Культура и искусство

Майка земфиры была украшена всеми существующими видами марихуаны

0:00 — 15 декабря 2000 eye 298

Охраны на концерте было столько, будто за кулисами притаился матерый террорист

Земфира, концертная программа в рамках тура по Украине (Дворец спорта, 13 декабря)

О степени ее сегодняшней популярности говорит и такой факт: на фоне прочих благоухающих плакатов с Пугачевой, Басковым, прочей АЛСой -- цветных и глянцевых -- плакатик-листовка с единственной буквой «Z» смотрелся гадким утенком. Тем не менее, именно эта буковка сейчас собирает столько зрителей, сколько не соберут все эти глянцевые многословия, вместе взятые. На языке канцелярских работников эта буковка означает примерно следующее: «Дальнейшее считать заполненным». Все остальные могут отдыхать. Земфира в городе.

И хотя прошлогодний скандал в Киеве с обливанием и крушением телекамер отныне золотыми буквами вписан во все пресс-релизы Земфиры (как, впрочем, и все другие скандалы, но киевский -- на почетном первом месте), никто не хотел умирать. Никто не хотел очередного скандала -- ни Земфира, ни организаторы, ни милиция. Поэтому все были ужасно предусмотрительны, дико предупредительны и всеми силами пытались сохранять не просто спокойствие, а прям-таки кладбищенское умиротворение. Единственными пострадавшими из-за этого спокойствия стали естественно, журналисты, которых почему-то принято считать предвестниками беды. Нет журналистов -- нет проблемы, решили участники мероприятия, поэтому писакам доступ за кулисы (не говоря уже о пресс-конференциях, интервью и прочем общении) был закрыт намертво тремя кордонами охраны.

Создавалось ощущение, что ты на выставке-презентации «На страже закона и правопорядка». На концерте были представлены все имеющиеся виды охранных подразделений -- разные по форме, но одинаковые по содержанию. И частная охрана, и милиция, и ОМОН в бронежилетах (они выстроились напротив входа в гримерки, как в американском фильме, когда все мирные аргументы исчерпаны и нужно отбивать заложников у террориста), солдаты и курсанты военных училищ. Охраны было слишком много -- Девушка созрела, за ней нужен глаз да глаз. Милицейским же чинам постарше было особенно трудно, и я могу их понять: наверняка их дети тоже любят Земфиру, которая является межгосударственным символом свободы, а посему конфликты в семье неизбежны. Читайте Тургенева.

… Ее выходу предшествовал ор почти 15 тысяч от 15 и старше. На сегодня Земфира -- лучшее из того, что может слушать молодежь. Вырванные из контекста и пущенные благодаря Земфире в повседневный обиход обрывки чувств вроде «Я-а. Искала тебя», «Не взлетим, так поплаваем», а главное, вот это -- «НЕ ПОШЛО-О-Е… » -- да, этому поколению повезло гораздо больше, чем предыдущему. Эти дети, в отличие от прежних, плюс ко всему имеют в словарном запасе одно важное абстрактное понятие, делающее их людьми. Земфира заменила им Флобера с его «Воспитанием чувств», учебник по эстетике и справочник фразеологических оборотов, вместе взятых. И даже музыкальную преемственность: примерно десять лет назад в это же время звучал в этом же зале голос еще живого Цоя, а теперь поют «Кукушку» уже в память о нем.

Сама же Земфира далека от морализаторства. «Life is full of important choices» (»В жизни часто приходится делать важный выбор») -- гласила надпись на ее майке с рисунками различных видов марихуаны на спине и одним зеленым на груди. «Анечка, а-а. Просила снять маечку, у-у». Земфира выглядела уставшей -- некоторые песни ей хотелось петь, а некоторые уже НАДО, иначе «не поймут» -- и эта разница чувствовалась. Отпев примерно половину, она вышла на сцену, дымя сигаретиной, напевая: «Не бери себе в голову, Земфира, не бери… » -- и это была ее лучшая песня, хоть и не самый лучший ее концерт, конечно. Летом в Каховке, например, она билась в истерике, а здесь была спокойнее… Но все-таки она победила. Победила весь этот «шоу-бизнес», где каждая эмоция имеет свой денежный эквивалент. Пока не ее поглотила сия пучина, но она заслонила пучину своим хрупким телом.

Земфира, оказывается, была в Киеве с понедельника, жила в загородном доме. На концерте были упомянуты все, кто помогал ей записывать новые песни во главе с Евгеном Ступкой, и отныне в песне «До свидания, мой любимый город» как минимум заложена энергия двух городов, включая наш. Гитары, чух-чух. Следующая остановка -- Одесса, далее -- по всей Украине.