Имя члена фракции «Трудовая партия Украины» Андрея Деркача у среднестатистического гражданина страны в первую очередь ассоциируется с главой Службы безопасности Украины Леонидом Деркачом. Более «продвинутые» в политическом отношении обыватели вспоминают еще о том, что Андрей Леонидович долгое время был первым помощником экс-премьера Валерия Пустовойтенко. В творческих же тусовках он известен как руководитель художественного совета телекомпании «Эра». Вне всякого сомнения, злопыхатели за его спиной утверждают, что всего этого он бы не достиг, не будь его папа «главным кагэбэшником».
Быть так называемым номенклатурным ребенком -- дело непростое. За каждым шагом как карьеры, так и жизни вообще наблюдают тысячи тайных «доброжелателей», при этом все ошибки -- однозначно ошибки «дитяти», зато все достижения -- несомненная заслуга высокопоставленного родителя. Во всяком случае, так считают окружающие. Каково же оно, в третьем поколении быть чекистом, легко ли -- об этом и поведал в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» сам Андрей Деркач. В разговоре выяснилось, что он личность весьма самодостаточная, а не просто тень известного отца. При всей своей загруженности он успевает воспитывать троих детей, весьма неплохо поет под гитару и при этом не претендует на славу Владимира Семиноженко или Михаила Поплавского. Единственной слабостью этого мужчины является его любимая собака чау-чау -- по словам депутата, идеальная порода для госслужащего. Впрочем, обо все по порядку
-- Андрей Леонидович, признайтесь сразу, вы тщеславный человек?
-- М-м-да На очень короткое время -- на время решения поставленной задачи. А затем, как правило, возникают новые задачи, и уже не до тщеславия -- увлекаешься самим процессом разрешения проблемы.
-- Но ведь приятно все же было услышать имя Леонида Деркача в списке претендентов на премьерское кресло
-- Будь я тщеславен, наверное, был бы счастлив, едва заслышав родную фамилию. Но я прекрасно понимаю, что сегодня государству нужны руководители-менеджеры, руководители-управленцы -- такие, которые могут реально проводить в жизнь экономические реформы. И Виктор Ющенко именно таким человеком и является.
-- А как вы оцениваете возможность роспуска парламента и досрочных выборов?
-- Без реального парламентского большинства такой исход вполне возможен. Ведь большинство не выгодно сегодня тем, кто играет в большую политику. А вот желающие серьезно заниматься экономикой ратуют за большинство. По сути, есть два типа политиков: те, которые реально заинтересованы в подъеме экономики, и те, которые играют ради игры, ради присутствия в информационном поле и всевозможных рейтингах. И нет никакого сомнения, что Леонид Кучма реально будет проводить в жизнь реформы и на второй срок он пришел, чтобы таки поднять экономику из той бездны, в которой она оказалась. Вы и сами еще увидите, какие акции в стране развернутся по борьбе с преступностью.
-- Вот-вот, об этом, пожалуйста, поподробнее, ведь вы, как говорится, очень близки к «первоисточнику»
-- Да это и не секрет. На координационном комитете было сказано, что начинаются проверки по конкретным чиновникам, действия которых не сочетаются с занимаемыми должностями. Известно также, что в интересах определенных экономических групп распускать слухи, будто начались разоблачения тех, чей вклад в президентскую кампанию был наименьшим. Но я заявляю, что основной вклад в победу Леонида Кучмы на выборах внес сам Леонид Кучма. Все остальные были лишь фоном. Пускай положительным, но фоном.
-- Андрей Леонидович, уже стали притчей во языцех ваши пять высших образований. Ведь никто ж не поверит, что все эти дипломы настоящие. Признайтесь, может, оптом брали?
-- Вы знаете, мне уже говорили, что пять дипломов -- это диагноз. Но я никогда не старался специально заиметь себе дополнительный диплом. Как-то само собой вышло. У меня были высшие инженерное и военное образования. Когда закончил высшую школу КГБ, сразу прибавились еще языковое, юридическое и специальное образования. Но мой интерес к экономике из-за нехватки времени не может реализоваться в экономическую диссертацию. А просто озвучивать чужие мысли я не хочу. Звание кандидата экономических наук хочу честно заработать.
-- Ну уж не скромничайте. Я знаю, что вы еще и на режиссерском факультете Университета культуры учитесь. Представляю, как робеет перед силой высшего авторитета Михаил Поплавский, ставя вам оценки
-- Я не знаю, робеет ли Поплавский, но у нас с ним достаточно рабочие отношения. Он консультируется со мной по поводу своих клипов, проведения гастрольной деятельности, творческих вечеров. А меня консультирует в отношении коррекции имиджа телекомпании и т. д.
-- Получается, что это вы его «доконсультировали» до того, что он стал Бэтменом и украинским Рикки Мартином?
-- Это его свободное творческое самовыражение. Творчество теряет смысл, если ты начинаешь давить на человека, заглушать нормами регламента его внутренние душевные порывы. В таком случае творчество никогда не будет иметь изюминки.
-- Давайте поговорим об Андрее Деркаче-студенте. Вы, должно быть, злостный прогульщик либо лекций, либо заседаний Верховной Рады?
-- Да заочник я! Но зачеты, экзамены, конечно, приходится сдавать. Хотя тут мне проще, потому что преподаватели реально видят мою ежедневную работу на телекомпании «Эра». В особенности те проекты, которыми непосредственно я занимаюсь. Так, в новогоднюю ночь совместно с продюсерским центром Игоря Крутого, кстати, у меня с ним давние приятельские отношения, мы подготовили телепроект «Ночь». Сейчас готовлю фильм по борьбе с наркоманией, есть задумки двух документальных фильмов
-- Так ведь вы еще и законы разрабатываете. Когда же все это успеваете?
-- Но это еще не все. Поверьте, невозможно все время заниматься работой ВР, должны быть моменты и для души. Сейчас вот записываю и сам беру интервью у интересных людей, чтобы сделать цикл передач. Уже набрал «пакет» из 15-ти человек.
-- Это вы с Александром Зинченко и его программой «Приглашение к откровению», или, иначе говоря, с фракцией СДПУ(о) соревнуетесь, кого из вас электорат накануне выборов будет узнавать в лицо?
-- Я очень смеялся по этому поводу, потому что мы с Сашей практически одновременно начали записывать действительно похожие программы. Но я не люблю находиться в кадре, поэтому передачу так и назвали «За кадром». Однако, надеюсь, что мы с Зинченко не будем друг у друга переманивать интересных людей. Слава Богу, в мире более чем достаточно суперинтересных личностей.
-- Вы записываете также различные концертные программы. Скажите, как председателю художественного совета телекомпании «Эра» приносят вам толстые конверты с просьбой включить того или иного исполнителя в передачу?
-- Артисты всегда нуждаются в меценатах, поэтому, если кто-то хочет материально поддержать телекомпанию, всегда пожалуйста. А что касается списка участников, то он утверждается на заседании худсовета совместно с Украинским творческо-правовым объединением. Когда возникает необходимость, консультируюсь с Колей Баграевым: он очень грамотный специалист с сфере шоу-бизнеса. Иногда, правда, кто-то из продюсерских центров просит включить одного-двух исполнителей. А вот звонков больших государственных деятелей не бывает. Даже не знаю, почему. Раньше, надо признаться, раздавались
-- Может быть, теперь боятся?
-- Если боятся, то это тоже неплохо. Просто все знают, что существует позиция худсовета и телекомпании. Я уверен, что ни Сашу Зинченко, ни Сашу Роднянского не заставишь сделать что-либо, идущее вразрез с их творческим видением. Вообще же, у нас на «Эре» здоровая творческая атмосфера. Вы же знаете, что есть творческие люди, которые неделями, образно говоря, спят, а потом за 20 минут продуцируют гениальные идеи. Бывает, звонят мне среди ночи, чтобы сообщить, что, мол, родилось «нечто». Дальше это «нечто» запускается в производство.
-- Но себя-то вы относите к творческим людям или все же к прагматикам?
-- Скорее, к творческим. Прагматизм необходим для того, чтобы выжить в сегодняшней ситуации и развиваться дальше.
-- Как известно, творческим людям свойственны не только долгие искания, но и долгие запои. Как у вас с этим?
-- К счастью, я вообще не пью. В определенный момент решил, что мне это не нужно. Правда, иногда могу выпить бокал белого вина.
-- Я знаю, что у вас есть своеобразное хобби: вы разыскиваете всех Деркачей. Что это -- попытка воссоздать генеалогическое древо или желание найти еще каких-либо влиятельных родственников?
-- Так сложилось, что своего дедушку по отцу я никогда не видел: в достаточно молодом возрасте он был репрессирован, а затем была весьма запутанная история с его смертью. В архивах написано, что, мол, скоропостижно скончался. И стоят три подписи
-- Но теперь-то у вас появилась возможность взглянуть в глаза этим людям.
-- Отец, когда был начальником Днепропетровского управления, смотрел архивы. И как-то вскользь обронил несколько слов. А позже нам пришло несколько писем из Житомирской области. Думаю, что наши корни где-то там. Хотя, например, в Сумской области я встретил мэра города Глухова Колю Деркача. Познакомились, начали дружить, там даже деревня есть Деркачевка. Позже Сумщина стала моим избирательным округом. А что касается посмотреть в глаза Я верующий человек -- считаю, что Бог им судья. На зло нельзя отвечать злом, иначе мы никогда не уменьшим его поток. Тем более что речь идет о старых людях, их уже сама жизнь потрепала изрядно. Ведь начиная с 1936-го года все, кто работал при Ягоде, были уничтожены Ежовым, работавшие при Ежове попали в жернова Берии и т. д. Машина давила сама себя. Это была лишь иллюзия всесильности, всевластности.
-- Леонид Деркач в интервью одной солидной газете, что называется, заложил вас: сказал, что не знает, есть ли у сына бизнес или же акции в какой-либо компании, посеяв тем самым сомнения
-- На сегодняшний день бизнеса, т. е. официально зарегистрированных акций компаний, ни на территории Украины, ни за рубежом у меня нет. Что же касается моего руководства худсоветом, то это не запрещено законом. А поскольку телевидение сегодня живет за счет рекламы, то я просто не могу не общаться с крупными держателями пакетов рекламы.
-- Вы одобрили выход передачи «Эродром», но скажите честно, сами-то вы любите посмотреть, закрывшись, откровенное порно?
-- Я честно вам признаюсь, что «Эродром» не смотрю, в свое время даже очень критиковал эту передачу. Но по рейтингу она считается очень хорошей. Поэтому идет рекламодатель. Я лично просил ребят, чтобы это все же была эротика, а не порнография А порнокассеты смотреть мне не нравится: это все неестественно, наигранно, а потому совершенно неинтересно.
-- Вы чекист в третьем поколении. Расскажите, как воспитывают детей в чекистских семьях?
-- С 16-ти лет я был в военном училище. Да и до 16-ти меня тоже не баловали. Мама никогда не сидела дома, она всю жизнь работала -- преподавала в Днепропетровском пединституте. В то время она защищала кандидатскую диссертацию. А жили мы тогда в Павлограде, вот ей и приходилось мотаться по 70 километров в день туда и обратно, отец же раньше десяти вечера дома не появлялся. Однако за проступки меня не наказывали в традиционном понимании, просто родители все мои прегрешения разбирали, что называется, по косточкам.
-- Я высчитала, что когда вы учились в школе, Леонид Деркач возглавлял Павлоградский отдел КГБ УССР. Одноклассники вас никогда не называли «папеньким сынком»?
-- Какой там папенькин сынок! В 8-м классе меня выгнали из школы. Мы с друзьями на уроке химии взорвали парту. Ну знаете, там, магний, марганцовка -- и все на потолке. А на уроке истории открыли в классе пылевой огнетушитель. После этого у нас с отцом состоялся жесткий мужской разговор
-- Знаю, многие депутаты жалуются, что их телефоны прослушиваются. А вы не обнаруживали подобных шалостей спецслужб в своем доме?
-- Я считаю себя специалистом в этой сфере и точно знаю, что сегодня получить все разрешения на прослушивание телефона достаточно сложно. Механизм получения санкции весьма непрост и применяется в исключительных случаях.
-- В свое время на «Эре» была передача «Досье». Не боитесь, что подробностями этого интервью кто-то доукомплектует настоящее досье на вас?
-- Если у кого-то и есть на меня досье, то, наверное, очень тощее. Пока все слухи, которые я слышал о себе, не заслуживают внимания.