Вот уже больше двух недель российские спецслужбы и силовые структуры не могут разобраться, что же на самом деле произошло в Чечне с журналистом радиостанции «Свобода» Андреем Бабицким. Официальная версия выглядит следующим образом. Бабицкий пропал без вести в середине января, но уже 23-го появился в районе блок-поста Старая Сунжа, пытаясь покинуть Грозный. Там он был задержан российскими военнослужащими, так как не имел соответствующих документов, подтверждавших его аккредитацию. Кроме того, у федералов имелись серьезные подозрения, что Бабицкий некоторое время находился в расположении одного из крупных отрядов боевиков.
По закону задержанного могли держать под стражей десять суток. Судьбой журналиста занялись высокопоставленные чиновники из генпрокуратуры и министерства юстиции РФ. 3 февраля было объявлено, что Бабицкого отпустили под подписку о невыезде. Он должен был оставаться в Чечне в представительстве федерального правительства и ждать отправки в Москву.
В тот же день информационные агентства передали сообщение об обмене Андрея на трех российских военнослужащих, находившихся в плену у чеченцев. Этот факт подтвердил Сергей Ястржембский, предъявив журналистам письменные заявления полевых командиров и самого Бабицкого, который добровольно согласился на обмен и выразил надежду, что его поступок поможет спасти жизни других людей. Помощник исполняющего обязанности президента России подчеркнул, что с этого момента федеральное правительство не несет ответственности за судьбу Бабицкого.
Однако директор ФСБ Николай Патрушев и министр юстиции Юрий Чайка заявили, что ничего не знают о состоявшемся обмене. Вернее, слышали о нем только из сообщений СМИ. По словам главы минюста, Бабицкий исчез после освобождения из-под стражи, и генпрокуратура 7 февраля вызвала журналиста на допрос, пригрозив в случае неявки объявить розыск и выписать ордер на новый арест.
В понедельник Сергей Ястржембский снова сообщил, что 5 февраля боевики отпустили еще двух российских офицеров, санкцию же на обмен Бабицкого дали генпрокуратура и минюст. При этом Ястржембский заявил, что не может объяснить факт вызова журналиста на допрос, а о его местонахождении ему ничего не известно. Владимир Путин в общих чертах в курсе создавшейся ситуации.
Жена Андрея Бабицкого, давая интервью телекомпании НТВ, сообщила, что видела заявление мужа и узнала его почерк. Где он и что с ним, она не знает. Перед отъездом в Чечню Андрей, обычно жизнерадостный, был чем-то подавлен, но ей ничего не рассказывал.
Международная общественность считает, что Бабицкого все же обменяли, а это является грубым нарушением прав человека. Его арест на Западе называют противозаконным -- российские силовые структуры так и не смогли представить доказательства тому, что журналист радиостанции «Свобода» каким-либо образом нарушил закон.
Случай с Бабицким перестал быть внутренним делом России. Белый дом и госдепартамент США намерены потребовать от Кремля вмешаться в ситуацию. С призывом помочь пропавшему журналисту к Владимиру Путину обратились Международный институт прессы и Всемирный комитет в защиту свободы прессы. Представители радиостанции «Свобода» уже отправились в Чечню, чтобы самостоятельно выяснить, что же все-таки произошло с их коллегой.