История современности

Чемпионом Европы по футболу 1992 года стала сборная Дании, которая попала на континентальное первенство лишь в результате дисквалификации Югославии

0:00 — 10 февраля 2010 eye 4134

За команду СНГ, выступающую без флага и гимна, сыграли Алексей Михайличенко и Олег Кузнецов

Практически сразу же по окончании финального матча Евро-88 между Испанией и Швецией развернулась борьба за право принять финальный турнир чемпионата Европы 1992 года. В итоге исполком УЕФА в середине декабря 1988-го остановил свой выбор на Швеции.

Свое решение футбольные чиновники объяснили вполне логично: летом 1992 года в Барселоне пройдет Олимпиада. Тем более что испанцы в 1964-м уже проводили финал Кубка Европы. Заявку на участие в чемпионате Европы подало рекордное количество сборных — 35. В финальной стадии участвовали 8 команд: 7 победителей отборочных групп и сборная Швеции на правах хозяйки турнира.

«Собрался было ремонт сделать в кухне, но тут сказали, что мне с командой в Швецию нужно ехать»

Это был, пожалуй, самый необычный чемпионат. Началось с того, что из-за санкций ООН в отношении Югославии эту страну лишили путевки в Швецию. Вместо Югославии в последний момент включили сборную Дании. Нельзя сказать, что потомки принца Гамлета восприняли новость с радостью — все они были в отпуске, отдыхали после напряженного сезона, нежились на пляжах, попивали пивко и поменьше старались думать о футболе.

Тренер сборной Дании Рихард Меллер-Нильсен вспоминал: «Собрался было ремонт сделать в кухне, но тут сказали, что с командой нужно в Швецию ехать играть. Пришлось на время отложить ремонт. На подготовку у нас было около двух недель. Неожиданно мы получили шанс проявить себя, так как из-за военного конфликта на Балканах сборную Югославии сняли с соревнований. «Почему бы не воспользоваться этим шансом?» — подумал я тогда. И начал собирать ребят».

Вратарь Петер Шмейхель тогда еще не знал, что именно ему суждено стать лучшим голкипером чемпионата Европы: перед началом сезона он только перебрался в «Манчестер Юнайтед».

«Сезон в Англии тогда закончился раньше, чем в других европейских странах, — вспоминал Петер Шмейхель.  — Поскольку мы уступили югославам и не попали в финальную стадию, но были близки к этому, некоторые команды хотели провести с нами свои последние спарринги перед началом турнира. В Брондбю я готовился к товарищеской встрече со сборной СНГ. Между двумя тренировками у нас был обед, и тогда появились первые слухи, что югославов, возможно, снимут с турнира и нам предоставят возможность заменить их. Только вышли на вторую тренировку, как почти сразу же пришло подтверждение, что мы стали официальными участниками финальной стадии чемпионата Европы. Позвонил Рихард Меллер-Нильсен: «Ты в порядке, готов ехать в Швецию?» «Вполне!» — отвечаю.

Костяк той команды составляли игроки «Брондбю» и футболисты молодежной сборной Дании. Мы были своеобразными пионерами профессионального футбола. В 1986-м «Брондбю» стал первым профессиональным датским клубом, и у нас был совершенно другой менталитет. Насколько я помню, до 1992 года сборная Дании не добивалась каких-то сенсационных результатов. Порой национальная команда выигрывала, но спортивный менталитет в стране был такой, что нельзя было сказать: «Мы хотим выиграть турнир — это наша цель». На нас бы посмотрели, как на заносчивых и высокомерных людей».

Многие футболисты даже решили, что это розыгрыш, когда узнали, что их разыскивает главный тренер сборной Рихард Меллер-Нильсен. У него, кстати, был конфликт с лидером команды Михаэлем Лаудрупом, с которым он не мог найти общего языка. В итоге в Швецию Михаэль так и не поехал, о чем жалеет до сих пор. Зато в расположении сборной появился полузащитник Ким Вилфорт, чья маленькая дочь страдала от лейкемии.

Казус со сборной Дании был не единственным. Сенсацией стал результат жеребьевки, согласно которому в одну группу попали сборные ФРГ и ГДР, всегда избегавшие встречаться друг с другом. Единственный раз судьба свела их на чемпионате мира 1974 года, и тогда победили восточные немцы — 1:0. Но чемпионом мира стала сборная ФРГ. На этот раз им сыграть не довелось, поскольку между жеребьевкой и началом отборочного турнира резко изменилась геополитическая ситуация в Европе: рухнула Берлинская стена, на месте двух немецких государств образовалось одно — Германия. Количество команд в пятой отборочной группе сократилось с пяти до четырех: в турнире участвовала одна немецкая сборная.

Политическая ситуация отразилась еще на нескольких участниках. Чехословакия сыграла в этом чемпионате Европы под несколько измененным названием — Чехо-Словакия. Это было последним совместным выступлением чехов и словаков. В третьей отборочной группе победу одержала сборная Советского Союза, а в Швецию отправилась команда Содружества Независимых Государств — без флага и гимна. И с футболистами, которые впоследствии стали играть за сборные России (Канчельскис, Онопко, Кирьяков, Колыванов, Юран, Добровольский), Украины (Олег Кузнецов и Алексей Михайличенко) и Грузии (Цхададзе).

Несколько албанских футболистов, проигравших с астрономическим счетом — 0:9 — испанцам, отказались возвращаться домой

Несколько футболистов сборной Албании, которая с астрономическим счетом — 0:9 — проиграла в гостях испанцам, отказались возвращаться домой. Повторная встреча этих команд не состоялась. Ссылаясь на очень сложную политическую обстановку в Албании, совсем небезопасную для иностранцев, испанцы попросили УЕФА игру отменить. Албания ничего против не имела, УЕФА с просьбой согласилась. Матч все равно ничего не решал — даже победа не позволила бы испанцам подняться выше третьего места, а албанская сборная обосновалась в конце таблицы.

Кстати, в той группе выступала сборная Франции, которая считалась фаворитом всего турнира. Французы выиграли все восемь матчей с соотношением мячей 20:6, опередив и чехословаков, и испанцев. Каково же было удивление специалистов, когда в Швеции французы в трех матчах не одержали ни одной победы — ничьи со шведами и англичанами плюс поражение от сборной Дании. Впрочем, обо всем по порядку.

В матче с англичанами сборная Дании отделалась легким испугом — 0:0. А вот следующий матч датчане со счетом 0:1 проиграли шведам, у которых блистали Томас Бролин и Мартин Далин. Одно очко в двух матчах и ни одного забитого мяча — впору паковать чемоданы. Помог случай: в этой группе все матчи первого и второго туров закончились вничью. То есть перед последним туром (Швеция-Англия, Франция-Дания) судьба каждой из команд находилась в ее собственных руках. Шведов вполне устраивала и ничья, англичанам и французам ничья ничего не гарантировала, и только победа наверняка выводила каждую из этих команд в полуфинал. Сборной Дании нужна была только победа.

Уже в дебюте датчане бросились вперед всей командой, что явилось полнейшей неожиданностью для французов. На восьмой минуте в скоростной атаке мяч был наброшен в штрафную, кто-то скинул его головой на свободное место, и Хенрик Ларсен получил возможность для удара. Мяч вонзился в верхний угол ворот Бруно Мартини.

Прессинг датчан разорвал привычные связи «трехцветных», их грозные форварды Кантона и Папен оказались на голодном пайке. И все же признанные мастера сказали свое слово: Кантона, обманув защитников, неожиданно оставил мяч пяткой, а Жан-Пьер Папен нанес изумительный по точности косой удар: мяч вошел в узкую щелочку между штангой и рукой прыгнувшего Шмейхеля. Дальше пошла вязкая, изобиловавшая единоборствами игра в центре поля. Казалось, матч так и закончится вничью, и французы пройдут в полуфинал.

Но на 78-й минуте кто-то из французов ошибся на левом фланге, и датчане, как в самом начале, всей командой бросились вперед, искусно передавая мяч друг другу. Последовал проход и прострел с фланга (не очень, кстати, сильный), Ларс Эльструп, заменивший Брайана Лаудрупа, подставил ногу, и мяч тихонько вкатился, под Мартини, в ворота.

Перевернувший судьбу матча и сборной Дании Ларс Эльструп появился на поле за 10 минут до того, как забил тот гол. Вполне возможно, что он бы не вышел вообще, если бы в составе датчан остался полузащитник Ким Вилфорт. К нему было приковано внимание всех — и комментаторов, и зрителей. Все знали, что дома, в Дании, боролась с тяжелым недугом его маленькая дочь (рак крови). Перед матчем с Францией ей стало хуже, и Вилфорт, бросив чемпионат, отправился в Копенгаген.

Появилась вакансия в основном составе, ее заполнил Хенрик Ларсен, который обычно выходил на замену. Теперь на подмену мог выйти и Эльструп. К полуфинальному матчу с Голландией Вилфорт вернулся, хотя и в неважном настроении — у дочери улучшений не наблюдалось. Он, как и Хенрик Ларсен, принял участие в игре с самого начала.

Сборная же Франции под руководством Мишеля Платини, имея в составе таких мастеров, как Блан, Англома, Фернандес, Дешам, Папен, Кантона, Боли, заняла третье место в группе. Впрочем, на этом странном чемпионате англичане, например, оказались на последнем, четвертом, месте.

… Полуфинал Голландия-Дания. Датчане вновь бросаются вперед, предлагая сопернику высочайший темп, который тот не выдерживает. Не прошло и шести минут, как Хенрик Ларсен мощным ударом открыл счет. Прекрасно игравший на чемпионате Деннис Бергкамп (на его счету голы в матчах с СНГ и ФРГ) счет сравнял, но на голландские ворота накатилась вторая волна скоростных атак. И спустя всего девять минут после пропущенного гола датчане снова вышли вперед, «дубль» оформил Хенрик Ларсен.

Вместо коленной чашечки на ноге Андерсена зияла пустота, а из-под щитка, прорвав гетры, торчал обломок кости

Во втором тайме стало заметно: датчане устали, к тому же сказалась недостаточная, мягко говоря, подготовка к чемпионату. Инициатива окончательно перешла к Голландии. В середине тайма произошел неприятный эпизод: Марко ван Бастен и защитник датской сборной Хенрик Андерсен боролись за мяч в штрафной сборной Дании. Ноги игроков сплелись (нарушения, скорее всего, не было ни с чьей стороны). Нога датчанина поехала вперед, и через секунду стадион потряс душераздирающий крик Андерсена. Крупным планом все увидели жуткую картину: вместо коленной чашечки на ноге Андерсена зияла пустота, а из-под щитка, прорвав гетры, торчал обломок кости… После того как несчастного защитника увезли в больницу, игра, которую контролировали голландцы, продолжилась. Гол в датские ворота назревал, и за четыре минуты до конца игры он состоялся: Петера Шмейхеля застал врасплох дальний удар Райкарда.

В дополнительное время напор голландцев только усилился. Но мяч в ворота Шмейхеля не шел. В серии пенальти вратарь датчан стал героем, отразив в отчаянном броске удар ван Бастена в левый от себя угол. Герой прошлого первенства пополнил список звезд, промахнувшихся «с точки» в решающий момент. Это был девятый удар, предыдущие восемь — исполнены точно. Последний пенальти забил Бент Кристенсен. Такого поворота не ожидал никто.

На финал со сборной ФРГ датчане выходили с высоко поднятыми головами — терять-то им, по большому счету, было нечего. Даже проиграв, они впишут имя своей страны (как, впрочем, и свои собственные имена) в историю европейского футбола. Немцы, со скрипом вышедшие из группы и одолевшие в полуфинале хозяев — 3:2, по качеству игры (это отмечали все) на чемпионов не тянули.

Успех сборной Дании представлялся, конечно, парадоксальным, но в нем ощущалась своя тонкая прелесть. Уж лучше амбициозные новички, случайно попавшие на турнир, чем постаревшие на два года самоуверенные немцы — чемпионы мира-1990.

Датчане, по обыкновению, начали задорно, и наградой им стал быстрый гол. На 19-й минуте Йон Йенсен, поймав уже уходящий от него мяч, отправил его в верхний угол ворот Бодо Иллгнера. Этот гол обозреватели и зрители признали лучшим по исполнению на чемпионате. Теперь за дело со свойственной им основательностью взялись футболисты ФРГ. Но время шло, а отыграться как-то не получалось, моменты уплывали, стрелка секундомера неумолимо отсчитывала круги. Шмейхель в воротах датчан творил чудеса, был непробиваем. Да и слишком самоуверенно чувствовали себя чемпионы мира. И расплата не заставила себя долго ждать: за 11 минут до финального свистка Ким Вилфорт, неожиданно развернувшись, резко «выстрелил». Мяч полетел, как из пращи, ударившись о штангу, поскакал вдоль линии ворот и, наконец, пересек ее, остановив свой путь у дальней боковой стойки. К нему бросилась вся команда, а у Вилфорта в глазах стояли слезы…

В Дании, сами понимаете, гуляли не одну ночь. Когда Петера Шмейхеля спросили, что стало самым ярким впечатлением, он ответил: «То, как мы отмечали триумф вместе, со всем датским народом, в копенгагенской ратуше».

Команду-победительницу возили по Копенгагену под овации благодарных болельщиков. Закованный в гипс Хенрик Андерсен лежал на специальном помосте и счастливо махал соотечественникам рукой. И дочка Кима Вилфорта была еще жива. Малышка умерла примерно спустя месяц после того, как ее отец забил последний гол чемпионата Европы 1992 года…