Происшествия

После столкновения с американскими субмаринами советские подлодки уносили куски чужой обшивки

0:00 — 30 августа 2000 eye 499

Причина гибели «Курска» остается загадкой

Хотя о катастрофе подлодки «Курск» сделана масса заявлений, опубликовано и показано немалое количество статей и телесюжетов, основную информацию можно вместить в пару газетных строк: экипаж погиб, спасатели добрались до субмарины, когда после ЧП минуло больше недели. Ныне, когда официальные сообщения нередко противоречивы, а порой вызывают горькое недоумение, интересны оценки подводников-профессионалов, пытающихся непредвзято разобраться в ситуации. В предыдущих номерах «ФАКТЫ» предоставили слово некоторым из них. Сегодняшний наш собеседник -- капитан I ранга, адмирал-инспектор ВМС, заместитель главного инспектора МО Украины Сергей Близнюков, служивший прежде старшим помощником командира атомной подводной лодки и участвовавший в подводном походе вокруг земного шара.

Почему экипаж не выбросил спасательный буй?

-- При кажущемся обилии информации сведения, непосредственно касающиеся аварии, скудны. Даже дата гибели лодки называется разная: то суббота 12 августа, то пятница, а то и воскресенье, -- говорит Сергей Близнюков. -- Или взять хотя бы странное сообщение о сигналах SOS, которые якобы подавал экипаж, стуча по переборкам или корпусу лодки. Позже эту информацию опровергли. Но не вызывает сомнения, что подводники не выбросили спасательный буй. Он передает сигнал SOS и указывает, где затонула субмарина. А подошедшему к нему спасательному судну он обеспечивает телефонную связь со всеми отсеками лодки. Замечу, что глубина, едва превышающая сто метров, ни в коей мере не могла помешать всплытию буя. Но экипаж им не воспользовался. Почему?

-- Возможно, потому что все 118 человек погибли так быстро, что не успели отдать буй?

-- Это одна из наиболее вероятных, однако не доказанных версий. Не исключено, что буй заклинило в корпусе лодки, и отдать его было невозможно именно по этой причине. Показательна история с подлодкой К-429, о которой недавно рассказывали «ФАКТЫ». Напомню, эта лодка затонула на глубине 35 метров. Экипаж не смог, по техническим причинам, выпустить буй. Но при той аварии большинство моряков спасли.

-- Если предположить, что хотя бы часть подводников сразу после аварии были еще живы, могли ли они подняться на поверхность в спецкостюмах или с помощью других средств?

-- К сожалению, на той глубине, на которой оказался «Курск», костюмы не помогли бы. Дело в том, что температура воды -- три, от силы пять градусов тепла, а всплывать нужно очень медленно, чтобы постепенно адаптироваться к атмосферному давлению. Но при столь медленном подъеме человек умрет от переохлаждения, прежде чем доберется до поверхности моря. А если подниматься быстро, как поплавок, то из-за резкого перепада давления наступит смерть от кессонной болезни.

На «Курске» есть спасательные камеры, но и ими не воспользовались по неизвестной причине.

Версия о столкновении маловероятна

-- Как вы оцениваете возможные причины гибели лодки, которые называют российские официальные лица?

-- Советский Военно-морской флот гордился, что его субмарины имеют запас плавучести примерно вдвое больший, чем американские. То есть лодки при весьма серьезных повреждениях, в том числе при затоплении некоторых отсеков, должны оставаться управляемыми и выживать. Поэтому слабой представляется версия о гибели «Курска» из-за столкновения с другим кораблем. Сомнения подтверждаются многочисленными случаями таких столкновений, после которых советские подлодки благополучно и самостоятельно возвращались на базы. Бывало даже так, что на их корпусе оставались «трофеи» -- куски обшивки американских субмарин. Я сам пережил столкновение с надводным судном. При всплытии на перископную глубину мы его не заметили. Обошлось без серьезных последствий. Правда, нам повезло: судно протаранило нас не носом, а «скулой» -- подводной частью борта.

-- Получается, более правдоподобна версия о взрыве на борту «Курска» торпеды?

-- Возможно. Однако и это предположение небезупречно. Ведь торпеды имеют многоступенчатую защиту от несанкционированных взрывов. В истории советских ВМС известен лишь один случай самопроизвольного взрыва торпеды -- на дизельной подводной лодке «Б-37» в Полярном в 1962 году. ЧП произошло на заводе при загрузке боекомплекта. Взрывом уничтожило пол-лодки.

Но я не исключаю, что взорвался пороховой двигатель одной из ракет-торпед, если таковые были на «Курске». Хотя, если это произошло, почему не рванули другие боеприпасы -- торпеды и ракеты с фугасами? Взорвись они, и лодку разнесло бы чуть ли не в щепки. Заявлялось о двух взрывах в течение двух минут. Пускай так. Но вероятность того, что от двух взрывов взорвется весь боекомплект, еще выше. Словом, в этой истории тоже концы не сходятся.

-- Насколько вероятен выход из строя систем лодки?

-- Они отличаются высочайшей надежностью. Скажем, система жизнеобеспечения идентична той, что используется в космических кораблях. Но сейчас мало сведений для того, чтобы исключать те или иные версии, в том числе маловероятные.

После взрыва лодка стрелой пошла на дно?

-- Если трудно судить о причине трагедии, то можно ли с достаточной долей уверенности говорить о том, как лодка погибла?

-- Сегодня не вызывает сомнения, что серьезнейшее повреждение в носовой части привело к затоплению первого отсека. Это обстоятельство, по-видимому, оказалось роковым. Вода очень быстро заполнила нос, лодка потеряла остойчивость (это одна из самых страшных для субмарин ситуаций) и «клюнула» дно. Молниеносно возрастающее давление в носовой части могло разрушить переборки между отсеками. От столь жуткого гидродинамического удара в считанные секунды погиб весь экипаж. Такой сценарий аварии представляется весьма вероятным.

-- Как вы думаете, почему россияне отказывались от помощи иностранных спасателей в первые дни после аварии?

-- Я лично знаю адмирала флота В. Куроедова, главнокомандующего ВМФ России, -- неоднократно общался с ним в ходе переговоров о судьбе Черноморского флота. Он умный, высокопрофессиональный военный. В некомпетентности его не заподозришь. Почему сразу не приняли помощь, можно лишь гадать. Несомненно одно: в российском флоте, оснащенном атомоходами, недостает средств спасения. Министр обороны РФ Игорь Сергеев заявил, что самое «новое» действующее спасательное судно построено в 1938 году. Остается надеяться, что эта катастрофа станет уроком и деньги будут выделяться на создание не только новых видов оружия, но и средств спасения.

-- Насколько велика опасность радиационного загрязнения моря из реактора «Курска»?

-- Атомные подлодки тонули и прежде, но пока ни один реактор на дне не разгерметизировался. Считается, что они могут безопасно пролежать на дне столетиями -- пока морская вода не разъест их корпуса.