В Одессе состоялся благотворительный аукцион, на который известный художник выставил свои полотна
— В 16 лет я поступил в Одесское мореходное училище и в свободное от учебы время разгружал в порту контейнеры, — рассказывает Никас Сафронов. — Получив первую зарплату, купил маме золотые серьги. За свою жизнь много ювелирных украшений подарил женщинам, полагаю, несколько килограммов, но «мамины серьги» запомнил навсегда. Я люблю этот город, очень.
— Никас, о вас ходит столько слухов!
— Часто интересуются, что за странное сочетание нерусского имени с чисто русской фамилией. Когда я учился в институте в Вильнюсе, мы подружились с одним человеком из «органов». Я просился поехать в Германию. Там выставлялись мои работы, а меня, студента, не выпускали. Товарищ объяснил: «Никас, с таким именем люди не возвращаются. Ты смени его». Года полтора я занимался этим — нужна же куча справок. Наконец поменял, и тут грянула перестройка. Я остался Никасом, хотя в паспорте записан Николай Степанович Сафронов. Никас — литовское имя, моя мама из Паневежиса.
— Знаю, вы писали портреты и украинских политиков.
— Доводилось. Например, Януковича в бытность его премьер-министром. Позировал он недолго, но получилось все грамотно. Это был обычный портрет, который я написал за полтора месяца. Если же говорить о портретах-образах, с использованием некой стилизации, то Виктора Януковича представляю себе настоящим воеводой В отличие от Кучмы, которого вижу полководцем. Кстати, его я тоже писал: и в годы его президентства, и после. Помню, предложил свои услуги Виктору Черномырдину, а он говорит: «Лучше напиши портрет моего украинского друга Кучмы».
Дело было на даче Кучмы в Форосе. Я говорю: «Леонид Данилович, вы сейчас в рубашке и шортах, но буду писать вас официально — в костюме». Он, естественно, согласился. Я спрашиваю: «Какой ваш любимый цвет?» — «Голубой, но не в том смысле, Никас » Заулыбался и добавил: «Испортили такой красивый цвет » У нас было три сеанса, несколько часов я делал наброски, мы беседовали. Как-то я пришел со своим другом — писателем Толей Трушкиным, и Кучма затащил нас к себе часа в три ночи. «Рост у тебя близкий к моему, — сказал. — У меня есть пальто итальянское. Дарю. Не волнуйся, я его не надевал. В Италии сразу два заказал». С барского плеча пальто подарил, а из личной коллекции — икону Иоанна Крестителя.
Получилось, что портрет Кучмы передали на баланс какому-то музею. Следовало обратиться к новому президенту, чтобы забрать, но Леонид Данилович сказал, что не будет просить, а у Никаса еще закажет. Другой портрет я написал за три дня на даче Кучмы под Киевом. Помню, обратил внимание на наручные золотые часы Леонида Даниловича, так он их тут же снял с руки со словами: «Отныне они твои».
— Сложный вопрос. Могу и подарить — все зависит от отношения к человеку, настроения. Один клиент приобрел у меня пейзаж за десять тысяч долларов. Хотел покупателя до автомобиля проводить, а он говорит: «У меня нет машины, на метро приехал » Я не поверил — мои клиенты на метро не ездят. Оказалось, этот человек на покупку картины восемь лет деньги копил: экономил на путешествиях, еде Я отдал ему пять тысяч долларов и отправил водителя, чтобы до дома довез.
— Никас, а вас никто не рисовал?
— Почему же Правда, больше снимали. В прямом и переносном смысле слова (улыбается). В молодости — по прямому назначению: я был способен общаться с женщинами по 25-30 раз в день. Собственно, этим и занимался со своими подружками. Затем фотографировал их, они — меня А был весьма забавный случай. В Крыму владелец одного из пансионатов привел меня к дельфинам, которые рисовали. Кстати, очень неплохо. Во всяком случае, они искреннее, чем некоторые люди, выдающие себя за художников. Одному из дельфинов я приглянулся, и он стал что-то ваять. Нарисовав, уплыл, потом вернулся и ткнул холст носом в направлении меня. Я понял, что он посвятил свое художество мне. Эта картина висит у меня дома. Всякий раз, глядя на нее, вспоминаю Ялту Не поверите, тот умный и милый дельфин ассоциируется у меня с Валей Гафтом.
— Знаю, что вы дружите.
— Однажды чуть морду одному таксисту не набил. «Какой алкаш этот Гафт, — говорит таксист. — Вчера еду, гляжу, он из кабака выходит никакой » Я-то отлично знаю, что Валентин вообще не пьет. Может лишь позволить себе пивка немного Мы подружились в начале 90-х, а вскоре вышла моя первая книга, для которой Валя написал более 80 прекрасных стихов! Он как поэт очень глубокий. Гафт был тогда в состоянии развода с женой — виолончелисткой Аллой Жук. Процесс затянулся года на три. Валя только кажется строгим, а на самом деле он очень ранимый, тонкий. Дорожу дружбой с ним, поскольку она настоящая. Верю во все настоящее, а также в Иисуса Христа. Портреты духовных лиц, которые молятся за нас, подлецов, пишу просто так и дарю священнослужителям. Хотя и духовники разные попадаются, бывают просто тусовщики.
— Тусовки не любите?
— С тех пор как начал на них встречаться с Ксенией Собчак, которая везде успевает. Понятно, просто себя рекламирует. Не говорю, что это плохо, но такие люди вызывают неприятие. Стараюсь ограничивать свои посещения. Если нужно с кем-то встретиться, показываюсь на секунду и ухожу
В 1984 году мне предложили поучаствовать в международной художественной эротической выставке в Токио. Сказал, что эротическим художником не являюсь, но несколько своих «обнаженок» дал. Потом меня приглашали в Италию, Канаду. В 1990-м позвонили из Франции: «Готовим альбом «Ведущие эротические художники мира». Вы туда входите, пришлите слайды». Отправил десять штук, из них девять вошло в альбом. Так я стал эротическим художником, хотя отношение к этому имею условное.
В девяностых годах в России начался бум на искусство. За картины платили десятки, сотни тысяч долларов. Я изучал мировую живопись: ездил в Голландию, Италию, Англию. Когда грянул дефолт, много денег потерял. Потом понял: деньги надо тратить правильно. Начал помогать школам, домам слепых, построил часовню, храм. Мне еще мама говорила: «Заработал три копейки, одну отдай на благотворительность». Я отдаю две.
— Еще и на недвижимость остается? Имею в виду не замок в Великобритании, а имение в Шишаках.
— Да, приобрел «графские развалины» в Полтавской области, на родине Гоголя. Уважаю творчество этого писателя, всегда мечтал приехать в места, где он жил. Собираюсь там реконструировать старую церковь. Буду приглашать друзей, известных людей, чтобы и они могли наслаждаться роскошью природы, местным колоритом и людьми. Люди-то в Украине фантастические! Я женат на искусстве, но реальные женщины тоже попадаются. Была француженка, потом — немка, третья — итальянка. Не исключено, что последней станет украинка (смеется). У вас в стране какая-то особая смесь, создающая неповторимую красоту.
— В чем черпаете вдохновение, как настраиваетесь на работу?
— Тружусь обычно по ночам. Чтобы расслабиться, ставлю музыку Вивальди, Генделя, Моцарта. Когда нужно создать что-то серьезное, включаю Баха. Ведь клиенты всякие встречаются
— Бывают капризные?
— Конечно, особенно женщины, которые удачно вышли замуж и по полной программе используют средства мужа. С супругом они как рабыни, а окружающих изводят капризами и придирками. Но если меня что-то не устраивает, могу от работы отказаться. Как человек я уже состоялся, в том числе финансово. Гонорар — не главное. Хотите, расскажу на эту тему анекдот? В рай попадает богатый человек. Встречает его апостол Петр с ключами от райских ворот: «Как фамилия?» Тот называет. Апостол: «Это не ваша яхта была самой большой на Средиземном море?» — «Моя». — «Ваш самый большой игорный дом в Москве?» — «Да». — «Знаете, вам у нас не понравится »
Бывает, не заладятся отношения с высокопоставленным человеком, а отказаться нельзя. Тогда, стиснув зубы, дописываю. Часто люди просят их нарисовать, но потом портреты никому не показывают. Просто хотят иметь работы моей кисти. Как ни странно, во время кризиса у меня появилось гораздо больше клиентов. Работая, думаю не о деньгах, а о творчестве. Поэтому, наверное, у меня и получается.
— Без проблем выходят даже «сложные» лица?
— Нет сложных лиц. Есть плохие художники и фотографы. Все лица красивые, просто нужно выбрать нужный ракурс. Бывает, человек устал или не выспался.
Еще меня умиляют искусствоведы, которые говорят о картинах, скажем, IX века: «Художник этим хотел сказать » Надо же Будто она вчера с ним беседовала. Тут не всегда самому понятно, что творится в твоей голове. Бывает, ТАКОЕ путается! Иногда вижу сон, который хочется реализовать. Помнится, еще когда учился в институте, приснилось, что хожу по галерее, где висят мои картины. Позже многие из них переписал на реальные холсты. Я — романтик, люблю мистику.
— Происходили с вами какие-то необычные истории?
— Однажды приснилось, что горит одна из моих картин, написанная много лет назад. А спустя время узнал, что у австралийского коллекционера сгорела коллекция, в которой была и моя работа, та самая, что приснилась. Как-то меня попросили воспроизвести по видеокассете портрет молодой женщины и ее дочери, погибших в автокатастрофе. Ровно через три года на картине потек фон — цветы. Они словно увяли. Оказалось, в тот день вдовец женился на другой женщине
— Никас, как стать востребованным художником?
— Важны три составляющие: обязательность, высочайший профессионализм и духовность. Я милосердный. Не пишу негатив. К тому же могу работать в разных жанрах, это дает шанс. Когда говорят, что художник должен быть бедным, это чушь собачья. Если я написал портреты двадцати шести президентов, как могу быть бедным?
— Президенты, премьеры — это позитив?
— Безусловно. Я их облагораживаю. Если первая фигура в государстве не привлекательна внешне, его обязательно должна оттенять жена. Вот и я отчасти выступаю в этой роли: делаю президентов, премьеров лучше, привлекательнее