То, что происходило в Верховной Раде после объявления Президентом референдума, можно считать первой проверкой на жизнеспособность парламентского большинства. Появившееся столь неожиданно, оно неизбежно должно было породить парламентский кризис. Свою точку зрения на его последствия для политической системы страны изложил председатель комитета ВР по вопросам науки и образования академик Национальной АН Украины Владимир Семиноженко:
-- Объявленный всенародный референдум выступил в качестве своего рода политического катализатора. И ускорил давно «созревающее» в парламентских кулуарах создание большинства. Парламентское большинство почти оформилось, как мы видим, организационно, однако нерешенными остались фундаментальные вопросы: каковы функции и статус создаваемого большинства, какими политическими инструментами и правовыми механизмами будет обеспечиваться его стабильность? Другими словами: как превратить ныне созданное парламентское большинство во влиятельного субъекта политической жизни страны?
И здесь нам, к сожалению, не сможет помочь уже известный опыт развитых демократий. Потому, что в Украине не сработала ни одна из двух основных моделей создания парламентского большинства. Напомню: первая из них, характерная в основном для англосаксонских стран, строится избирательным путем через мажоритарную систему относительного большинства при наличии двух ведущих партий. Вторая, пропорциональная модель, предполагает формирование коалиционного кабинета. Это позволяет через распределение министерских портфелей, с одной стороны, обеспечить законодательную поддержку правительства со стороны парламентского большинства, а с другой -- создает механизмы его влияния на правительственную политику.
То есть, нам не удалось сформировать парламентское большинство ни в результате парламентских выборов (эта модель требует комплексной реформы избирательной системы), ни в результате создания коалиционного правительства.
Так получилось, что кабинет Ющенко по сути представил интересы не более двух--трех фракций парламента. С другой стороны, в условиях нынешней фрагментированной партийной системы при фактическом отсутствии реальных, в европейском понимании, правых и центристских партий -- создание коалиционного кабинета привело бы лишь к перманентной правительственной нестабильности. Таким образом формирование парламентского большинства в Украине идет иным, «третьим» путем. В объединении участвуют правые, правоцентристские и центристские силы, к тому же различные по своим политическим устремлениям, политическому стилю и парламентской биографии: тут и праворадикальные критики Президента, объединению которых послужила лишь антилевая ориентация; и пропрезидентские фракции, причем часть фракций связывает свои долгосрочные интересы с Президентом, а другие -- с премьер-министром. Поэтому возникают сомнения относительно возможности реализовывать согласованную законодательную политику. Это отчетливо проявилось, например, при голосовании по бюджету, мораторию на проведение референдумов, при попытках изменить нормы регламента Верховной Рады.
В результате формирование парламентского большинства в той форме, в которой оно происходит сегодня, базируется преимущественно на моральных обязательствах перед Президентом, премьер-министром и членами самого большинства. Но этого явно недостаточно для того, чтобы большинство смогло эффективно поддержать, в первую очередь, реформаторские усилия правительства, которое, к тому же, сегодня в Украине есть во многом ситуативным, созданным «под голосование за Ющенко».
Поэтому необходимо уже сейчас четко определиться: какие цели должно ставить большинство, чтобы превратиться в реальную силу на политической арене? Я убежден, что, в конце концов, такой целью может стать создание правительства большинства. Но большинства не только и не столько парламентского, разнородные силы которого временно объединяются ради получения портфелей в правительстве. Стране необходимо правительство большинства избирателей, которые на президентских выборах дали четкий ориентир для своих избранников и требуют от них согласованной законодательной политики, позволяющей воплотить предвыборную программу избранного Президента. Только под такую цель можно сегодняшнее большинство превратить в реальную прогрессивную политическую силу.