Благодаря усилиям многих людей из разных стран похищенная боевая награда через полтора десятка лет вернулась к ее владельцу — воину—«афганцу» из Запорожья
Почти пятнадцать лет назад у бывшего бойца армейского спецназа Александра Бычка украли орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, которым он был награжден за мужество, проявленное на афганской войне. Орден переправили за границу. Казалось бы, он никогда не будет возвращен владельцу. Однако коллекционер из Германии, к которому попала награда, узнав, что она краденая, обратился к представителям российского государства. А те, в свою очередь, — к украинским коллегам. И вот на прошлой неделе во время открытия в Киеве выставки возвращенных в страну реликвий (она приурочена к десятилетию Государственной службы по контролю за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины) воину-»афганцу» вручили его орден. Александр был до того взволнован, что смог лишь растроганно произнести: «Спасибо всем, кто участвовал в возвращении награды». К этому делу были привлечены несколько структур, в том числе Служба внешней разведки Украины. Ее представители, просившие не называть их имен, рассказали «ФАКТАМ», что Александр Бычок — единственный рядовой, награжденный офицерским орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР». После вручения ордена бывший спецназовец дал интервью «ФАКТАМ».
— Александр, расскажите сначала немного о себе.
— Вырос я в Запорожье, но в армию в 1985-м призывался из Днепропетровска, где работал после окончания профтехучилища, — вспоминает Александр Бычок. — Попал в Чирчик (Узбекистан), в знаменитый «мусульманский» батальон (условное название подразделения спецназа Советской Армии, созданного в ходе подготовки ввода войск в Афганистан и комплектовавшегося некоторое время бойцами с «азиатской» внешностью. — Авт. ). Полгода в учебке были жесткими: занимались рукопашным боем, парашютным спортом, учились минировать и разминировать. Все это потом очень пригодилось в Афганистане, где прослужил полтора года. По всему Афгану было девять батальонов спецназа, я попал в первый батальон, в роту минирования. В задачу саперов входило сопровождение групп, которые направлялись на поиски банд или караванов с оружием. Часто «на броне» добирались до какого-то места, а потом по горам шли на досмотр кишлаков. Рискованных ситуаций было много. Чтобы вовремя увидеть опасность, саперы всегда ехали на первой броне — на БМП или БТРе. Иногда проще было подорвать мину, чем ее разминировать. Ведь в Афганистане вместо дорог — степь, песок и пыль. В нее окунаешься, как в воду, — по пояс. Духи устанавливали мины прямо в пыль, не сходя с машин. Едешь на броне, видишь идеальный круг сверху, значит, внизу — мина. Встречались хитрые мины, особенно итальянские. Первая броня проезжала, а вторая подрывалась. Или два колеса пройдут по мине спокойно, а от треть-его она сдетонирует. Мы однажды на такую нарвались, у БТРа колесо отлетело.
— Пострадали сильно?
— Обошлось без ранения, но легкую контузию получил. Позвенело недельку в голове, пока в санчасти отлеживался. Последствия и сейчас ощущаю: головные боли бывают такие, что и кофе не помогает.
— За полтора года войны страшно бывало?
— Всякое случалось, только дураки не боятся. Но это был не панический страх, а контролируемый, помогавший выживать и анализировать. На моих глазах не раз гибли товарищи. В таких случаях появлялась злость, желание отомстить.
— Самому убивать душманов приходилось?
— Срабатывал инстинкт самосохранения: если не убью я, то убьют меня. Мы же исполняли интернациональный долг, нам страна сказала: «Надо». С другой стороны, в какую обертку свой поступок ни заворачивай, совершаешь убийство. В голове тогда был сплошной винегрет, это потом все поняли, что делать в Афгане нам нечего. Не хочу об этом говорить, чувствую себя виноватым.
— Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» за что получили?
В наградном листе от 3 сентября 1987 года сказано, что старший сапер-разведчик 154-го отдельного отряда спецназа 15-й отдельной бригады спецназа рядовой Александр Николаевич Бычок за время службы в ДРА принял участие в 83 боевых выходах, проявив инициативу, высокое профессиональное мастерство, мужество и отвагу. Так, 25. 12. 86 г. при ведении разведывательно-поисковых действий в составе разведдозора лично обнаружил и уничтожил 2 противотанковые мины (ПТМ) и 2 противопехотные мины (ППМ), чем обеспечил успешное выполнение боевой задачи. 06. 01. 87 при атаке склада мятежников, действуя в группе захвата, лично уничтожил одного мятежника и захватил небольшой склад боеприпасов. В том же месяце при ведении разведывательно-поисковых действий в составе головного дозора, когда дозор понес потери, Бычок, оставшись один, успел обезвредить управляемый фугас, чем обеспечил выход отряда из зоны обстрела. В мае 1987 года при ведении разведывательно-поисковых действий, столкнувшись с большой группой мятежников, занял выгодную позицию, открыл огонь, уничтожил одного мятежника и захватил его оружие. В августе при ведении засадных действий в составе головного дозора обнаружил минное поле, ночью лично обезвредил три мины-ловушки и 15 ППМ, чем обеспечил выполнение боевого задания. В дальнейшем произвел минирование караванного маршрута. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга в ДРА, говорится в наградном листе, достоин награждения орденом.
Сложности адаптации к мирной жизни, коснувшиеся многих парней, прошедших Афганистан, не обошли и нашего героя. По словам Александра, война долго приходила к нему в снах, несколько раз случались нервные срывы. Он обращался к психологам, посещал церковь, нагружал себя работой. Получив орден, обзвонил сослуживцев, друзья приехали и обмыли с ним боевую награду.
— После армии работал на Запорожском титаномагниевом комбинате помощником машиниста тепловоза, по своей рабочей специальности, — продолжает Александр. — А в 1988-м — я уже год был на «гражданке» — из Шевченковского райвоенкомата сообщили, что пришел орден. Вручили в торжественной обстановке. Я, конечно, не ожидал. В прошлом году на встрече в Москве по случаю 30-летия «мусульманского» батальона наш афганский комбриг полковник Юрий Старов сказал, что я единственный рядовой, награжденный этим офицерским орденом. В недавно вышедшей в России большой, хорошо оформленной книге «Пятнадцатая бригада спецназа» есть моя фотография с такой подписью: «Ветеран 154-го отдельного отряда спецназа, разведчик-сапер, рядовой запаса Бычок А. Н. Единственный в бригаде кавалер офицерского ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени». Для снимка я взял орден напрокат, мой ведь давно украли.
— Это было, кажется, в 1995 году. Ко мне в гости пришел знакомый. Сказал, что у него семейные проблемы, попросился переночевать. Я его радушно принял, а через несколько дней случайно полез в ящик, где лежал орден с наградной книжкой, и обнаружил пропажу. Может быть, приятель специально для этого приходил, хотя я нигде особо свою награду не афишировал. Я, конечно, нашел знакомого, мы с ним поговорили «по душам». Он признался, что продал орден на «стометровке» возле Крытого рынка. Иду по скупщикам: «Мужики, где мой орден? Готов его выкупить». Не нашел: уже перепродали дальше. Хотел отнести заявление в милицию, получить в военкомате дубликат ордена, но подумал: кому это надо, кроме меня? Честно говоря, перестал уже на что-то надеяться.
— Около 15 лет прошло, — продолжает Александр. — В конце ноября прошлого года звонит сослуживец: «Тебя в «Одноклассниках» ищет живущий в Германии Саша Гаас, тоже «афганец». Начинаем с Сашей переписываться по интернету, я рассказываю о давней краже, он просит зайти на сайт некой ассоциации коллекционеров. Там вроде бы речь идет о моем ордене. Захожу на форум, читаю. Действительно, несколько живущих в Германии коллекционеров говорят, что знают, кто купил орден с наградной книжкой на мое имя. Вступаю с ребятами в переписку, интересуюсь, на каких условиях могу выкупить орден. Отвечают: наша ассоциация сама решит все вопросы. Такой орден, да еще врученный рядовому, вернем бесплатно. Но мне нужно приехать за ним в Германию. Я им: «Это невозможно. Слишком дорого для меня». Молодцы ребята, пошли навстречу: связались с атташе Украины в Бонне, передали орден, сбросили мне по почте копии наградного листа и акта приема-передачи. Вскоре позвонили из Киева, из комитета по возврату материальных ценностей, попросили приехать для нового вручения ордена. Конечно, поехал. Это ж не просто кусок железа, с ним связано столько переживаний
— В 2009 году один из живущих в Германии участников ассоциации коллекционеров, которая зарегистрирована в Воронеже, приобрел на интернет-аукционе орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (№ 73958) с орденской книжкой, — сообщил «ФАКТАМ» руководитель пресс-службы Службы внешней разведки Украины Александр Скрипник. — Являясь коллекционером-исследователем, он выяснил, что данным орденом за участие в боевых действиях в Афгани-стане был награжден Бычок Александр Николаевич, украинец, 1966 года рождения. Поскольку обычно этим орденом награждались офицеры, а Бычок был рядовым, данный неординарный случай активно обсуждался в кругу коллекционеров на их форуме. Узнав, что Бычок проживает сейчас в Запорожье, что награду у него украли, а все попытки ее найти были безуспешными, коллекционеры однозначно решили вернуть орден владельцу. Об этом они сообщили в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в России (Росохранкультура). В свою очередь российские чиновники обратились к нашей стороне, в Государственную службу по контролю за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины. И уже эта служба попросила внешнюю разведку о содействии (СВР и раньше помогала вернуть из-за кордона ряд культурных предметов). Официальным путем мы нашли коллекционера в Германии, взяли у него орден с орденской книжкой и доставили в Украину.
Несколько лет назад Александр Бычок создал предприятие «Караван-Транс», занимающееся охраной грузов, транспортируемых по железным дорогам практически всего СНГ. Слово «караван» в названии — дань военному афганскому прошлому. Картина на стене рабочего кабинета (цепочка верблюдов на фоне желтых барханов), солдатская выгоревшая панама на полке тоже напоминают о молодости, о друзьях, выживших и погибших. Двадцать лет действует общественная организация «Союз ветеранов Афганистана Запорожья», в ее рядах сегодня около тысячи человек. Александр Бычок — бессменный активный участник этой организации. Афган, даже спустя много лет, не отпускает его.
Справка «ФАКТОВ»
Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1974 года по предложению министра обороны СССР А. А. Гречко. Имеет три степени: I, II и III. Награждение производилось последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой степенью.
Первое награждение орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени было произведено в канун празднования Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1975 года. Последними награжденными данным орденом в истории СССР стали семеро военнослужащих, отмеченных этой наградой «за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга». Всего к концу 1991 года орден III степени получили 69 тысяч 576 военнослужащих, II степени — 589, а орден I степени — лишь 13 человек.