Происшествия

Ворота шлюза запорожской гэс держатся на «честном слове»

0:00 — 12 января 2000 eye 3434

Весной, похоже, придется выбирать: остановить судоходство на Днепре или подвергнуть страну реальной угрозе катастрофы

Полтора года назад мы рассказали о катастрофическом состоянии шлюза Киевской ГЭС -- специалисты утверждали, что его ворота могли рухнуть даже от волны проходящих через него судов. После публикации работу шлюза приостановили и отыскали миллион на ремонт. Но из-за практически полного отсутствия средств шлюзы остальных пяти плотин Днепра пришли в столь же угрожающее состояние. Если ныне в авральном порядке не развернуть ремонтные работы, то весной придется сделать нелегкий выбор: впервые не объявить сезон судоходства или же опять рискнуть, подвергая страну глобальной катастрофе.

В случае аварии остановить поток на запорожской плотине будет нечем

-- Шандорные перекрытия (ворота- времянки) шлюза Запорожской ГЭС в таком состоянии, что просто чудом выдерживают напор воды, -- рассказывает заместитель директора госпредприятия «Укрводпуть» Александр Пересунько. -- Это видно даже невооруженным глазом -- они основательно прогнулись. А измерения и расчеты показывают, что металл, из которого изготовлены шандоры, уже должен «потечь». Эти перекрытия более чем на три-четыре месяца устанавливать нельзя (ими пользуются только зимой), а они стоят уже около шести(!) лет -- как в 94-м закрыли шлюз на капитальный ремонт, так их ни разу и не снимали. (Выручило, что Запорожская ГЭС единственная на Днепре, где есть два шлюза, поэтому судоходство не замерло. )

Мы диву даемся, как шандоры еще выдерживают. Однако везение не может быть бесконечным и они могут лопнуть в любой момент. Ситуация усугубляется тем, что закрыть брешь будет нечем -- одни и те же шандоры рассчитаты как для ремонта, так и на случай аварии. Кстати, эксплуатируются они еще с 34-го года -- столько, сколько и Днепрогэс. Прогнозировать последствия возможного прорыва сложно, но нужно выходить из худшего: за очень короткое время вытечет десятиметровый столб воды. В частности, равнина, на которой расположена Запорожская атомная, попадет в зону затопления.

-- Шлюз запорожской плотины находится в наихудшем состоянии?

-- Оборудование всех шлюзов, кроме киевского, достигло критической черты. Ведь ремонты не проводились с 1996 года. Наибольшую же опасность, пожалуй, несет авария на кременчугском. По той причине, что кременчугское водохранилище самое крупное на Днепре. В случае прорыва выльется столько воды, что вряд ли выдержат шлюзы, расположенные ниже по течению -- каховский и запорожский.

Впрочем, не менее опасна авария на расположенном выше кременчугского каневском шлюзе. Дело в том, что он стоит на песке, а ведь шлюз -- это своего рода огромное бетонное «корыто». Поток воды может вымыть его основание и под огромным напором шлюз рухнет. Последствия окажутся страшными, ведь вытечет все водохранилище. К слову, такая же опасность была и на киевском водохранилище.

Закрыть аварийные шлюзы практически невозможно

-- Каков выход из создавшейся ситуации?

-- Он прост -- немедленно начать хотя бы самые неотложные работы. Но нет никаких гарантий, что это удастся. В очередной раз может быть принято решение о выделении денег, но мы их так и не дождемся. При этом все заинтересованные структуры, в том числе правительство, МинЧС, СБУ знает о грозной опасности. Кабинет министров уже дважды принимал постановление о целевом направлении средст из своего резервного фонда. Но деньги поступили лишь на ремонт киевского шлюза. Сейчас мы готовим проект очереднего, третьего постановления. Скорее всего, оно будет принято, но что дальше?

На зиму нам нужно 1,8 миллиона, чтобы отремонтировать подводные части шлюзов -- сейчас к ним есть доступ. Если эту работу выполнить, то белее или менее безопасно можно будет открывать весной судоходный сезон. Затем до конца года понадобится еще 2,6 миллиона для завершения неотложных работ. В противном случае над страной зависнет дамоклов меч прорыва шлюзов.

Замечу, что поступить как с киевским шлюзом -- приостановить его эксплуатацию -- в отношении других днепровских шлюзов крайне проблематично. Ведь киевский особого транспортного значения не имеет, а вот остальные… Через запорожский проходит в среднем 30 судов в сутки. Закрыть его -- значит, парализовать перевозки по главной артерии страны, не говоря уже о сильнейшем ударе по престижу Украины. И без того осведомленные о неблагополучном состоянии шлюзов иностранные судовладельцы резко сократили перевозки по Днепру.

-- Экстремальные погодные условия могут спровоцировать аварию?

-- Если техническое состояние оборудования будет приемлемым, то любая погода нам не страшна.

-- Кто будет отвечать, если случится авария?

-- Первый «стрелочник» -- я. Но информация о состоянии шлюзов передана во все заинтересованные инстанции, поэтому в случае чего компетентные органы разберутся, кто наибольший виновник.