Происшествия

Районный суд праги осудил 21-летнего жителя винницы за разбойное нападение, хотя за рубежом он никогда не был

0:00 — 26 декабря 2000 eye 656

Чтобы восстановить свое доброе имя, пострадавший вынужден обратиться в Международный суд по правам человека

Послание на непонятном языке Виктор принял за «лохотрон» в международном варианте

Получив письмо в небольшом аккуратном конвертике на иностранном языке, 21-летний житель Винницы Виктор Ясинский обратил внимание, что между набором печатных строк от руки выведены какие-то цифры. «Что это -- розыгрыш, «лохотрон» в международном варианте, предусматривающий выкачку денег в валюте? В эти игры я не играю!» -- успокоился Виктор и забросил письмо, тут же позабыв о нем. Но через некоторое время подобное послание опять пришло на его адрес. «Ого, я у кого-то уже на крючке!» -- обеспокоился молодой человек и показал письмо сотрудникам -- в то время он работал строителем в частном предприятии. Только и разобрав слово «Прага», коллеги посоветовали найти человека, который смог бы перевести текст с чешского языка на русский. Ясинский так и сделал.

То, о чем сообщалось в первом письме, просто ошеломило парня. Оказывается, судом Прага-1 Чешской Республики Виктор Ясинский был осужден по параграфу 249 Уголовного кодекса Чехии (о чем она гласит, не указывалось) и должен оплатить свое пребывание в чешской тюрьме с 6 июля 1999 по 6 ноября 1999 года плюс судебные издержки, что составляет 3000 чешских корунд (около $100). Во втором послании сообщалось, что за юридические услуги с него причитается еще 2925 чешских корунд. Кстати, эта цифра была сложена из нескольких поменьше, и не надо было быть математиком, чтобы обнаружить в подсчетах ошибку.

Виктор ни в Чехии, ни вообще за рубежом никогда не был. Он, правда, оформил заграничный паспорт -- на тот случай, если вдруг попадется дельное предложение с хорошим заработком за рубежом. Но пока таких предложений не поступило. А с 6 июля по 6 ноября 1999 года, когда он, как следовало из письма, якобы сидел в чешской тюрьме, на самом деле добросовестно трудился на работе, о чем имеется соответствующая запись в трудовой книжке.

-- Несмотря на абсурдность ситуации, многие мои друзья и знакомые, которым я рассказал о странных письмах из Чехии, начали поглядывать на меня с недоверием, -- рассказывает корреспонденту «ФАКТОВ» Виктор. -- В конце концов эта история дошла до руководства фирмы. Там не стали разбираться -- меня попросту уволили с работы. Девушка, с которой я встречался, потребовала полного отчета о «днях, проведенных в чешской тюрьме». Когда же я начал объяснять, что даже во сне не видел этой тюрьмы, она не поверила, и сказала, что я, очевидно, ее обманываю. Кажется, весь мир отвернулся от меня…

Чешский суд судит иностранцев, не удостоверившись в их личности?

Впрочем, вскоре на смену полной растерянности пришел здравый рассудок. Виктор обратил внимание не только на математические погрешности, но еще и на некоторые неточности в письмах из Чехии. К примеру, дату его рождения указали неправильно, на некоторых документах не было печатей, а значилась только подпись судьи. Но когда через некоторое время друзья Виктора нашли ему работу за рубежом и он хотел временно уехать из Украины (надо же, именно в Чехию!), ему сообщили, что в этой стране его пребывание нежелательно.

-- Очевидно, кто-то из знавших меня соотечественников, находясь в Чехии, нарушил законы этой страны и попросту воспользовался моими анкетными данными, -- продолжает Виктор. -- Защищался этот человек, по-видимому, всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Ложь -- на его совести, но почему я должен страдать? Описав подробно свои неприятности, я отправил в посольство Чехии в Украине заявление с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Вскоре пришел ответ: ваше письмо, мол, в качестве протеста отправлено в районный суд Прага-1 и будет рассмотрено в Генеральной прокуратуре Чехии. Прошло уже несколько месяцев, но ответа я до сих пор не получил. К сожалению, эта печальная для меня история продолжается -- из Чехии недавно опять пришло письмо с новыми счетами, которые я якобы задолжал районному суду Прага-1. Такое «правосудие» я воспринимаю как неуважение к себе, гражданину Украины, оно оскорбляет мои национальные чувства! Получается, что за рубежом можно осудить любого украинца, обвинив его в противоправных действиях, которых он никогда не совершал!

-- Вместе с Виктором мы подавали запрос в чешский суд с просьбой объяснить состав совершенного им преступления, но сообщить нам об этом так и не удосужились, -- рассказывает адвокат пострадавшего Павел Л. -- Пришлось самим выяснять, какое преступление подпадает под параграф 249 Уголовного кодекса Чехии. Оказывается, разбойное нападение! Увы, случаи, когда приезжающие на заработки в Чехию, Словакию и другие европейские страны украинцы, россияне занимаются рэкетом или совершают разбойные нападения, имеют место. Возможно, кто-то из них представился Виктором Ясинским. Но как можно осудить человека без удостоверения его личности? Если даже чешские правоохранители сделали запрос в Украину и уточнили, что в Украине проживает человек с такими именем и фамилией, то неужели этой информации достаточно для того, чтобы суд состоялся? А теперь ни в чем не повинный человек вынужден жить с клеймом осужденного, потерял работу, друзей, девушку.

Поскольку выносивший приговор чешский судья, узнав, что осудил не того человека, даже не удосужился извиниться перед Виктором, мы вынуждены перенести рассмотрение этого дела в Международный суд по правам человека. Хочется надеяться, что там Виктору удастся восстановить свое доброе имя. Конечно, все это стоит определенных материальных затрат.

После обращения в Посольство Чехии в Украине Виктору сказали, что его жалоба будет рассмотрена в «Штатном заступительстве в Праге» (учреждение с функциями прокуратуры), откуда письмо опять попало на рассмотрение районного суда Прага-1, где эту жалобу квалифицировали как нарушение закона против вынесенного Ясинскому приговора. Но ведь на самом деле Виктор не был осужден этим судом, а его жалоба подана против нарушения закона о правах человека и неправильного установления личности подсудимого. Кстати, такую же жалобу получило и Министерство справедливости Чехии (орган, осуществляющий контроль над судами), но и здесь она не была рассмотрена по существу. Служащие Министерства справедливости, рассматривая жалобу, очевидно, взяли за основу лишь объяснения судьи суда Прага-1, потому что никакие доводы Виктора не были рассмотрены по существу. Ведь осудивший гражданина Украины судья после всех этих нашумевших рассмотрений во многих инстанциях Чехии не может не знать, что осудил не того человека. Но, видимо, сознаться в столь значительной профессиональной ошибке намного труднее, чем попросту «заволокитить» дело?

С просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» обратились в консульское управление МИД Украины. Нам пообещали во всем разобраться. О дальнейшем развитии событий читайте в следующих номерах.

P. S. Пострадавших подобным образом Виктор просит оставить свои координаты в редакции. С благодарностью примет предложения о материальной помощи, чтобы иметь возможность отстаивать свое доброе имя в Международном суде по правам человека.