Происшествия

Премьер италии амато путешествует в двуспальной кровати, а президент сша клинтон -- в «овальном кабинете»

0:00 — 12 августа 2000 eye 298

Президенты пешком не ходят. В худшем случае -- ездят, в лучшем -- летают. Недавно на далекой Окинаве во время саммита большой «восьмерки» состоялся целый парад крылатой гвардии президентов: сюда слетелись, а потом разлетелись восемь «бортов N 1». С помощью корреспондентов «Московского комсомольца» нам удалось разузнать кое-что об авиационных «прикидах» самых летающих людей.

Постоянно пьем «Чинзано»…

В Италии при Управлении итальянского Совмина существует небольшая флотилия. Она состоит из двух самолетов марки «Гольфстрим GIII», двух бортов «Дассот Фалкон 900EX», четырех -- «Фалкон 50», а также двух аэробусов «A319CJ». Последними президентский флот особенно гордится, называя их «жемчужинами авиационных технологий». Именно на таком аэробусе премьер Италии Джулиано Амато летал на Окинавский саммит.

В носовой его части находится рабочий кабинет, предназначенный для премьерского окружения. За ним располагается кабинет главы правительства, который может быть переоборудован в спальню, причем с удобной двуспальной кроватью, привычной для итальянского быта. Для членов делегации такой комфорт не предусмотрен. Они довольствуются сидячими местами, которые в количестве 48 штук располагаются за премьерским салоном. В хвосте самолета разместились кухня и ресторанные службы, которые обеспечат летающих их любимыми спагетти. В ассортименте «Мартини», «Чинзано», «Кьянти» и прочие итальянские напитки.

Стюарды, обслуживающие рейсы, -- сплошь мужчины, так как полеты итальянских ВИП обеспечивают ВВС Италии, и за штурвалом тоже военные летчики. Остается добавить, что аэробус «A319CJ», на котором летает теперь премьер Джулиано Амато, сменил используемый ранее в этих целях «ДС-9», на котором путешествовал прежний премьер Италии Массимо Д'Алема. Два года назад во время его визита в Россию самолет итальянского премьера был протаранен на стоянке в московском аэропорту… личным самолетом Бориса Ельцина.

Сколько стоит «Флюгберайтшафт»

«Отец немецкого народа» Герхард Шредер путешествует машинами правительственной эскадрильи, окрещенной мудреным словечком «Флюгберайтшафт», что на русский с натягом переводится как «летная готовность». Базируется это подразделение, находящееся в ведении федерального министерства обороны, в аэропорту «Кельн-Бонн». Образовано оно было в 1957 году. На сегодня в летной боеготовности постоянно стоят на стреме пять аэробусов «А-310», два «Боинга-707», семь «Челленджеров», а также армада вертолетов, и было еще два маленьких самолетика (теперь остался один, другой разбился), лайнеры типа «Ту-154М», отошедшие в наследство к новой Федеративной Республике от гэдээровских бонз.

Вся эта армада в год накручивает вокруг шарика до шести миллионов километров, перевозя при этом около ста тысяч пассажиров. Час полета на реактивном лайнере «Челленджер» обходится налогоплательщикам почти в двадцать пять штук марок плюс оплата обслуживающего персонала.

Бывший канцлер Коль очень любил вертолет «Супер-Пума» -- с дорогой обивкой, ковровым покрытием и комфортабельными креслами из светлой кожи, а также другими прибамбасами. Кто-то даже шутил, что за Колем летала передвижная кухня. Коль любил слетать по частным делам во Францию или традиционно под Рождество, как иные у нас в баню ходят, в аббатство Мюнстершварцах под Кицингеном. Чтобы поднять Коля над землей и пронести его по воздуху в течение полутора часов, налогоплательщикам нужно было раскошелиться на 10544 марки.

Скромность украшает премьера…

Обычно Тони Блэр пользуется самолетами того же Королевского дивизиона N 32 ВВС Великобритании, что и сама королева Елизавета Вторая. Но для полета в июне на саммит ЕС в Португалии были заказаны сразу три отдельных самолета -- для премьера, для министра иностранных дел Робина Кука и для министра финансов Гордона Брауна. Этот воздушный триптих обошелся тогда казне в 30 тыс. фунтов -- 47,5 тыс. долларов. В то же время английская авиалиния «Гоу» может прекрасненько доставить пассажира из Лондона в Лиссабон всего за 137 фунтов -- 217 долларов.

-- Какая растрата денег налогоплательщиков! -- взревела тогда консервативная оппозиция.

После такой критики Блэр стал скромнее. В любом случае журналисты, которые летали с ним, скажем, в Санкт-Петербург на премьеру оперы «Война и мир», рассказывали, что особой роскоши в салоне не видно.

Это довольно поношенный военный самолет «VC-10» с креслами, которые почему-то расположены спиной к движению. Нехорошее ощущение, возникающее от этого в голове, можно подавить спиртными напитками. Журналисты заприметили, что в ассортименте воздушного бара премьер-министра значится, в частности, виски «Джонни Уокер Блю Лейбел» по розничной цене 145 фунтов -- 230 долларов за бутылку. Его, как и прочий разнообразный алкоголь, подают, разумеется, бесплатно.

После этого как сидеть -- спиной ли к движению, боком ли -- уже неважно. Главное, что просторные кресла обтянуты кожей, а ноги утопают в коврах.

Большому Биллу -- большой самолет

Клинтон летает на специальном президентском самолете, который в обиходе называют «ВВС-1». В действительности «Air Force One» -- лишь позывной радиосигнал президентского лайнера. Его официальное название -- «Боинг 747-200В VC-25 A», хвостовой номер 28000 и 29000 (таких президентских «Боингов»-близнецов -- два). Есть у него еще одно, неофициальное название: «летающий Овальный кабинет».

За основу президентского лайнера взят «Боинг-747». Но эта стандартная модель действительно превращена в «летающий Овальный кабинет» -- офис президента в Белом доме. Строили «ВВС-1», как говорится, по спецзаказу на заводе «Боинг» в Эвересте, штат Вашингтон. Вошел он в строй в 1990 году, сменив предыдущий «Боинг-707-320», отслуживший почти 30 лет. (Все предыдущие восемь «ВВС-1» находятся сейчас на военно-воздушной базе Райт-Паттерсон, около Дэйтона, штат Огайо, где расположился Музей ВВС США. )

Президентские апартаменты состоят из гостиной, спальни для президента и первой леди, туалета, душа и кабинета. Предусмотрено помещение и для совещаний. «ВВС-1» имеет небольшую «поликлинику», а его воздушный камбуз может одновременно сервировать еду на сто человек. (Всего же в «ВВС-1» доставляют еду на 2000 приемов пищи. )

Когда во время последнего государственного визита президента России Ельцина его самолет поставили рядом с «ВВС-1», то вместе они смотрелись, как штангисты тяжелого и легкого веса.