Около трех часов дня 12-летнего Рому, который возвращался из лицея, подкараулили на безлюдной улице. Единственным свидетелем того, как ребенка силой затолкали в машину черного цвета с тонированными стеклами и увезли в неизвестном направлении, была случайно оказавшаяся поблизости женщина-дворник. Это не завязка детективного романа, а реальные события, произошедшие в Киеве 3-го декабря 1996 года. За возвращение мальчика у его отца Леонида Мазура, директора фирмы «Киевтелесеть», занимающейся кабельным телевидением, потребовали выкуп в 500 тысяч (долларов или гривен -- похитители не уточняли). Но после нескольких телефонных звонков злоумышленники как в воду канули. С тех пор прошло более трех лет. Рома -- единственный ребенок супругов Мазур -- домой так и не вернулся.
-- Исчезновение моего сына как две капли воды похоже на недавнее похищение сына народного депутата Алехина, о котором писали «ФАКТЫ», -- поделилась своими наблюдениями мама Романа Галина Мазур. -- Возможно, эти похищения совершили одни и те же люди, потому что в обоих случаях заметен один и тот же «почерк». Разница лишь в том, что моего сына до сих пор так и не нашли
-- Какие сходства в похищениях вы имеете в виду?
-- Во-первых, ребенка схватили прямо на улице и затолкнули в машину. Во-вторых, позвонили по телефону, как и в нашем случае, и потребовали такую же сумму -- 500 тысяч, не уточняя, в какой валюте. Правда, когда этот кошмар случился в нашей семье, похитители позвонили не сразу, а вечером, часов в десять, и нагло заявили мужу: «Леша, готовь гроши!». Даже рифму придумали, хотя имя моего мужа не Леша, а Леонид. После этого страшного звонка он сразу же обратился в милицию. Я в это время металась по городу в поисках сына у знакомых.
-- Тогда же похитители и потребовали 500 тысяч?
-- Нет. Они перезвонили через день или два и поначалу назвали сумму в 100 тысяч, а уже в третий раз, когда звонок наконец-то удалось записать, заявили, что им необходимы 500 тысяч. К тому времени сотрудники милиции порекомендовали нам убедить похитителей дать возможность поговорить с сыном по телефону, дабы убедиться в том, что он жив. Во время следующего звонка, когда мы уже вроде бы начали обсуждать условия передачи денег и захотели услышать голос сына, на другом конце бросили трубку. Больше звонков не было.
-- После этого похитители никак не давали о себе знать?
-- Один раз кто-то позвонил моей свекрови и сказал, что на одной из улиц Киева в мусорном бачке лежит видеокассета, но подъехавшие туда сотрудники милиции ничего не нашли. В те же дни под окнами офиса моего мужа нашли аудиокассету. Мне тогда ее прослушать не дали. А совсем недавно, 13 сентября прошлого года, эта кассета неожиданно «всплыла» на телевидении в выпуске «Ситуации». Журналисты просили людей, узнавших голос, записанный на кассете, помочь следствию.
-- Значит, следствие продвигается?
-- Милиция говорит: работаем. Еще в начале меня вызвали в милицию и сообщили, что какой-то мальчик, якобы учившийся с Ромой, видел моего сына в парке неподалеку от лицея. Но оказалось, что дети не могли вместе учиться, потому что Рома с первого по шестой класс ходил в 205-ю школу, а потом мы его перевели в 304-ю -- рядом с нашим домом (кстати, это та самая школа, в которой на днях произошел взрыв), и только в последнее время он ходил в 198-й лицей. А тот парнишка, все время учившийся в 198-м лицее, вряд ли мог знать моего сына. Видимо, захотел развлечься, поучаствовав в следствии Да и не мог Рома просто так прогуливаться возле лицея и не зайти к своей бабушке, которая живет рядом. А уж тем более -- убежать из дома. Он очень домашний мальчик, если куда-то и ходил, то чаще всего к друзьям, поиграть на компьютерных приставках.
-- Ваш муж на момент похищения ребенка занимался бизнесом в системе кабельного телевидения. Возможно, это стало причиной пропажи сына?
-- В этом деле есть много странностей и совпадений, хотя утверждать что-либо сложно. Еще до похищения Ромы моему мужу угрожали, конечно же, устно, и доказать это сейчас уже невозможно. Тогда же начались угрозы и покушения на других бизнесменов, работающих в этой сфере.
Тут следует сделать небольшой экскурс в историю зарождения кабельного телевидения в начале 90-х в нашей стране и, в частности, в столице. А вернее, припомнить попахивающие криминалом случаи конкурентной борьбы за сферы влияния в отдельно взятых районах города. Поначалу этот бизнес, совершенно новый для украинских предпринимателей, требовал незначительных затрат, сразу приносил неплохие прибыли и был «стихийным». Но как только у некоторых предпринимателей возникла потребность монополизировать эту сферу, начались угрозы в их адрес. А вскоре от слов угрожавшие перешли к делу. В декабре 1996 года похищают сына Леонида Мазура, а через год «леди-киллер», известная читателям под кличкой Люда-жаба, совершает неудачное покушение на директора фирмы «Экта» Александра Шляхтича (от смерти бизнесмена спас мобильный телефон, в который угодила первая пуля киллерши, на втором выстреле пистолет дал осечку). Правоохранительные органы не отбрасывали версию о том, что дела о киднепинге и «леди-киллер» связаны между собой, хотя и не объединяли их в одно производство. К тому же через несколько дней после похищения Ромы Мазура в милицию обратился директор НПО «Информационные технологии» Юрий Лабунский по поводу угроз и намеков на то, что «иногда дети пропадают». Бизнесмен подозревал, что автокатастрофа, во время которой в машине случайно оказался не он, а его товарищи, была подготовлена. Не странное ли стечение обстоятельств? По словам Галины Мазур, в октябре 1997 года уходит из жизни следователь, занимавшийся поисками ее сына.
-- Как писали тогда газеты, следователь столичной милиции Александр Равинович покончил жизнь самоубийством из-за депрессии, но, пообщавшись ранее с этим человеком, я не могу в это поверить, -- сомневается Галина Алексеевна.
Вот уже четвертый год родители разыскивают своего единственного сына, о судьбе которого не знают ничего. Летом 1997 года Галина Мазур обратилась в МВД Российской Федерации в надежде, что ее ребенка вывезли в соседнее государство. Поначалу ей отказали, но затем заявление приняли Пока новостей из России нет.
Отчаявшись, мама Романа попыталась узнать правду о своем ребенке у экстрасенсов, гадалок, ясновидящих. Ведь невозможно жить в постоянном напряжении и мучиться от неизвестности. Чего только ей не наговорили! В большинстве случаев это были неутешительные известия.
-- Некоторые экстрасенсы говорили мне просто: «Не ищите сына, все равно никогда не найдете», другие уточняли, какой смертью умер мальчик, например, что его сожгли в печи, рассказывали про двойное захоронение -- внизу погребен мой сын, а над ним еще кто-то, предположительно указывали место могилы. И после каждого визита к очередному экстрасенсу мы, прихватив с собой нашего пинчера Мишу, выезжали за город искать Помню, что после похищения Ромы очень долго, практически весь январь, лежал нетронутый снег. Мы ходили по пустырям и буквально «прочесывали» глазами все это снежное пространство -- нет ли где-нибудь примятого, разрытого снега, где могло бы оказаться захоронение. Со стороны это выглядело так, будто супружеская пара выехала на выходные за город прогуляться с собачкой. Вряд ли кому-то могло прийти в голову, что мы ищем могилу сына.