Происшествия

Чтобы создать уникальное чучело бегемота, ученому-таксидермисту приходилось в течение нескольких дней сидеть внутри туши и вычищать десятки килограммов жира

0:00 — 29 августа 2000 eye 774

О секретах своей необычной профессии рассказывают братья Константин и Сергей Дода

Недавно в ежегодной жизни охотников произошло волнующее событие -- открытие нового охотничьего сезона. Наконец-то истосковавшиеся по ранней зорьке и взлетающим в небо стайкам птиц «любители этого дела» отправятся за своими первыми в этом году трофеями. А у новичка появится возможность подстрелить свою первую утку. И он наверняка захочет увековечить ее трепетный облик. Для этого ему понадобится опытный таксидермист, человек, чья профессия -- изготовление чучела из животных и птиц. «ФАКТАМ» удалось найти таких людей. Братья Константин и Сергей Дода, для которых юношеское увлечение стало семейным бизнесом, обожают свою профессию и считают ее высоким искусством.

В Советском Союзе лучшим подарком для иностранной делегации считалось чучело охотничьей птицы

Константин и Сергей выросли в семье знатного охотника Владимира Дода. Они с детства привыкли к тому, что на кухне время от времени появлялась дичь. Отец приносил с охоты птиц, которых уже дома ощипывали и готовили. Словом, при виде охотничьих трофеев братьев не прошибал холодный пот.

Дода-отец закончил охотоведческий факультет Иркутского сельхозинститута и всю жизнь проработал в Украине в лесном хозяйстве. А сыновья уже в студенческие годы почувствовали весь охотничий «кайф» на личном опыте. Потом старший, Сергей учился на факультете биологии и прошел спецкурс по таксидермии, со временем обучил технической стороне дела Константина. И вот уже более 10 лет братья вместе занимаются этим искусством.

-- Человек хочет запомнить исключительные, красивые моменты своей жизни, -- рассказывает Константин Дода. -- Ведь это первобытные люди охотились исключительно для добычи пищи, а охота скорее сродни искусству или спорту. Поэтому многие охотники, вспоминая удачные эпизоды охоты, стремятся похвастаться перед приятелями добытыми трофеями.

И тут начинаются прихоти и капризы, с которыми Константину и Сергею приходится считаться, сохраняя при этом свой собственный стиль.

Поскольку работают братья дома, то заказов на изготовление чучел крупных животных не берут. Ведь их можно изготовить только в условиях мастерской. Вообще, за десять лет они сделали огромное количество чучел: и совсем малюсеньких, размером меньше спичечного коробка, корольков и больших -- бобров и косуль.

При этом очень важно, чтобы чучело гармонично вписывалось в интерьер. Для этого таксидермисты делают эскизы и компьютерные макеты. Это особенно актуально при оформлении охотничьих домиков, каминных залов и ресторанов.

-- К примеру, чтобы в интерьере создать эффект движения у птицы, -- говорит Константин, -- ее можно подвешивать на тоненькой бесцветной ниточке, можно накренить ее так, чтобы она все время вращалась. Для одного заказчика мы делали такую композицию: два летящих лесных кулика на фоне берез. Получилось очень правдоподобно.

Сергей Дода рассказывает, что в 60-е годы таксидермические изделия стали очень популярными -- их заказывали музеи, школы, институты. Именно тогда наши мастера создавали настоящие шедевры. Иностранным делегациям в качестве дорогого подарка преподносились чучела животных и птиц, которые обитали на территории страны.

-- Самыми масштабными работами в таксидермии можно назвать чучела двух амурских тигров (работа хранится в Санкт-Петербурге в институте зоологии), -- продолжает Сергей, -- чучело слона, созданное под началом Михаила Заславского, и нескольких оленей в разные времена года, созданные ученым Карлом Экли. Долгое время хранятся уникальные чучела лошади и двух собак Петра I. Кстати, такие большие работы сопряжены с огромным трудом: к примеру, когда Карл Экли делал чучело бегемота, он подвесил его на крюках, затем вспорол ему брюхо. После чего в течение нескольких дней ученый залезал внутрь и вычищал жир -- ведь нужно было оставить одну кожу.

Процесс создания чучела -- высокохудожественная работа!

-- Только свежедобытая дичь может стать качественным таксидермическим товаром. Материал добывается во время охоты. Я либо сам участвую в охоте, либо охотники приносят свои трофеи, -- рассказывает Константин. -- Обязательным условием при этом является скорость доставки. Так что, если человек не может сразу передать дичь специалисту, необходимо ее заморозить в холодильнике. Когда дичь хорошо упакована, то может пролежать чуть ли не год, и из морозильной камеры в любой момент ее можно взять для работы. Далее идет разделка, обезжиривание, обработка, а лишь потом сборка тушки.

Естественно, чем меньше повреждена птица, тем лучше. Но бывают случаи, когда новичок приносит в пух и прах разнесенного малюсенького бекаса и умоляет: собери, ну это мой первый трофей! И приходится собирать.

Сначала от кожи отделяется сама тушка, затем основной задачей становится замена естественной тушки на искусственную. То есть необходимо скопировать мышцы, повторить размер, соблюсти пропорции. Шкурка обрабатывается специальными химикатами, чтобы не портилась.

Дети Кости и Сергея привыкли к занятию отцов, жены -- тоже. Костина жена Вера -- врач, а Сергея, Елена -- закончила биофак. Хранятся свежие тушки в общем холодильнике, в отдельной морозильной камере, на что жены не всегда реагируют с радостью. «Белка уже полгода в холодильнике лежит. И вообще, чучела они в основном дарят, даже себе не оставляют», -- рассказывает Вера. Кстати, из свежедобытой дичи готовится ужин -- правда, только после снятия мерки для искусственной тушки. Безотходное производство.

Для искусственной тушки делается проволочный каркас. Раньше для этого использовали паклю, ветошь, мешковину, но с помощью таких материалов тяжело было передавать рельефность мышц. Сейчас во всем мире используют более совершенные материалы. И тогда начинается работа скульптора: нужно учитывать не только прижизненные пропорции животного или птицы, но и предусмотреть, как они будут сидеть, куда будут смотреть, в какую сторону повернуты лапы. Это, действительно, художественная работа.

Чучела животных редких видов могут стать единственным напоминанием о вымерших обитателях планеты

Таксидермисты -- единственные, кто может оставить осязаемую память об исчезающих видах. Чучела животных, занесенных в Красную книгу, помогут школьникам узнать о редких или уже вымерших видах. Не секрет, что многие животные находятся на грани вымирания. Чучела делаются из погибших птиц, ведь нередки случаи, когда ястребы и беркуты гибнут в городе или натыкаются на высоковольтные провода.

-- За все эти годы я еще не видел незаинтересованных лиц -- будь то друг, заказчик или случайный гость, -- смеется Костя. -- Все норовят прикоснуться к чучелу, будто сомневаясь в том, что это не настоящее животное. У нас есть наша первая сова, которую мы случайно подстрелили на охоте. Чучело этой совы стоит больше десяти лет, мы его периодически протравливаем чем-то вроде обычного дихлофоса, когда появляется намек на моль или кожееда. Так что при регулярном уходе чучела могут стоять очень долго.

Несмотря на обилие в доме своих работ, Костя и его жена мечтают о композиции из пяти воробьев, сидящих на раскидистой ветке березы. Особенную гордость составляют сложные работы в диораме, когда используются природные материалы, воссоздается среда обитания.

Вообще братья -- страстные охотники. Слушаешь, как упоенно Константин описывает холодное октябрьское утро, когда он идет по тропке, а в прозрачное небо взлетает стайка вальдшнепов, -- и просто становится завидно. В их семьях дичь -- частое угощение. Но ее нужно уметь готовить:

-- Из перепела получается очень вкусный шашлык. Из глухаря выходят знатные котлеты -- обычно у дичи мясо сухое, а вот глухарь по вкусу напоминает свинину. Зайца неплохо перед приготовлением вымочить в молоке, а потом тушить со сливочным маслом. Очень вкусны бекасы, гаршнепы, лесные голуби. Деликатес -- двухцветное мясо фазана. Бекас -- единственная королевская дичь, которую можно запекать в глине вместе с перьями и внутренностями. Когда его достают из печи, глина разбивается и отстает вместе с перьями. По вкусу мясо бекаса чем-то похоже на печень.

У охотников существует закон: свою первую в жизни дичь он обязан самостоятельно приготовить и съесть. А если при этом сидеть в охотничьем домике, украшенном оленьими рогами, чучелами перепелов и уток, то это и есть настоящий охотничий «кайф»!


«Facty i kommentarii «. 29-Август-2000. Жизнь.