Политика

Референдум проводится вовсе не для того, чтобы распустить верховную раду

0:00 — 19 января 2000 eye 255

По-прежнему в политической тусовке темой номер один остается изданный на днях указ Президента о проведении 16 апреля нынешнего года всеукраинского референдума по вопросам о двухпалатном парламенте, отмене депутатской неприкосновенности и доверии к нынешнему составу Верховной Рады, а также о необходимости внесения изменений в Основной закон страны и обсуждения его на общенародном уровне.

Естественно, наиболее негативно эту новость восприняли народные депутаты. Ведь если на референдуме избиратели подтвердят бытующее мнение, что депутатский корпус не оправдывает доверия народа, то как честные и порядочные люди, избранники масс просто обязаны будут сложить с себя все полномочия. Правда, пока парламентарии, не особо над этим задумываясь, предпочитают упрекать главу государства: дескать, он пытается распустить Верховную Раду. По этому поводу глава президентской администрации Владимир Литвин на днях заявил, что, подписывая указ, Леонид Кучма намеревался только выяснить позицию общества по отношению к предложенным вопросам, а никак не лишить легитимности нынешнюю Верховную Раду. Правда, глава государства не скрывает, что таким образом он пытается отвлечь парламентариев от популистских дискуссий и стимулировать законодательный орган к работе. А если народные избранники наконец продемонстрируют конструктивный подход к насущным проблемам украинского общества, если разделят с правительством его заботы по претворению в жизнь основных реформаторских преобразований, то станут ли и Президент, и народ отказываться от такого парламента?

Комментируя ситуацию в связи с изданием этого указа, В. Литвин подчеркнул, что не видит оснований для утверждений о возможном возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации после проведения референдума. Да и о какой чрезвычайщине может идти речь? Ведь во время своей предвыборной кампании Леонид Кучма неоднократно оглашал идею о двухпалатном парламенте и предлагал, если она приживется в общественном сознании, внедрить ее в жизнь. Также не раз глава государства высказывался и по поводу необходимости отмены депутатской неприкосновенности и обсуждения Конституции на всенародном референдуме. Совершенно непонятно, почему это явилось такой «новостью» для депутатского корпуса. Может быть, парламентарии сочли, что все, сказанное Леонидом Кучмой накануне выборов, не более чем слова? Или забыли, что глава государства, помимо всего прочего, не может проигнорировать волю общественности? «Было бы странно, если бы Президент, получив от Центризбиркома протокол, зафиксировавший почти 4 миллиона подписей, не издал такой указ», — считает Владимир Литвин.

По поводу же утверждения некоторых политиков и парламентариев, что, мол, не все, о чем просит народ, надо сразу выполнять, глава президентской администрации выразился довольно мягко -- как о «старой закоренелой позиции».

Аргументированно отпарировал г-н Литвин и на обвинения народных избранников, что проведение референдума -- это лишь пустое разбазаривание средств. На проведение этого инициированного народом предприятия необходимо, по предварительным подсчетам, около 20 миллионов гривен. Тогда как «в условиях неопределенности», отметил В. Литвин, Украина будет терять значительно большие суммы. «Надо потерять раз, чтобы мы потом не теряли», — заявил глава Администрации Президента. Кстати, возможно, это не такие уж большие деньги по сравнению с тем, в какую копеечку отечественным налогоплательщикам обходится содержание парламента, правительственных чиновников и администрации Президента. Так, в нынешнем году расходы на содержание Верховной Рады составят 72 миллиона гривен, что в расчете на одного жителя страны составляет 1,44 гривни. Президент и его администрация обойдутся украинцам в 27 млн. грн. (0,54 грн. на одного жителя страны). На содержание аппарата Кабинета министров с учетом его сокращения будет выделено 14,5 млн. грн. (0,29 грн. на одного жителя страны). Таким образом, расходы на содержание парламента в расчете на одного жителя Украины почти в 3 раза превысят расходы на содержание Президента и его администрации и в 5 раз — аппарата Кабинета министров. Возможно, Верховная Рада обходилась бы украинским налогоплательщикам несколько дешевле, если бы не так велика была ее численность. Кстати, вопрос об уменьшении количественного состава парламента также значится среди проблем, выносимых на всенародное обсуждение.