Накануне Нового года наши соотечественники благополучно вернулись домой
«ФАКТЫ» уже не раз писали о девяти членах экипажа украинского самолета Ил-76 ЗАО «Авиакомпания «Азов-Авиа», которых власти Замбии 30 августа прошлого года арестовали по обвинению в шпионаже. 10 декабря суд высшей инстанции Замбии принял решение освободить летчиков за недоказанностью обвинения. 29 декабря в 12. 38 Ил-76 с освобожденными летчиками на борту приземлился в Запорожье, где их уже ждали сотрудники авиакомпании «Азов-Авиа», журналисты и плачущие от счастья жены. Еще через пять часов микроавтобус «Мерседес» привез бывших «шпионов» в их родной авиагородок, расположенный на окраине Мелитополя. Таким образом, пятимесячная «одиссея» летчиков закончилась благополучно. Однако они еще долгое время будут вспоминать Замбию: согласно законам этой страны, командиру воздушного судна «светило» 35, а остальным членам экипажа по 20 лет тюрьмы.
Украине в какой-то степени повезло -- после распада Союза ей досталась большая часть самолетов военно-транспортной авиации (ВТА) МО СССР. Причем обновление военно-воздушного парка в свое время начиналось именно с Украины. Поэтому украинские авиационные полки получили самые современные на тот момент самолеты, в том числе Ил-76, успев подготовить собственных пилотов. Кстати, последнее обстоятельство впоследствии сыграло немаловажную роль в становлении частных авиакомпаний: для подготовки высококлассного командира воздушного судна (кавээса), необходимо, чтобы он налетал около четырех тысяч часов. Если учесть, что одна тонна горючего стоит 300 долларов, а такой «тяжеловоз», как Ил-76, за час полета «съедает» 10 тонн, то можно смело сказать, что украинские кавээсы -- это специфический и очень дорогой «товар», который требует к себе самого бережного отношения.
ЗАО «Авиакомпания «Азов-Авиа» было основано в декабре 1995 года Игорем Коноваловым, который сегодня является его генеральным директором. «Азов-Авиа» арендует у Украинской авиационно-транспортной авиакомпании два самолета Ил-76, которые трудятся, в основном, в странах Африки и Азии, поскольку на родине в их услугах не нуждаются. Чтобы не гонять тяжелую машину за тридевять земель, экипажи работают вахтовым методом. В июле 1999 года из Мелитополя в Африку готовился вылететь новый экипаж в составе командира Игоря Храмова, вторых пилотов Евгения Пономарева и Александра Кривца, штурмана Анатолия Токмакова, бортинженера Василия Пичкура, бортоператора Александра Землякова, бортрадиста Виктора Сидорова, авиатехника Сергея Терещенко и инженера Григория Удода. Все члены экипажа из Мелитополя, только Кривец из Николаева. Самому старшему -- 47 лет, самому младшему -- 33 года.
День отъезда из Мелитополя Евгений Пономарев запомнил хорошо. 25 июля был день рождения его жены Лены. Но семейный праздник пришлось отменить: рано утром экипажу пришлось срочно выезжать поездом в Киев, откуда на следующий день в качестве пассажиров летчики отправились в Африку по маршруту Киев -- Минск -- Каир -- Аддис-Абеба -- Луанда. Здесь они сменили своих товарищей, а заодно узнали о предстоящей работе -- перевозке продуктов питания и строительной техники.
Вначале все складывалось удачно -- 16 августа поздно вечером Ил-76 прибыл в столицу Замбии Лусаку. 22 августа рано утром летчики приехали на аэродром, чтобы вылететь с грузом на Энтеббе (Уганда), но их к самолету не допустили. Сказали, что заказчик не заплатил за стоянку и заправку самолета, и вежливо попросили покинуть территорию аэропорта. Ребята сели в такси и вернулись в гостиницу. Через час к ним приехал менеджер. Он недоумевал -- администрация аэропорта отказалась вести с ним какие-либо переговоры. Все попытки выяснить, что же произошло, не увенчались успехом. Представители департамента авиационного транспорта, штаба ВВС, МО и МИДа Замбии в один голос утверждали, что у них претензий к украинцам нет, самолет не арестован. На вопрос, почему Ил-76 не может покинуть гостеприимную Замбию, официальные лица в недоумении пожимали плечами и успокаивали летчиков -- мол, все будет хорошо.
Неприятности на этом не закончились. 30 августа в гостиницу, где жили украинские летчики, приехала полиция, и арестовала их. Полицейские были вооружены автоматами, но вели себя вежливо и корректно. Они отобрали у летчиков паспорта и доставили их в участок, предложив им переночевать на полу в большом зале, где, скорее всего, проходили теоретические занятия и собрания полицейских. Наутро ребят развезли по разным полицейским участкам. Как выяснилось впоследствии, причина была банальной: в Лусаке КПЗ хронически переполнены.
Понамарева, Терещенко и Землякова поместили в один из центральных участков. Он представлял собой небольшой двухэтажный дом, во дворе которого были две камеры -- мужская и женская. В обеих камерах площадью 12 квадратных метров находилось по 30 человек. Никаких кроватей, унитазов и прочих «ненужных» удобств, голый цементный пол. У летчиков отобрали ботинки и ремни. Из-за недостатка площади люди были вынуждены большую часть суток стоять или сидеть на корточках. Правда, для украинцев было сделано исключение -- для них на полу постелили циновку. В Замбии кормить арестантов не принято. Если есть родственники, которые могут принести еду, значит повезло. В противном случае остается только надеться на милость сокамерников.
Адвокат приехал к летчикам на второй день, и по его ходатайству начальник участка разрешил украинцам один раз в день посылать «гонца» за продуктами.
В этой камере украинские летчики пробыли трое суток. 1 сентября арестантов огорошили: оказывается, они обвиняются в шпионаже. «При этом нам даже не объяснили, в чью пользу мы шпионили», -- рассказывает Пономарев. А 3 сентября всех девятерых доставили в суд. В качестве обвинителя выступили доблестные замбийские ВВС. Их представитель заявил, что украинские летчики пролетели запретную зону «папа четыре» (Р-4). «На карте эта зона действительно есть, находится в 90 километрах севернее Лусаки, но наш маршрут с нею никак не пересекался, -- вспоминает Пономарев. -- Там находится то ли артиллерийская часть, то ли ПВО. А, скорее всего, вообще ничего нет».
Причем замбийцы даже не поинтересовались, есть ли на борту Ил-76 соответствующая шпионская аппаратура. Правда, у одного из членов экипажа они отобрали фотоаппарат, потом вернули. Оказалось, что замбийские «контрразведчики» даже не вскрывали его и не проявляли пленку. У летчиков создалось впечатление, что военным сверху дали команду, а непосредственные исполнители послушно и неуклюже бросились ее выполнять. На эту мысль наводит и тот факт, что никто не стал осматривать вещи пилотов, оставленные в салоне самолета до ареста. К ним даже не прикоснулись.
Суд в Замбии построен по английскому образцу. Судья заседает в одиночестве, внимательно выслушивая обвинителя и адвоката, а затем, посовещавшись, что называется, сам с собой, единолично выносит решение. При этом самих обвиняемых никто ни о чем не спрашивает, они присутствуют в зале. Во время прений адвокат летчиков отверг все обвинения и заявил, что арестованным следует изменить меру пресечения. Обвинитель стал упорствовать и показал письмо, подписанное Генеральным прокурором Замбии, в котором говорилось, что дело очень серьезное и арестованных нужно содержать в тюрьме. Адвокат, взглянув на письмо, заметил, что оно подписано вчерашним числом. «Я знаю совершенно точно, что вчера генпрокурора в городе не было, он уехал отдыхать», -- заявил адвокат. Судья удалился на совещание. Вернувшись, он заявил, что летчики все же будут находиться под арестом. После этого их отвезли в центральную тюрьму. Замбийская тюрьма не имеет ничего общего с украинской. Это одноэтажное здание шестиугольной формы, внутри которого находится большой бетонный двор — в него и выходят двери всех камер. Напрасно летчики надеялись, что окажутся вместе -- их распределили по разным камерам. В каждой из них (площадью не более 25 кв. м) находилось по 96 человек! Бетонный пол и полное отсутствие мебели.
Распорядок дня в тюрьме жесткий. Ровно в 5 утра полицейский стучит в дверь, а арестанты громко кричат ему: «Все хорошо, господин!». Это означает, что никто не умер. Затем следует утренняя молитва. В 6 часов камеры открывают, заключенные быстро выбегают во двор и садятся в три ряда: в первый -- незаконные иммигранты, во второй -- те, кто ждет решения суда (в Замбии можно просидеть 5-7 лет, пока суд определит меру наказания), а в третий -- осужденные.
В центральной тюрьме один раз в день, в обед, кормят шимой -- кашей, сваренной на воде из кукурузной муки. Большинство предпочитает сразу съесть всю пайку -- в камере такая теснота и вонь, что оставлять шиму на вечер невозможно. По наблюдениям Пономарева, «верхнее сословие» в тюрьме явно не голодает. Остальным приходится туго. Многие болеют. Из-за повышенной влажности раны арестантов начинают гноиться. Врача в тюрьме нет, медикаментов тоже.
В отличие от других арестантов, украинских летчиков кормили три раза в день. Утром они встречались все вместе во дворе и до самого вечера не расставались. Как только мы собрались, тут же начали изучать обстановку. На всякий случай присмотрели место, где можно перелезть через крышу и сбежать», -- вспоминает Пономарев.
В тюрьме летчиков ежедневно навещала Галина Зеленюк, жена консультанта УАТК в ЮАР Виктора Зеленюка, украинца по происхождению, гражданина ЮАР. Виктор приехал в Лусаку 30 августа с поручением «Укравиации» помочь в освобождении летчиков. Однако его тоже посадили в тюрьму. Галина приносила летчикам еду, газеты, созванивалась с необходимыми людьми. «Именно через Галю мы общались со своими мужьями по ее сотовому телефону», -- вспоминает Лена, жена Евгения Пономарева.
Об аресте мужей в Африке жены впервые узнали из теленовостей. Любимых мужчин по телевизору не показали, зато продемонстрировали жуткий видеоряд -- какую-то тюрьму и ноги в кандалах. Перепуганные женщины еще долго обсуждали, кому из супругов вышеупомянутые ноги могли бы принадлежать. «Мы были уверены в том, что они ни в чем не виновны», -- вспоминает Лена.
Только 24 сентября экипаж выпустили из тюрьмы под залог, а 4 октября состоялось второе судебное разбирательство, на котором решение опять не было принято. И лишь 8 декабря состоялся суд, длившийся три дня. На нем опросили шестерых свидетелей. Четверо дали показания, не имеющие никакого отношения к делу. А все обвинение в шпионаже было построено на словах диспетчера ВВС Замбии, который якобы видел на экране локатора, как Ил-76 пересек зону Р-4. Никаких вещественных доказательств (к примеру, журнал с соответствующим записями) военные суду не предоставили. Зато гражданский диспетчер, управляющий полетом украинского самолета, оказался человеком честным и заявил, что не знает, пересекал Ил-76 пресловутую зону или нет. Позднее диспетчер признался, что локатор в аэропорту вообще не работает!
Военный диспетчер, ничуть не смутившись, назвал своего коллегу лжецом. «Он оказался грамотным парнем, и его было очень трудно расколоть. Но, в конце концов, офицера ВВС раскусили», -- вспоминает Евгений Пономарев. Местная пресса обвинила офицера во лжи, после чего в Лусаке разразился скандал. 10 декабря все обвинения против летчиков были сняты, и им разрешили заняться самолетом, который все это время сиротливо простоял в аэропорту напротив здания аэровокзала.
Справедливости ради следует сказать, что замбийцы разрешили летчикам подниматься на борт самолета уже после того, как их выпустили из тюрьмы под залог, и позволяли под присмотром вооруженных солдат проводить техобслуживание самолета. Летчиков в аэропорту сопровождали 12 автоматчиков и три бронетранспортера. Солдаты сидели в кабине и в грузовом салоне, а бронетранспортеры устанавливались так, чтобы самолет не мог сдвинуться с места. «У нас оставалось 12 тонн дизтоплива. Мы их держали на крайний случай, хотя понимали, что побег нереален», -- говорит Евгений.
Существует несколько версий, почему Замбия объявила граждан Украины шпионами. Согласно одной из них, «Азов-Авиа» подставили конкуренты. Согласно другой, решающую роль сыграли политические мотивы. Замбийские контрабандисты поставляют продукты питания вооруженным формированиям в Анголе, выступающим против существующего режима. Власти Анголы обвиняют Замбию в двурушничестве. И для того, чтобы доказать соседям свою лояльность, замбийские власти затеяли историю со шпионажем.
Как только украинские летчики оказались за решеткой, в замбийской газете «The Post» появилась статья, в которой говорилось о том, что Миг-21 доблестных замбийских ВВС перехватил в запретной зоне украинский лайнер Ан-124 и заставил его сесть в аэропорту Лусаки. Судя по всему, газетчики слышали про знаменитый «Руслан», но спутали ее с Ил-76. Вся пикантность этого сообщения состояла в том, что замбийцы уже несколько лет не могут поднять в воздух ни один военный самолет. А из гражданских судов у них остался только один «Боинг-737» и несколько маленьких частных самолетов.
Надо отдать должное людям, без которых не состоялось бы освобождение украинских летчиков. Генеральный директор ЗАО АК «Азов-Авиа» Игорь Коновалов после того, как стало известно об аресте экипажа, практически не покидал Киев, добиваясь их оправдания. По его словам, общая сумма затрат превысила 95 тыс. долларов, а переговоры Мелитополь-Лусака обходились в 3-4 тысячи гривен в месяц. Большую помощь летчикам оказали руководители МИДа Украины и консульства Украины в ЮАР, представители которого приезжали в Замбию на все судебные разбирательства. Не остались в стороне УАТК и «Укравиация». Помог нашим летчикам и консул России в Замбии. «Столько людей нам помогали, что сразу всех и не вспомнишь, -- рассказывает Пономарев. -- Лусака стала родным городом».
Случай с Ил-76 наглядно показал, что Украина может постоять за своих граждан за рубежом. Но пока такое случается нечасто.
«Facty i kommentarii «. 5 января 2000. Человек и общество