Уголовные дела против контролеров, которые вымогают крупные суммы денег, становятся приметой времени
Еще зимой в Днепровском суде столицы приняли к рассмотрению абсурдное дело: два брата, работавшие в «Киевэлектротрансе» контролерами, вывели из троллейбуса безбилетника и избили его до смерти. Другой пассажир, ехавший по этому маршруту, остался жив, отделавшись травмами головы. Многие, особенно те, кому часто задерживают или не выплачивают зарплату, сталкиваются с грозными ребятами, которые, как правило, ходят бригадой из 3-4 человек. Спорить с ними и тем более оказывать им сопротивление может прийти на ум разве что мастеру боевых искусств. Не для всех эти встречи проходят бесследно.
«Не нужно делать из нас монстров, -- неохотно отреагировал на мои вопросы молодой контролер, больше похожий на профессионального боксера, -- а то пишете, что мы беспредельничаем. А у нас права есть » За последнее время в городском суде Киева появилось несколько уголовных дел, где права контролеров оборачиваются для пассажиров (в свободное от езды время -- граждан Украины) полным бесправием. Не хочется запугивать население, кочующее в общественном транспорте, но нужно наконец разобраться, где заканчиваются права и обязанности контролеров и где начинается произвол.
Одна из жертв контролеров, пятидесятилетняя Валентина Тимченко, по сути, сама была виновата. Она экономила на общественном транспорте, пользуясь чужим удостоверением ветерана труда, которое нашла на остановке. Вклеив туда свою фотографию, женщина дорисовала чернильной ручкой ободок печати. Позже, во время следствия, она пристыженно скажет: «Маму недавно похоронила, зарплата 170 гривен, живу вдвоем с сыном-студентом » Что скрывать, некоторые наши граждане прибегают к изготовлению фальшивых проездных документов. Не корысти ради, а из-за нищеты. Но речь не о них, а о том, как пользуются этим некоторые контролеры. С Валентиной Михайловной, преподавательницей музыкальной школы, сыграла нехорошую шутку ее совесть. Она, как многие интеллигентные «зайцы», ездила по поддельному удостоверению и боялась.
«Та-ак, -- протянул молодой коротко стриженый парень, взглянув на нее исподлобья, -- нарушаем Удостоверение-то у вас поддельное: вот и печать тут черточками » Но документ не забрал. Она заволновалась и вышла на ближайшей остановке. «И я здесь выйду», -- сообщил контролер и махнул своим коллегам из бригады. На остановке она оказалась наедине с тремя бравыми парнями. Поодаль стоял бригадир, затягиваясь сигаретой и не обращая внимание на привычный инцидент. Здесь контролер-заводила потребовал предъявить удостоверение еще раз, а тем временем второй протянул руку к сумочке и извлек оттуда паспорт. «Ага, а фамилия-то у вас другая, значит, точно подделали. Вы должны проехать с нами в диспетчерскую». Валентина Михайловна не соглашалась, но они пригрозили милицией.
В диспетчерской троица стала психологически обрабатывать женщину. Один из контролеров, 23-летний Вадим Науменко, описывает это в материалах дела так:
«Я спросил ее, кто ей посоветовал такое делать. На что она ответила: «Жизнь заставила». Я пояснил, что на старости лет она может угодить в тюрьму. Женщина стала плакать и просить, чтобы ее отпустили. Кто-то из ребят сказал ей, что в милиции ее могут наказать на 720 гривен. При мне она предложила оплатить половину штрафа. »
Еще некоторое время парни ее пугали, стыдили, угрожали ей. Но больше всего Валентина Михайловна боялась не уголовной ответственности, а того, что об этом инциденте могут сообщить на работу, ее репутация навсегда будет испорчена и из любимой музыкальной школы она с позором вылетит. Главный вымогатель Петр Резников оставил паспорт при себе и дал ей время до обеда. «Где же я найду такие большие деньги?» -- взмолилась женщина, впрочем, к назначенному времени пришла. Пыталась упросить шантажистов согласиться на 200 гривен, но ребятам изначальная сумма нравилась больше -- она легко и приятно делилась на троих. Позже, уже на суде, Петр Резников признается, что он до конца не верил в то, что эта простодушная женщина принесет деньги.
Так бы это происшествие и сошло им с рук, если бы подавленная женщина поутру не призналась во всем своей подруге. Та всплеснула руками и посоветовала Валентине Михайловне обратиться в милицию. На следующее утро предприимчивых контролеров задержали в буфете.
Любопытно, как сам «предводитель» контролеров-вымогателей описывает на допросе свои обязанности. Похоже, он недалек от истины:
«В случае обнаружения безбилетного пассажира, я имею право наложить на него штраф в размере 6 гривен, то есть в размере 20-кратной стоимости проезда. Если он отказывается, я должен высадить его на ближайшей остановке. В случае выявления поддельных или фиктивных проездных документов, я обязан составить акт изъятия документов (и изъять их). Не позднее следующего дня я должен сдать его старшему контролеру в штат рейда или сдать их в милицию. »
По материалам дела видно, как легко и непринужденно троица объединилась в погоне за легкими «левыми» деньгами. Никому из них даже в голову не пришло одуматься или же просто отказаться. Создается впечатление, что эта порочная практика -- дело обыденное. Впрочем, их коллеги из «Киевэлектротранса» провели собрание в духе времен соцсоревнований и «пропесочили» незадачливых сотрудников, подчеркивая, что несмываемое пятно легло на всех представителей этой профессии. И тут же решили взять провинившихся на поруки -- ввиду наличия малолетних детей у одного и стариков на иждивении у другого. Но не вышло: двум славным молодцам дали по два года, а зачинщику безобразия -- два с половиной без конфискации имущества.
Другой славный мастер по выколачиванию денег из «зайцев» на удачу не рассчитывал: он взял дело в свои руки и привлек к «бизнесу» троих контролеров-любителей. Следствие так и не установило, кто эти трое из «группы поддержки», так как 25-летний Богдан Жильцов отказался давать пояснения и отвечать на вопросы.
Вечером в троллейбусе N 24 Богдан проверял билеты вместе со своими тремя «коллегами» и внезапно нашел легкую поживу -- пожилую женщину, у которой не оказалось билета. Тогда Богдан потребовал штраф и, поскольку денег у нее не оказалось, прямехонько заявил, что за безбилетный проезд ее привлекут к административной ответственности. И стал требовать, чтобы она прошла с ними в диспетчерскую, -- женщина не на шутку испугалась, потому что оказалась в троллейбусе наедине с четырьмя молодыми людьми совсем не дружелюбного вида. Все происходило по той же схеме, что и в предыдущей истории, правда, у Натальи Смирницкой просто не было закомпостированного талончика! Жильцов давил на психику: он завел ее в пустой троллейбус и там принялся описывать страшные сцены суда, цитируя выдержки из законодательства. Наталья Ивановна представила: напишут на работу, она лишится очереди на жилье И тут Жильцов внезапно предложил компромисс: он «закроет глаза» на ее проступок только за материальное вознаграждение. В ответ на недвусмысленный взгляд Наталья Ивановна сняла с себя золотое кольцо, купленное за 400 гривен.
-- Маловато будет, -- хмыкнул оценщик, -- в ломбарде за него ничего не дадут. Все снимай.
Женщина сняла еще одно кольцо, золотую цепочку с кулончиком. Когда расстегивала сережки, замешкалась -- руки от страха дрожали, не могла справиться с одной застежкой. «Снимай и вторую», -- подбодрил Жильцов. В тот вечер он разжился золотишком на общую сумму 1. 800 гривен. «Если случайно встретимся, ты меня не знаешь», -- на прощание сказал золотодобытчик и исчез в диспетчерской.
Забил тревогу сын Смирницкой. «Мама вернулась позже обычного, я увидел, как она шла со стороны диспетчерской, была очень взволнована, плакала. На ней не было ее украшений Потом она все объяснила».
В течение только одного дня вымогатель пытался выбить деньги из двух пассажиров
Вообще-то Жильцов работал контролером два года, но за последние две недели прокололся несколько раз подряд. Через пару дней после успешного шантажа Натальи Смирницкой, он обнаружил у еще одного несознательного гражданина, пытавшегося прокатиться «на шару», поддельное пенсионное удостоверение. «Передам органам, а там тебя осудят. Или плати сто баксов». Жильцов написал объяснение якобы для органов, которое строптивый пассажир, не желавший расстаться полюбовно, подписал, и они стали ждать милицию. Но милиция не спешила.
За час ожидания Жильцов успел объяснить, что пассажиру грозит пять лет. О штрафе в размере жалких 6 гривен он даже и не упоминал. Только доллары могут спасти контролера, и торг здесь неуместен. Неугомонный пассажир требовал квитанцию за штраф и не реагировал на угрозы. В итоге, так и не дождавшись виртуальных милиционеров, Жильцов назначил пользователю фальшивыми пенсионными удостоверениями встречу. Уже изначально маловероятную. В духе плохого детектива: «Встретимся в условленном месте, я буду в черном плаще. Деньги положите в кадку с кактусом». Но «заяц» наплевательски отнесся к тайному свиданию и, сделав вид, что согласился, прямиком направился в РОВД и поведал, чем промышляет на маршруте N 24 молодой Богдан Жильцов.
Но троллейбусный Робин Гуд не унимался. В тот же день, буквально через час после одной неудачной попытки он стал требовать деньги уже от другого несговорчивого пассажира. На сей раз в диспетчерской, куда гражданина Павла Дмитрука с поддельным удостоверением доставил неизвестный друг контролера, помогавший ему в этом нелегком деле. Жильцов решил не мелочиться из-за всяких, понимаешь, жадных до денег граждан и рявкнул: «Тыща долларов!» Дмитрук потер затылок -- в обещанную контролером тюрьму идти не хотелось, но и денег таких у него не было. «Могу только 170 долларов -- это все, что есть!» «Сойдет», -- обрадовался новому методу Жильцов и послал с Дмитруком сопровождающих -- контролеров-любителей. Но Дмитруку не хотелось отдавать и 170 долларов, и он тоже обратился в органы. Эти происшествия произошли в течение двух недель, а работал Жильцов к тому времени уже 2 года. Нетрудно предположить, что другие его жертвы, возможно, просто не обратились с заявлениями о вымогательствах. И, кстати, в те дни он «подрабатывал» на чужих маршрутах -- видимо, чтобы поменьше светиться на своем участке. Что тоже говорит о его осознанной и организованной деятельности. Не помогал же он коллегам из любви к искусству?
Жильцов осужден по совокупности на 11 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима с конфискацией всего имущества. Оплачивайте свой проезд, граждане, и своевременно компостируйте талончики! Но при этом знайте своим права: вас могут высадить и на этом все бедствия могут закончиться. Не давайте себя запугивать: письмами на работу, тюремным сроком и огромным милицейским штафом!
О правах и обязанностях контролеров «ФАКТАМ» рассказал начальник отдела контроля «Киевэлетротранса» Ким Гольдман:
-- За безбилетный проезд контролер может взыскать штраф в 20-кратном размере от стоимости билета, и это не освобождает пассажира от оплаты проезда. Если пассажир отказывается платить, он может быть высажен. Я подчеркиваю, это не является обязанностью контролера. В случае неповиновения или сопротивления контролер может проводить пассажира в отделение милиции. Там же согласно ст. 183 Закона Украины «Об административной ответственности» с безбилетного пассажира взыскивается штраф (17 гривен) или ему назначается два месяца исправительных работ.
Раньше контролеры имели право отбирать поддельные удостоверения. Но сейчас, поскольку мы не эксперты, в подобных случаях мы должны сопроводить пассажира в отделение милиции. Скажем прямо, редко кто доходит. По нашим данным, за последний год по факту подделки проездных документов заведено 18 уголовных дел.
Почему пресса все время пишет с позиции обиженного пассажира? Ведь есть четкие правила, которые нужно соблюдать. Поскольку у нас нет законов, в соответствии с которыми безработные или люди, по полгода не получающие зарплату, могут ездить бесплатно, виноватыми оказываются контролеры. Если решить этот вопрос, можно избежать конфликтов. Что же касается злоупотреблений, то мы, государственное предприятие, боремся с ними, воспитываем наших работников. Но и пассажиры должны быть ответственными.
P. S. Имена героев и некоторые детали этих историй изменены по этическим соображениям.