ветеранов спорта в международных состязаниях обычно представлена полутора десятком человек. А некоторые страны выставляют и по две сотни участников. Это же какой престиж для государства!

У неугомонной Елены Чуб есть и другие планы на ближайшее будущее. Она хочет создать в Яреськах музей… куркуля. В той самой хате (она до сих пор сохранилась!), которую колхозная власть отобрала у ее родителей. Отобрали только потому, что хата была крыта железом и в ней были деревянные полы.

 — Нас раскулачили в Голодомор, переселив в крохотную мазанку. Дали взять с собой только узелки. Мы умирали с голоду, — вытирает слезы Елена Федоровна.  — И теперь я хочу создать музей, чтобы весь мир узнал правду о тех, кого называли куркулями. Три моих старших брата погибли во время Великой Отечественной войны, сестра, которой сейчас 91 год, прошла от Бреста до Берлина, спасая раненых на фронтах, я вот уж сколько лет добываю славу для Украины…

Государство, к сожалению, не ценит своих патриотов. Два года Елена Федоровна добивалась прибавки к пенсии за заслуги перед Родиной. Ей добавили было 350 гривен, а буквально через пару месяцев урезали прибавку до 160. Поэтому спортсменка вынуждена экономить на каждом шагу. Я почувствовала это, находясь в ее комнате. Уже через несколько минут руки-ноги начали замерзать — газовое отопление в доме едва «дышит», потому что платить за него дорого. Чтобы согреться, хозяйка берет лыжные палки и выходит на улицу…