Политика

«большевики» и «меньшевики» поняли, что им не жить друг без друга

0:00 — 10 февраля 2000 eye 319

Но станет ли это понимание гарантией их мирного сотрудничества?

Вряд ли стоит напоминать о перипетиях, предшествовавших началу пятой сессии Верховной Рады. Пожалуй, столь же часто высший законодательный орган пресса упоминала в своих сообщениях лишь в период приснопамятной «спикериады». Нынешние парламентские баталии были примечательны совсем иными событиями, хотя и разворачивались они в основном вокруг спикерского кресла. Нежелание некогда «не первого, но и не второго» человека в стране расставаться с постом председательствующего в парламенте вошло, мягко говоря, в противоречие со стремлением «большевиков» видеть в кресле спикера своего человека. К этой цели последние шли не всегда последовательно, но стремительно и успешно.

Левое меньшинство, похоже, еще попортит нервы своим оппонентам

В итоге в Верховной Раде появилась фракция голодающих -- прогрессивных социалистов. Правда, надо заметить, они всегда демонстрировали радикальные приемы парламентского общения. Не изменили себе и на этот раз. Даже после того, как большинство их коллег признало необходимость совместного поиска выхода из сложившегося положения. И если в начале голодовки они готовы были прекратить акцию протеста только в случае воссоединения под одной крышей «большевиков» и «меньшевиков», то спустя несколько дней, когда стало понятно, что все к тому и идет, соратники Натальи Витренко выдвинули другое условие: заседание должен открыть только отстраненный Ткаченко. Даже непримиримые коммунисты оказались более сговорчивы в этом вопросе. Впрочем, после вторничных «спевок» левых прогрессисты тоже решили прекратить свой демарш.

Впрочем, то, что левые согласились с присутствием в кресле спикера Ивана Плюща, еще не значит, что они оставили попытки реанимировать свое главенствующее положение в руководстве парламента. По некоторым данным, в Конституционный суд вот-вот должно поступить представление, подписанное главой КПУ Петром Симоненко и лидером «большевиков» Леонидом Кравчуком, о соответствии Основному Закону решений, принятых депутатским большинством в Украинском доме. Но этот шаг, скорее, напоминает попытку сохранить хорошую мину при плохой игре. На устраивающий их вердикт Конституционного суда меньшинство вряд ли рассчитывает, но левые потом, для собственного успокоения, всегда смогут сказать, что они сделали все, что могли.

Тем не менее меньшинство, даже если и согласится на совместную работу с «большевиками» (о чем заявил во вторник лидер СПУ А. Мороз), имеет немало возможностей и дальше портить нервы своим идеологическим оппонентам. Например, во время рассмотрения во втором (и далее) чтении бюджета-2000, а также сопутствующих ему законопроектов.

Как уже сообщалось, правительство практически одновременно с финансовым «талмудом» передало на суд парламентариев несколько законопроектов, без принятия которых тщетными окажутся все старания кабминовских аналитиков внедрить в жизнь свои реформаторские планы. Речь идет, как минимум, о десятке нормативно-правовых актов, которые являются базовыми для бюджета в части его наполнения. Эти законопроекты предполагают принятие как раз тех непопулярных мер, о необходимости которых не раз говорил Виктор Ющенко. И касаются они большей частью упразднения льгот -- как для предприятий и экспортно-импортных товаров, так и для граждан. Если парламент их утвердит, то до конца года правительство надеется дополнительно получить в бюджет около 3,7 млрд. грн. Эти средства Кабмин хочет направить на реализацию программы борьбы с бедностью.

Из-за парламентских разборок бюджет уже недополучил около полумиллиарда гривен

Безусловно, правоцентристам вполне по плечу (с учетом их количественного состава) простым большинством в 226 голосов утвердить столь нужные правительству законопроекты. Но кто сможет гарантировать работоспособность и дисциплинированность «большевиков» после возможного перемирия с левыми? Ведь еще даже до вечерних переговоров в понедельник у некоторых началось «головокружение от успеха». А что будет, когда начнется такая тяжелая и рутинная законотворческая деятельность? Вот тогда-то левая оппозиция и сможет напомнить о себе, а заодно и своих требованиях.

Пока же суд да дело, а именно пока еще не снят с повестки дня бюджет и его проблемы, парламентарии провели разминку (или репетицию совместной работы?), принимая закон о статусе народного депутата. Его новизна заключается в закреплении таких понятий, как парламентское большинство и меньшинство, деятельность которых будут корректировать координаторы. Данный законопроект, по словам одного из его авторов «реформатора-конгрессмена» Александра Емца, является предвестником нормативно-правового акта «Об оппозиции». Естественно, не все парламентарии от него в восторге. Помимо никого уже не удивляющего негодования левых, свое неодобрение высказали и представители парламентского нейтралитета. Возможно, они и ввели в заблуждение своих коллег из правого лагеря.

Спикер Иван Плющ был вынужден поставить законопроект на голосование дважды. В первый раз его поддержали 216 депутатов из 253 зарегистрировавшихся «большевиков». Эта неудача вызвала восторг у левых: в этот момент они даже зааплодировали, перестав стучать и кричать. Однако представители правых попросили Ивана Плюща поставить законопроект на переголосование, мотивируя свою просьбу тем, что их карточки не сработали. Возможно, именно так и обстояло дело, потому что со второй попытки проект набрал уже 232 голоса. А дабы, видимо, левым впредь неповадно было радоваться проколам большинства, руховец Богдан Бойко неожиданно предложил комитету по регламенту разобраться с депутатами, не принявшими присягу на верность украинскому народу. По его подсчетам, таких в Верховной Раде несколько десятков, и согласно Конституции, парламентариями их считать нельзя.

Пока левые демонстрировали свое негодование происходящим в зале, а именно -- законотворчеством своих коллег, «большевики» внесли в закон о регламенте коррективы, касающиеся схемы принятия решений. Отныне процедурные решения принимаются простым, а не конституционным большинством: то есть нужно уже не 300 голосов, а всего лишь 226. Так что если левые и дальше будут пренебрегать своими депутатскими полномочиями, теперь это почти не отразится на работоспособности парламента.

Сокращено также время для оглашения заявлений депутатов, докладов и их обсуждения. И вообще, депутатское большинство, похоже, решило не только не терять времени даром, но и усовершенствовать работу законодательного органа. Возможно, «большевики» прониклись-таки озабоченностью премьера, упрекавшего Верховную Раду в неэффективной работе и в том, что «простаивают» важнейшие законопроекты, а бюджет недополучил около 450 млн. грн. «Это те деньги, которые в 2000 году нам никто уже не заплатит, поскольку потеряно время», -- к такому аргументу трудно не прислушаться. А может, большинство просто пытается обезопасить свое существование без меньшевиков?