Происшествия

Из-за того, что у медиков нет денег платить за аренду, дети, переболевшие туберкулезом, могут остаться без здравницы

0:00 — 19 августа 2000 eye 405

Здесь малыши играют в больницу

Мальчику Коле из полесского села -- 15 лет. Его младшей сестренке Лене -- одиннадцать. Леночка хорошо учится, умеет варить борщ, готовить разные блюда, стирать, гладить. Коля -- ухаживать за коровой и поросенком, держать в руках топор, молоток, тяпку. Порой хочется с ребятами погонять мяч. Да времени нет. Отец с утра до вечера работает в колхозе, хотя уже пять лет зарплату не получает. А бабушке одной с домом и огородом уже не управиться.

Мама умерла несколько лет назад, в 32 года, от туберкулеза. Папа тоже болел. Но ему удалось выкарабкаться.

Однажды пару лет назад Коля сильно простыл. Потом начало побаливать справа под ребром, чуть ниже лопатки. Поначалу, как водится, не обращал внимания. Думал, пройдет. Но когда отец увидел, что сыну становится хуже и повел его к врачу, тот обнаружил плеврит, пришлось откачивать жидкость.

Затем Коля почувствовал боли в груди, начался кашель, ни с того ни с сего бросало в пот. Анализы и снимки подтвердили диагноз: туберкулез.

А вскоре закашляла и Леночка.

Так ребята надолго «прописались» в областном противотуберкулезном диспансере. «Не переживайте, -- сказали им. -- Отец вылечился -- и вас вылечим. Конечно, потребуется время. В лечебнице и школа своя есть. Практически все ее выпускники успешно сдают экзамены в вузы».

Но поразили меня, пожалуй, не эти мальчик и девочка из в общем-то благополучной (если можно вообще называть благополучной нынешнюю жизнь) сельской трудовой семьи. Значительная часть обитателей этого вовсе не мрачного, как ожидалось, а даже в чем-то уютного здания -- крошки, малыши два вершка от горшка.

Некоторые девчушки играют в больницу. Ничего другого в своей жизни они еще не видели. А многие из них -- не видели ничего лучше, чем добрые заботливые тети и дяди. Зачастую они видят разве что пьяного или больного отца (если таковой вообще наличествует), издерганную мать. А здесь и кормят сытно, и краны красивые с теплой водой, и чистая постель.

Холодильники в палатах нынче почти пусты

Ситуация с туберкулезом в Украине нынче такая, что впору снова вспомнить знаменитую повесть выдающегося житомирянина Владимира Короленко «Дети подземелья», считает главврач Житомирского облтубдиспансера Татьяна Кондратенко. Эта болезнь, особенно в пострадавших от Чернобыля полесских районах, обрела в последние годы характер эпидемии. Когда несколько передвижных лабораторий стали регулярно выезжать в райцентры и села, медики начали выявлять все больше больных и тех, кто входит в группу риска, -- в основном членов семей. Ведь заразиться очень легко -- при разговоре на близком расстоянии, кашле, чихании, через немытые руки, посуду, другие предметы, при контактах с больными животными и если пить некипяченное молоко. Чем раньше обнаружишь болезнь, тем больше шансов вылечиться. Благодаря такому подходу на Житомирщине удалось избежать детской смертности от туберкулеза и делается все возможное для того, чтобы подрастающее поколение полностью излечивалось.

По мнению главного фтизиатра Минздрава Украины профессора Юрия Фещенко и его коллег, детское отделение областного тубдиспансера и областной противотуберкулезный санаторий в Житомире оборудованы лучше, чем где-либо в Украине. И лучше обеспечены лекарствами (причем не только туберкулезного профиля) и питанием, которое является вторым фактором в борьбе с недугом.

-- Нам, конечно, хотелось бы, чтобы летом маленькие пациенты получали еще и побольше фруктов, -- говорит доктор Татьяна Кондратенко. -- В этом году нас финансируют немного лучше. Но денег на «витамины» все равно недостаточно. Раньше хоть родители из дому что-то привозили. А теперь чувствуется, что народ вовсе обеднел. Посмотрите в холодильники в палатах -- они практически пусты. Мы, конечно, пытаемся решить эту проблему. Хотя приходится порой чрезвычайно тяжело. Что говорить о фруктах, если не хватает денег на такую необходимую вещь, как бактерицидные лампы.

Но, знаете, больше всего нас волнует другое. Ну подлечим мы ребенка, подкормим, научим элементарным правилам гигиены. А через некоторое время многим нашим юным пациентам снова придется возвращаться свои неблагополучные семьи, нищету, антисанитарию, где хорошо может чувствовать себя разве что палочка Коха.

Руководство «Укрпрофтура» считает, что доводы медиков основаны на эмоциях

Для поддержания здоровья ослабленных детей из районов, пострадавших от Чернобыльской аварии, семь лет назад областное управление здравоохранения организовало санатории во взятом в долгосрочную аренду здании на живописном берегу Тетерева, где ранее размещалась одна из здравниц Украинского закрытого акционерного общества по туризму и экскурсиям «Укрпрофтур». Когда медики увидели, что количество больных туберкулезом стремительно возрастает, перепрофилировали санаторий на противотуберкулезный. На ремонт и переоборудование здания, создание лечебно-диагностической базы, процедурных кабинетов потратили свыше 800 тысяч гривен. За эти годы сумели оздоровить тысячи ребятишек, которые рискуют заболеть туберкулезом или болели ранее, а теперь нуждаются в укреплении иммунитета после успешного лечения. Предупреждать болезнь значительно дешевле, чем потом лечить ее.

-- Но по нам, как и по всей стране, больно ударил экономический кризис, -- говорит заместитель начальника облздравуправления Юрий Галинский. -- Сами знаете, как нынче финансируется бюджетная сфера. Получилось так, что на питание детей, лекарства, медикаменты, содержание здания мы еще кое-как могли наскрести средств. А вот на оплату аренды уже не хватало. Все эти годы мы били в колокола, обращались во все властные инстанции, нам обещали, что финансирование улучшится. Разумеется, просили арендодателей потерпеть. Я понимаю, им нужны деньги, мы обязаны платить. Но они же видят, как сложилась ситуация. Детский туберкулез, если хотите, -- это проблема национальной безопасности страны. Ну заплатим мы эти 180 тысяч гривен. Но тогда придется оставить на несколько дней многих больных вообще без еды и лекарств. В ответ нам говорят: не можете платить -- отдавайте назад здание. Иначе обратимся в суд. Ну, до суда дело пока не дошло. Но руководство ЗАО «Укрпрофтур» уже приняло решение досрочно разорвать договор об аренде. И тогда у больных детей не будет здравницы. Похожая ситуация была в Коростышеве, где хотели отобрать здание туберкулезной лечебницы для взрослых. Но мы тогда отстояли.

-- Нельзя за счет одной отрасли гробить другую, тем более тоже работающую на здоровье людей. Долг медиков -- это примерно три годовых дохода нашего предприятия, а мне нечем платить зарплату сотрудникам, -- говорит Викентий Мазур, генеральный директор предприятия «Житомиртурист», дочерней фирмы ЗАО «Укрпрофтур». -- Пусть гасят долги и договариваются с моим киевским руководством, чье решение я не могу не выполнять. Однажды облздрав вообще хотел забрать себе это здание, являющееся собственностью профсоюзов Украины. Потом нам кажется не совсем логичным размещение туберкулезной лечебницы в городской зоне отдыха.

… Вот такая сложилась ситуация. Причем из-за суммы не такой уж и большой. Может, Минфин наскребет по сусекам 180 тысяч гривен, чтобы погасить задолженность перед житомирскими медиками? Или просто найдется добрый богатый дядюшка, с которого не возьмут налоги за благотворительность.