Первое января уже не за горами Тем не менее споры о введении контрольно-кассовых аппаратов, которое должно произойти в начале следующего года, продолжаются. Время от времени предприниматели, протестующие против их введения, устраивают забастовки, а негодование представителей различных предпринимательских союзов и комитетов то и дело выливается на страницы газет.
Вступил ли полноценно в силу соответствующий закон первого января 2001 года? Кого он коснется? «ФАКТЫ» попытались выяснить это у специалистов.
Как сообщил нам начальник управления организации оперативного контроля Государственной налоговой администрации Украины Сергей Нимченко, в соответствии с заключительными положениями, Закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» вступит в силу уже с начала следующего года.
-- Хочу подчеркнуть: введение этого закона будет, если можно так выразиться, мягким, -- сказал Сергей Нимченко. -- Предполагается, что проверкам должна предшествовать (указание об этом уже направлены в области) разъяснительная работа. Никаких тотальных проверок сразу же после Нового года никто проводить не станет.
Более того, совместно с Министерством экономики разработан проект постановления Кабинета министров Украины, предусматривающий перенесение сроков внедрения кассовых аппаратов (то есть регистраторов расчетных операций) для предприятий, использующих торговые, игровые, дозирующие автоматы, а также для маршрутных такси, предприятий культуры и некоторых других, в связи с отсутствием в данный момент соответствующих технических средств.
-- И все-таки, кто именно должен ставить у себя на рабочем месте кассовый аппарат?
-- Сразу же хочу отметить, что под действие этого закона подпадают только (!) субъекты предпринимательской деятельности. То есть все юридические лица (фирмы, предприятия, учреждения), а также граждане, зарегистрировавшиеся как частные предприниматели в органах местной исполнительной власти.
Таким образом, на людей, которые продают на рынках сельхозпродукцию, произведенную в собственном подсобном хозяйстве, действие этого закона не распространяется.
-- Они по-прежнему будут платить только рыночный сбор?
-- Да.
-- Все ли предприниматели должны применять кассовые аппараты?
-- Нет, не все. Существует утвержденный Кабинетом министров перечень, в котором указаны те формы и условия предпринимательской деятельности, которую можно осуществлять без применения кассовых аппаратов (в сентябре «ФАКТЫ» опубликовали этот перечень).
В первую очередь это физические лица -- предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (фиксированный или единый налог, специальный торговый патент). Кроме того, перечень охватывает разные виды розничной торговли (к примеру, через передвижные торговые сети: автомагазины, лотки, прилавки, тележки, столики и так далее), продажу газет, билетов, жетонов, телефонных карточек, открыток, журналов и конвертов в киосках, предоставление бытовых услуг в селах, услуги библиотек, продажу чая и кофе в поездах и прочее.
-- Предполагалось, что попавшие в перечень предприниматели должны будут выдавать покупателю (клиенту) документ, подтверждающий факт покупки, -- чек или квитанцию
-- Так и есть. Уже разработана форма расчетных книжек, которые представляют собой пронумерованные и сшитые квитанции (см. иллюстрацию). Продавец должен будет заполнить обе части квитанции и обязательно указать в каждой из них стоимость покупки.
В правую часть, которая отрывается и отдается покупателю, продавец вписывает название товара (например, «сапоги»), его стоимость и заверяет чек своей подписью. С такой квитанцией покупатель сможет полноценно отстаивать свои интересы, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».
В левой части квитанции (корешок, остающийся подшитым в книжке) продавец указывает только стоимость товара.
Также вводится книга учета расчетных операций, которую должен вести продавец. Заполнять ее несложно: ежедневно нужно указывать номера выданных за день квитанций и общую сумму покупок.
Расчетные книжки и книги учета расчетных операций регистрируются в налоговой инспекции.
В целом расчетные книжки станут единственным подтверждением оборотов предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения. И это действительно необходимо. Например, закон о едином налоге предусматривает, что «упрощенцем» может стать предприниматель, чей оборот не превышает 500 тысяч гривен. А как сейчас мы сможем проверить, превышают ли обороты предпринимателя эту сумму? Никак. Приходится верить ему на слово.
-- Какова предположительная стоимость расчетной книжки?
-- Эти книжки будут печатать специализированные предприятия, такие, как фабрика Госзнака. И мы настаиваем на том, чтобы торговая наценка на этот товар была минимальной. Таким образом, стоимость расчетной книжки из 100 квитанций составит около 3--3,5 гривни.
-- А если продавец ошибется и неверно укажет в квитанции, например, сумму, может ли он исправить неточность?
-- В таком случае он должен написать на квитанции «аннулировано» и выписать другой чек.
-- Вполне возможно, что фабрики не успеют напечатать необходимое количество книжек до Нового года
-- Я уже отмечал, что закон будет вводится мягко. Предусмотрен трехмесячный переходный период, в течение которого предприниматели смогут использовать старые формы товарных чеков.
-- И после этого начнутся проверки
-- Контрольно-проверочная работа проводится органами налоговой службы постоянно, однако инспектора не выходят на проверки без веских оснований. В сферу нашего внимания попадают в первую очередь те предприятия и предприниматели, которые показывают в налоговой отчетности убытки или заниженную прибыль. Стоит ли говорить о том, что сейчас практически каждое четвертое предприятие, работающее в сфере торговли, услуг и общественного питания, показывает убытки в декларации о доходах.
«Facty i kommentarii «. 15-Декабрь-2000. Экономика.