Друзья и коллеги популярной актрисы поделились с «ФАКТАМИ» своими воспоминаниями о ней
В фильмографии Анны Самохиной ровно 50 картин, среди которых столь полюбившиеся зрителям «Воры в законе», «Царская охота», «Тартюф», «Страсти по Анжелике», «Черный ворон». На пике карьеры актриса решила попробовать себя в роли бизнес-леди и ушла на время из профессии. В минувшие выходные в одном из хосписов Санкт-Петербурга 47-летняя артистка скончалась. Седьмого февраля вечером Анна общалась с родными, а в два часа ночи ее не стало.
От гражданской панихиды родные актрисы отказались. Самохину похоронили в среду на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. «Она сгорела за три месяца, — сокрушаются друзья и коллеги. — Красивая, сильная, успешная, в самом расцвете сил». Кстати, за несколько дней до смерти был подписан указ о присвоении ей звания заслуженной артистки России.
Врачи предполагают, что столь быстрое развитие болезни могло произойти на нервной почве. Не так давно актриса продала свою квартиру, переехав на съемную. Она взяла большой кредит на строительство жилого комплекса под Питером, но ее обманули. Принадлежавший Самохиной ресторан прогорел, а водитель вдребезги разбил «Мерседес». В конце ноября Анна, приехав с гастролей, почувствовала боли в печени. Она сразу обратилась к врачам, но диагноз был неутешительный: рак желудка в четвертой стадии. Узнав о нем, Анна только и сказала: «Семи смертям не бывать, а одной не миновать».
Анна Самохина родилась 14 января 1963 года в городе Гурьевск Кемеровской области. Вскоре семья переехала в Череповец. С семи лет Аня обучалась игре на фортепиано и, как все девчонки, мечтала стать актрисой. После окончания Ярославского театрального училища работала в ТЮЗе Ростова-на-Дону, пока ей не посчастливилось попасть в кино благодаря режиссеру Георгию Юнгвальду-Хилькевичу.
— Мой ассистент Александр Поросян привез кучу фотографий кандидаток на роль Мерседес, — рассказывает режиссер фильма «Узник замка Иф», близкий друг актрисы Георгий Юнгвальд-Хилькевич. — Он был в командировке и объездил все театры, вузы, училища Центральной России. Самым ужасным было фото, где на одной ноге стояла какая-то девица. «Обратите внимание на эту девушку, — сказал Поросян. — Очень талантливая». Я посмотрел, действительно, красивая девочка, хотя фотография плохая. «А сколько ей лет?» — «25» — «И что, до сих пор никто ее не снимал?» — «Нет, она же не от мира сего, ей на все наплевать. Встретила меня с ребенком на руках, в какой-то косой рубашке. Вокруг куча белья, которое собиралась стирать. В общем, милейшая девочка». Когда Аня приехала в Москву на пробы, мы все были потрясены ее красотой, этой светящейся кожей, горящими глазами. А начав снимать пробу, вовсе обалдели. Актриса высочайшего класса, шекспировского размаха. Конечно, я ее сразу утвердил. Витя Авилов, сыгравший графа Монте-Кристо, был в восторге от Ани.
— Приходилось чему-то учить начинающую актрису?
— Конечно, она ведь ничего не знала о кино. Нужно было объяснять, что крупный план требует меньше движений, чем средний. Всему этому она училась, причем легко, с восторгом, ей два раза не надо было повторять. Очень способная. После «Узника» Самохина очень много снималась. Только Александр Полынников снял с ней семь фильмов. Из-за этого, собственно, и получилось, что у меня Аня снялась только один раз. Я ее приглашал во все свои фильмы. Два года назад, запуская «Возвращение мушкетеров», позвонил ей, предложил сниматься, на что она сказала: «Я так вас люблю, что не могу подвести. У меня три договора на съемки в сериалах, там можно тяп-ляп, а с вами я так не могу, извините». Я ее прекрасно понял, востребованная актриса.
— В Самохину, наверное, все мужчины на съемочной площадке были влюблены?
— Включая меня (смеется). От нее мужики просто с ума сходили, теряли рассудок, обивали пороги. А она была легка, прозрачна, не останавливала свой взор ни на ком. По крайней мере, на съемках у нее не было никаких романов. Латвийский актер Арнис Лицитис, сыгравший в «Узнике» королевского прокурора, за Аней очень активно ухаживал, влюбился по уши. Я, кстати, и порекомендовал Юрию Каре взять их обоих в картину «Воры в законе», это был отличный ансамбль. Аня меня всю жизнь называла крестным папой. У нас были изумительные отношения. Самохина дружила с моей женой Надиркой, которая играла Гайду в «Узнике замка Иф». Помню, года три назад Аня приехала в Москву и прямо с вокзала к нам в гости. Открыв дверь, обалдел, увидев ее. Это как рождественский подарок. Такое впечатление в моей жизни было еще от Володи Высоцкого.
— Со стороны казалось, что Самохина была голубых кровей, недотрога.
— Ничего подобного, никаких графских замашек. Она просто наплевательски к себе относилась. Думаю, именно это и стало причиной ее болезни. Когда мы собирались на посиделках, она обожала себя уродовать. Развлекала всех тем, что изображала из себя такую сопливую полудебильную Анчутку, рожи корчила. Аня — потрясающая девочка. Она, как факел, была. Вот и сгорела
— Мы познакомились с Аней в 1988 году на съемочной площадке фильма «Дон Сезар де Базан» у режиссера Яна Фрида, — рассказывает народный артист России. — Сразу было заметно, что она талантливая актриса, хотя это был только третий ее фильм, по сути, начало карьеры. Как о женщине я вообще не говорю: краси-ивая, обая-ятельная, сексуальная!.. О-ОЧЕНЬ! Мужики просто падали штабелями.
— Обычно при таком раскладе у людей появляются симптомы звездной болезни.
— Ничего подобного. Самохина была очень общительная. Конечно, не нараспашку, не та женщина — умела себя и держать, и подать! Среди своих она вела себя достойно и в то же время без всяких, как говорится, понтов. Ей можно было посоветовать, как лучше играть, подсказать на правах старшего коллеги. Чего там, по тексту у нее бывали проблемы. Мы с ней дружили, много вместе гастролировали. В позапрошлом году с постановкой «Жозефина и Наполеон» объехали всю Украину. По областным центрам нас возил один из организаторов гастролей по имени Руслан — тайно влюбленный в Самохину. Чаще всего я впереди сидел, а Аня, скрючившись, на заднем сиденье спала! Так мы и кочевали.
— Спартанские условия не пугали Самохину?
— Как женщина шикарная комфорт она, конечно, обожала. И хотя не во всех гостиницах даже вода горячая была, Аня никаких капризов не демонстрировала и истерик не устраивала. При всем при этом Самохина о-очень трудолюбивая девочка была. Публика награждала ее всегда ТАКИМИ аплодисментами. Подарков много дарили, цветов море! Она очень любила цветы и ей приносили их огромными охапками. Богатые, солидные люди шли с необъятными букетами роз, рядовая публика несла цветы попроще. Мы лет пять вместе с Аней и ее дочкой Сашей играли в питерском Театре комедии в спектакле «Виновник торжества». И последний раз виделись как раз на этом спектакле. Аня еще в гости в свой ресторан приглашала. Она ведь была хозяйственная очень, с коммерческой жилкой. Анечка имела два ресторана: «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский». Очень дорогие, там всегда много иностранцев было. Ресторанный бизнес ей помог открыть Александр — первый муж и отец ее дочери. Вместе они 16 лет прожили.
— А с дочкой Самохина ладила?
— На здоровье не жаловалась?
— Никогда! Всегда была в полном порядке — стройненькая, как девочка. Один раз я ей сказал: «Анечка, ты такая худая! Даже чересчур». Она много разных диет перепробовала! Заболев, Аня перестала со всеми общаться, не хотела чтобы ее проведывали, отключила телефон, чтоб не звонили, не сочувствовали. Общаясь с Сашей, я интересовался постоянно: «Как мама? Что слышно?» 25 декабря Ане делали операцию. Разрезав живот, врачи сразу все увидели и поставили страшный диагноз. Мне ночью часа в три позвонил наш продюсер и сказал: «Михал Семенович, у нее рак в четвертой стадии». Несмотря на это до последнего все верили в чудо. Лишь за несколько дней до смерти, когда я разговаривал с Сашкой, все было ясно, ждали уже