Политика

На александра ткаченко во второй раз «впала доля»

0:00 — 25 января 2000 eye 257

На этот раз, похоже, окончательно: Минюст признал постановления об отставке Ткаченко и Мартынюка законными

Традиционная пресс-конференция по итогам четвертой сессии 14-го созыва прошла на удивление мирно. Итоговой она зовется потому, что после прошедшей бурной недели и парламентское большинство, и левое меньшинство все же решили уйти на каникулы до 1 февраля. Итоги перед журналистами все-таки решил подвести теперь уже «отставной» спикер Александр Ткаченко. Как известно, 235 голосами он был отстранен от руководства парламентом вместе со своим первым замом коммунистом Адамом Мартынюком.

Александр Ткаченко был удивительно доброжелательно настроен по отношению к прессе, даже несколько раз напомнил о своем согласии дать интервью любой газете, чего ранее с ним никогда не случалось. Видимо, товарищ Ткаченко не исключал, что это его последний выход на публику, по крайней мере, в ранге спикера… А ведь раньше, чтобы добиться аудиенции у руководителя ВР, нужно было пройти «аппаратные фильтры», после чего от списка подготовленных журналистами вопросов оставались лишь «правильные» и «нужные». Да еще и звучали угрозы в адрес неугодных СМИ.

Очевидно, в глубине души осознавая все-таки, что так называемое альтернативное заседание парламентского большинства в Украинском доме не противоречит ст. 91 Конституции, в которой записано, что Верховная Рада принимает законы, постановления и другие акты большинством от ее конституционного состава, Александр Ткаченко с нотками примирения в голосе поведал, что было бы неплохо, если бы большинство письменно изложило свою платформу, а также детально расписало, как оно собирается защищать права меньшинства. А поскольку под принятыми в Украинском доме постановлениями стоят 235 подписей, то вряд ли можно оспаривать сам факт существования большинства. И уж совсем не важно, где оно собирается, поскольку Конституцией это не оговорено. Так же, как и сам способ голосования на пленарных заседаниях. Вот и избрали «большевики» самый простой способ голосования -- просто поставили личные подписи под принятыми документами.

«Юрист года» и вице-спикер Виктор Медведчук, комментируя сложившуюся правовую коллизию, заверил, что все действия большинства законны и происходят строго в рамках правового поля. Александр Ткаченко, правда, посоветовал Виктору Владимировичу сходить к Президенту и объяснить ему «как юрист инженеру», что происходит в стенах законодательного органа. У самого Ткаченко это вряд ли получится, поскольку его уже лишили государственной связи, охраны, служебного автомобиля и т. д. (Эту же информацию, кстати, подтвердил и глава временной следственной комиссии по расследованию деятельности спикера Ткаченко руховец Ярослав Кендзьор на субботнем митинге, посвященном Дню соборности Украины. Примечательно, что участники митинга эту информацию встретили восторженными возгласами и аплодисментами).

Думается, что Александр Николаевич как бывалый партноменклатурщик прекрасно понимает, что самороспуск парламента и проведение референдума -- вещи взаимоисключающие, и потому не станет доводить ситуацию до еще большего абсурда. Ну не штурмовать же, в самом деле, силой здание Верховной Рады! Хватит уже того, что в зале сидит 150 человек левых со значками давно не существующего государства. Одним словом, за судьбу экс-спикера можно не волноваться: скорее всего, «непознанная планета под названием Ткаченко» вернется в родную фракцию СелПУ в ранге простого народного депутата. А если вспомнить, что фракцию «селян» возглавляет весьма немногословный Сергей Довгань, от которого крайне тяжело услышать вразумительный ответ о позиции его единомышленников по какому бы то ни было поводу, то товарищу Ткаченко, надо полагать, не грозит исчезновение с политической арены. Можно также предположить, что некие «заговоры олигархов» потомственному селянину Ткаченко начали мерещиться после того, как он сам утратил влияние на некие финансовые структуры. Например, на банк «Украина». А стенания экс-спикера о засилье все тех же олигархов на телеканалах больше напоминают сожаления о том, что сам он «не присмотрел» в свое время какой-нибудь престижный телеканальчик.

Но самым интересным и, пожалуй, символическим было нежелание Ткаченко признать своей ошибкой участие в президентских выборах и свое персональное вхождение, по выражению г-на Карпова, в «каневскую смехопанораму». Со словами «не каждому дано компрометировать лучшие кадры» Ткаченко очень старательно доказывал, что он «не подкидыш в коммунистическом гнезде» и что его желание поучаствовать в президентских выборах было совершенно искренним. А раз так, то сегодняшние события можно считать логическим продолжением подзабытого сценария «К-4». Следовательно, бывшему преподавателю научного коммунизма Александру Ткаченко и обижаться не на кого.

Помнится, когда состоялось историческое голосование после двухмесячной «спикериады» и 232 депутата отдали свои голоса в поддержку кандидатуры Ткаченко, тот в торжественной речи не без гордости заявил, что на него «впала доля». Похоже, сейчас она опять «впала» на него. Правда, на сей раз с совсем иными последствиями.

P. S. Министерство юстиции уже дало свою оценку постановлениям парламентского большинства от 21 января 2000 года: они вполне легитимны и приняты без нарушений Конституции. Последнее слово -- за Конституционным судом.