Политика

Президентская кампания стоила украине двадцать миллионов долларов

0:00 — 22 февраля 2000 eye 323

Борис Ельцин для своего переизбрания в 1996 году потратил в десять раз больше

Как только в стране заканчиваются одни выборы, скажем, президентские, почти сразу начинается подготовка к следующим -- парламентским. Это уже почти традиция. Вот и сегодня ходят упорные разговоры о возможных досрочных выборах в Верховную Раду. И если для соискателей депутатского мандата они грозят вылиться в сильную нервотрепку и внеплановую трату дензнаков, то для целой армии людей, называющихся имиджмейкерами, это настоящий праздник жизни. Неофициальные подсчеты, скажем, московских агентств по обслуживанию политкампаний показывают, что затраты на оплату услуг по раскрутке кандидата или партии на несколько порядков выше, чем стоимость самой рекламы.

После выборов Центризбирком обычно подводит финансовые итоги избирательной кампании. На днях глава ЦИК Михаил Рябец сообщил, что на президентские выборы-99 в Украине было израсходовано 107,9 млн. гривен, из них 83,5 млн. -- территориальными и участковыми комиссиями, причем большую часть (63 млн. грн. ) составила зарплата освобожденных от основной работы членов комиссий -- председателей, их заместителей и секретарей комиссий. Расходы же самого ЦИК составили 16,5 млн. грн. , большая часть которых ушла на изготовление избирательной документации, оборудования и на программное обеспечение.

Для сравнения: в России на выборах в 1996 году только кандидат Борис Ельцин, по неофициальным данным, истратил сумму, в десять раз превышающую «наши» 100 миллионов гривен. Кстати, по нынешнему курсу обмена валют прошлогодняя избирательная кампания обошлась Украине примерно в 20 млн. долларов. В Америке же, где предвыборная кампания набирает ход, только один из претендентов -- медиа-магнат Стивен Форбс -- уже израсходовал около 70 млн. долларов, но вынужден был сойти с дистанции, поскольку его «кошелек» не в состоянии вынести такую нагрузку.

Миф о том, что бешеные деньги кого угодно могут сделать президентом либо депутатом, давно лопнул, как и миф о всесилии избирательных технологий. «Я не верю, что Ельцина можно было бы переизбрать на третий срок, будь такая возможность, -- считает руководитель консалтинговой группы «Управление PR» Максим Григорьев. -- Так же, как ни за какие деньги нельзя сделать президентом России Анатолия Чубайса. Даже если раздать каждому избирателю по 10 тыс. долларов -- деньги возьмут, но за него не проголосуют».

Пожалуй, самым ярким доказательством того, что деньги и технологии не всесильны, стало поражение в 1998 году на довыборах в Госдуму РФ рекламного магната Сергея Лисовского. По мнению наблюдателей, г-ну Лисовскому не хватило стартовой известности кандидата и разветвленной оргструктуры, которая была бы готова по первому требованию пойти в агитационный поход по российским губерниям. По убеждению лидера российского движения «Духовное наследие» Алексея Подберезкина, самая эффективная и дешевая кампания строится по принципу «от дверей до дверей».

Вряд ли зная о тонкостях новейших российских технологий, украинский «народный ректор» Михаил Поплавский тем не менее демонстрирует их весьма убедительно. Помните его концертный тур по всей Украине «В›д сердець до сердець»? Если творческую энергию г-на Поплавского направить в политические русло, то его деятельность равнялась бы работе около 2 тыс. агитаторов, чьи услуги, по московским меркам, оцениваются в 300--500 тыс. российских рублей.

Хитом российских президентских выборов 1996 года стала профессия криэйтора, задача которого -- творить для кандидата проникающие в подсознание лозунги и слоганы. Вроде знаменитого «Выбирай сердцем» и «Это наша страна», тронувших своей незамысловатостью даже сердца не самых горячих поклонников Бориса Ельцина. Подобные технологии применялись и на президентских выборах в Украине. Кстати, печатание листовок с «гипнотизирующими» слоганами обходится всего в 4 тыс. долларов за 500 тыс. экземпляров. Но самой действенной и дорогостоящей считается политическая телереклама. Поговаривают, что руководство российского телеканала REN TV накануне выборов в Госдуму предложило партиям так называемый пакет рекламных услуг всего за 200 тыс. долларов. Такая цена со скидками устроила только Владимира Жириновского…