Житейские истории

«Мы с сыном любим послушать и казацкие марши, и национальные ритмы Конго»

0:00 — 12 февраля 2010 eye 1348

Конголезец Ситу Тибюрс Элож Рюфен, став казаком Пантелеймоном, поклялся верой и правдой служить Украине и украинскому народу, чтить наши традиции и обычаи, уважать побратимов

Двадцать лет назад, отправляясь на учебу в Киев, конголезец Ситу Тибюрс Элож Рюфен только и знал об Украине, что это одна из республик Советского Союза, в которой играет его любимая команда «Динамо» (Киев). Овладев русским языком на подготовительном факультете Киевского авиационного института, Ситу поступил в Хмельницкий институт бытового обслуживания, где осваивал специальность инженера-радиоэлектроника. По окончании учебы домой, в Конго, возвращаться не стал — на родине разразилась война…

«Я, как и мой далекий предок, — король африканского государства Малуанго, постоянно испытываю необходимость менять жизнь к лучшему»

 — Устроиться работать по специальности в Хмельницком не удалось, вот и вынужден был перебиваться случайными заработками, — печально улыбается 40-летний Ситу Тибюрс.  — Хорошо помню тот день, когда в моем кармане остался всего один доллар. Я не потратил его, сохранил. Просить помощи у родных не осмелился, тем более что им самим было тяжело. Родные бежали от войны на юг, а наш дом был разрушен. Впрочем, я привык решать свои проблемы самостоятельно. Чтобы выжить, отправился на рынок — работал грузчиком. Также за небольшую плату возил знакомым товар с оптовых баз. Немного заработав, сам арендовал палатку, торговал «Сникерсами», «Марсами» и прочими сладостями. Люди охотно покупали у меня шоколадки, некоторые еще и интересовались, как зовут, откуда приехал. Правда, торговца из меня не вышло. Бросил рынок, увлекшись преподаванием французского языка. Очень хотелось работать учителем в школе, но в постоянном месте работы мне отказывали, ссылаясь на то, что у меня нет высшего педагогического образования. Со временем открыл центр по изучению французского языка.

Хмельницкий стал для меня родным городом. Здесь мне всегда везло на хороших отзывчивых людей, некоторые из них стали моими друзьями. В этом городе я встретил свою любовь, у которой прекрасное имя Татьяна. А познакомились мы благодаря… мороженому. Я очень люблю пломбир, а Таня в то время как раз продавала его с лотка. Я стал у нее постоянным покупателем. Оказалось, она тоже любит пломбир. И взгляды на жизнь у нас общие. Мы поженились. Теперь вместе воспитываем сынишку Кристиана.

Сегодня Ситу — единственный конголезец в Хмельницком. Ему, конечно же, хотелось бы, чтобы земляки приезжали сюда на учебу. Но, поскольку не приезжают, теперь его друзья — украинцы. Среди них и те, кого Ситу учит французскому языку. Благодаря разработанной им методике преподавания его ученики, среди которых и взрослые, и дети, уже спустя шесть месяцев после начала занятий свободно разговаривают по-французски. Многие, получив диплом об окончании этих курсов, поступают на учебу в вузы Франции, Канады или выезжают туда на постоянное место жительства.

Ситу пишет учебник по французскому языку. Мечтает, что, как только подготовит учебник и напечатает, его ученики еще быстрее станут обучаться французскому. К слову, во Франции у Ситу много друзей, есть и родственники. Они зовут его к себе, но мужчина неизменно отвечает, что из Хмельницкого никуда уезжать не собирается. Потому что в этом городе почувствовал особую ауру — казацкий дух, который придает жизни новый смысл.

 — Родители рассказывали, что наш род древний и ведет свое начало от королевской семьи государства Малуанго, еще в рабовладельческие времена занимавшего территорию юга Конго и чуть-чуть Анголы, — продолжает Ситу.  — Так вот, король Малуанго был яростным противником рабства, угнетения человека человеком. Именно он и издал указ, которым запретил людям продавать людей. Постепенно с рабством в Африке было покончено. Вот и я, как мой далекий предок, испытываю необходимость менять нашу жизнь к лучшему. Но ведь перемены не придут сами по себе, за них надо бороться сообща. В 2004-м, когда граждане Украины жаждали перемен и заявили об этом на Майдане в Киеве, мы вместе с казаками краевого казацкого общества имени Богдана Хмельницкого отстаивали право народа на лучшую жизнь на своем майдане. Тогда я и понял, что казаки — настоящие патриоты своей родины, что я хочу быть вместе с ними.

«Перед купанием в проруби я сказал себе: тело немощно, а дух силен! И в ледяной воде мне было не холодно»

 — Ситу утвердился в своем желании стать казаком после того, как в октябре 2008 года побывал вместе с нами на праздновании 360-летия Пилявской битвы, — говорит есаул Хмельницкого краевого казацкого общества имени Богдана Хмельницкого, полковник украинского казачества Юрий Басистый.  — Битва под Пилявцами, в которой крестьянско-казацкое войско во главе с гетманом Богданом Хмельницким разгромило польскую армию, стала одним из самых значительных сражений в истории Украины. В результате наше Подолье и часть Волыни были освобождены от поляков. На месте кровопролитных боев, у Кургана казацкой битвы с крестом и могилой, в которой похоронены боровшиеся за независимость Украины ее мужественные сыновья, в том числе полковник Иван Ганжа, собралось более десяти тысяч казаков. Прибыл и Президент Украины. Мы почтили память погибших, возложили цветы к подножию кургана, организовали торжественное шествие под национальным и казацким стягами. Делились опытом по воплощению в жизнь национальной объединительной идеи с казаками из других краевых организаций. Огорчались из-за того, что народные депутаты так и не удосужились принять закон о казачестве, проект которого вот уже несколько лет ждет рассмотрения в Верховной Раде. После все вместе отведали казацкий кулеш. Наш африканский друг очень проникся духом единения, патриотизма и уверял, что его желание стать казаком еще больше укрепилось.

К тому времени Ситу уже прошел испытательный срок для вступления в казачество. Также получил разрешение стать казаком — в церкви и в Раде украинского казачества. А на Крещение провозгласил клятву-присягу на верность Украине. Его глаза блестели от слез, когда вслед за священником он повторял текст клятвы-присяги, обещая защищать свободу украинского народа, его традиции и обычаи, заботиться об украинском языке и культуре, до последнего вздоха служить Украине и украинскому казачеству.

- По украинской традиции казаки еще в Запорожской Сечи присягали на верность Украине, предварительно получив благословение священника, и это подчеркивало важность их выбора, — объясняет духовник украинского казачества, протоиерей Леонид Дьяченко.  — Если пожелавший стать казаком крестился как православный, веровал в Бога и Богородицу, проявил себя мужественным в бою, его принимали в казаки. Причем не важно, был ли он украинцем или какой-то другой национальности. Ситу — католик, но ведь в нашем казачестве уже немало католиков! Украинская церковь не запрещает католикам молиться в православном храме. Господь един, и все мы — и православные, и католики — молимся ему одному. Уроженец Конго достойно прошел обряд посвящения в украинские казаки. Он попросил дать ему казацкое имя Пантелеймон, в переводе с греческого означающий всемилостивый — в честь святого, силой молитвы исцелявшего больных. Ситу намерен принять православие, он выучил несколько молитв и вдохновенно молится перед святыми образами. Казаки ведь всегда уповали на силу молитв и помощь святых, особенно перед военными походами, в церкви и оружие освящали…

Во время обряда посвящения в казаки Ситу трижды хлестнули по спине канчуком — чтобы почитал отца-мать, любил и берег Украину, уважал побратимов. По древнему обычаю, он выпил чарку горилки, стоявшую на сабле. Ситу присвоили казацкое звание роевого, то есть прапорщика, командира взвода. А еще он прошел боевое крещение, искупавшись в лютый мороз в проруби в Южном Буге. Этого купания, признался Ситу, он боялся больше всего. Но он ведь казак! А казаки знают: тело немощно, а дух силен. Именно поэтому, как уверял конголезец, ему было совсем не холодно в ледяной воде. Краевой атаман, полевой гетман Галицко-Подольского округа, генерал-атаман украинского казачества Франц Павонский, поздравив Ситу с тем, что он успешно прошел все испытания, окончательно утвердил его посвящение в казаки.

Вот только, улыбается темнокожий казак, он как-то читал, что обряд посвящения на Сечи заканчивался постригом наголо с оставленной небольшой прядью волос — «оселедцем». Но ведь никакого «оселедця» из его курчавой копны не получится, смеется Ситу. Зная и почитая давние украинские обычаи, Ситу уверен, что казак — это дух, а не «оселедець» по пояс и шаровары. К слову, сорочка-вышиванка и шаровары ему очень даже идут. Как-то Ситу обрядили в украинскую национальную одежду и попросили сняться в телевизионном ролике, рекламирующем подольские мясные деликатесы. Несколько месяцев ролик крутили по местному телевидению. Тогда хмельнитчане стали узнавать Ситу на улице…

«В семье общаемся на украинском»

 — Я часто вспоминаю свою маму, которой после смерти отца пришлось одной поднимать на ноги нас, десятерых детей! — с грустью говорит Ситу.  — Она много работала, чтобы мы ни в чем не нуждались, были здоровы, дружны, получили хорошее образование. Она учила нас уважать старших, беречь друг друга, любить свою родину. А ведь все эти близкие мне жизненные принципы исповедует и украинское казачество! Я рад, что такие же добрые и искренние взаимоотношения у меня с женой и сыном. Кристиан — второклассник, увлекается математикой, играет в компьютерные игры. Как и все мальчишки, любит немножко похулиганить. Он хорошо учится в школе, но не всегда. Я не ругаю его за плохие отметки, просто пытаюсь понять, почему так получилось. Предостерегаю мальчика, что лениться ему никак нельзя, ведь тогда ни одна его мечта не осуществится. Также напоминаю, что сейчас мы с мамой заботимся о нем, а вот когда состаримся и не сможем работать, он должен будет позаботиться о нас. А как же он позаботится, если ничего не будет уметь? Сын соглашается и обещает очень-очень стараться. Я решил проводить с ним больше времени, поэтому в выходные мы всегда вместе. Кристиан учит меня писать по-украински, ведь это для меня пока трудно, я научился только говорить на этом языке. С женой и сыном мы общаемся на украинском. Особенно трудными для меня были слова «паляныця», «краватка», «пательня», «шкарпетки». Но теперь выговариваю их чисто и без особых усилий. А еще самостоятельно изучаю английский, ведь его учит мой сын, и я должен помогать ему. Жаль, что к французскому Кристиан пока никакого интереса не проявляет. Я виню в этом себя. Ведь, когда он был маленький и шалил, я всегда ругал его по-французски. Не надо было этого делать. Впрочем, думаю, повзрослев, он поумнеет. Вместе мы любим слушать музыку в национальных ритмах Конго и казацкие марши…

Ситу запланировал поездку на Запорожскую Сечь — святыню для каждого казака. Он уверен, что если в Украине казаческое движение будет развиваться, каждый ее гражданин станет жить хорошо. И казачество он принял, надеясь изменить жизнь к лучшему — и свою, и тех, кто находится рядом. Он много молится в церкви — и за Конго, и за Украину. Мечтает петь в церковном хоре. А еще ему нравится бывать в глубинке, где украинские обычаи и традиции чтут больше, чем в больших городах, и люди открыты для общения. Навещая тестя и тещу, которые проживают в райцентре Виньковцы Хмельницкой области, он с удовольствием помогает им по хозяйству.