Культура и искусство

«виагра» -- она и в африке «виагра»

0:00 — 7 декабря 2000 eye 312

Герои новой книги Владимира Кулебы -- «семидесятники», со всеми вытекающими из эпохи застоя последствиями

… Листаю только что увидевшую свет, хорошо изданную (издательство «Київська правда») книгу Владимира Кулебы «Виагра». В ней, как явствует из короткой аннотации, собраны и уже знакомые читателю произведения этого автора, например, повесть «Красный «Арсенал», и новые -- «Артема, 24», «Виагра», «Кому должен -- прощаю», «Москва -- город-герой».

Кто следит за творчеством Владимира Кулебы, должно быть помнит его предыдущие сборники: «Путешествие в застой и обратно» (1996), «Признание в любви» (1998). Герои его прозы -- лирические «стареющие» юноши, вышедшие «из рукава» пересаженных на киевскую почву аксеновских «звездных мальчиков», нынешнее поколение сорокалетних. Это главные герои знаковой для В. Кулебы повести «Москва -- город-герой» -- Петров по кличке Марселино и городской мечтатель Алик, Альмет, в котором нетрудно разглядеть черты автора, новый русский Паша Груздев.

В отличие от героев «Звездного билета», их киевские духовные наследники, переместившиеся во времени на двадцать лет спустя, терпят сокрушительное поражение, оказываются в аутсайдерах на жизненном пути. Обычные киевские пацаны, гоняющие до одури в футбол, тайком покуривая «Приму», бесцельно слоняющиеся по Крещатику в поисках смысла жизни, в конце концов становятся неудачниками.

Кумир печерских барышень, всегда ходивший в лидерах, безусловный пример для подражания Жорка-Марселино оказывается на пороге вынужденной иммиграции, он не востребован. Его товарищ Альмет выбирает иную дорогу -- сотрудника приватной спецслужбы, тоже не познает «счастья в жизни». Перед нами типичный злопыхатель, у которого в душе не осталось ничего святого. Без рефлексии и угрызений совести он «сдает с потрохами» друга детства.

«Бог не фраер», -- думает при этом Альмет. -- Он все видит, следит сверху, чтобы всем поровну досталось, но справедливо ли? Кому поначалу многое отпущено, с того и стребуется сторицей потом. Часто замечал: удачливые, преуспевающие мужики, когда ветер меняется и начинает им в лицо поземку гнать, теряются, вся спесь с них сходит, многие ломаются, не выдерживают… ». И, добавим от себя, оказываются в тупике.

Из тупика жизни ищет выход герой повести «Виагра». Внешне преуспевающий профессор и директор крупного института Мих Михович Огородников -- в душе одинокий и несчастный человек. Как и многие его современники, он живет двойной жизнью. И, как у Чехова в «Даме с собачкой», та, другая жизнь, в которой есть тайна и любимая женщина -- официантка Татьяна, кажется ему намного интересней и естественней, чем обыденная, где он муж, директор, при всех званиях и положении.

Огородников счастлив только в своей тайной от всех жизни, когда раз в неделю сбегает к Татьяне в ее квартиру на Русановке, где они отгораживаются от мира постелью. Но приходит время решать и Мих Михович отступает, пасует, не желая отказываться от налаженного быта и семьи. Бросается во все тяжкие, меняет партнерш, гуляет напропалую, пытается забыться в работе -- ан нет, не получается. Щелкнул внутри выключатель, и интерес к жизни пропал.

Образ виагры в повести фигурирует как некий символ простого решения: глотнул таблетку, и проблемы исчезли. Увы, лекарство-то специфическое. Не всем помогает, от человека, оказывается, многое зависит, в чем Михаил Михайлович Огородников убедился на собственном опыте.

Повесть «Артема, 24» -- о журналистах. Публиковавшиеся уже в прессе главы вызвали определенный резонанс, особенно в кругах редакционных. Другие разделы оставляют, скажем откровенно, двоякое впечатление. Слабость повести, на наш взгляд, в ее фрагментарности и эклектичности. Хотя некоторые эпизоды и характеристики выписаны с блеском, с точным знанием предмета, наблюдательностью. Огрехи сугубо литературные не могут не отразиться на общем впечатлении от воссозданной картины редакционной суеты в достопамятные брежневские времена. И все же повесть дает пунктирный штришок, ключик к пониманию, почему так много изломанных судеб досталось нам от того времени.

Несколько выпадает из этого ряда рассказ «Кому должен -- прощаю», не производящий цельного впечатления, не добавляющий, на наш взгляд, новых красок к уже известным героям. Впрочем, думается, и он найдет своих читателей. Как и новая книжка Владимира Кулебы в целом.

Мы переживаем непростое время, когда не до книг, не до чтения особенно. Тем более похвально стремление автора вернуть нас во времена нашей молодости, когда Киев казался таким большим и загадочным, а непрочитанных книг было так много…


«Facty i kommentarii «. 07-Декабрь-2000. Культура.