Украина

Юрий соловков: «таможня не может позволить себе шиковать -- ведь мы живем не только ради себя, но и ради будущего наших детей»

0:00 — 28 января 2000 eye 858

Во внутренний двор редакции «ФАКТОВ» главный таможенник страны въехал на синем джипе «Исузу», а в самый разгар прямой линии Юрий Соловков признался журналистам, что объект его «чисто человеческого интереса» -- автомобили. «Я постоянно читаю автожурналы, и у меня есть практически каждый номер лучших изданий о машинах, приходится даже жертвовать чтением художественной литературы… » Иногда по выходным Юрий Петрович, оставив мундир таможенника в домашнем шкафу и облачившись в обыкновенный спортивный костюм, прогуливается с дочуркой по столичному авторынку «Чапаевка». И, как оказалось, не без пользы для работы -- там он изучает механизмы контрабанды и нелегального поступления автомобилей в Украину на практике. И хотя наши таможенники не имеют законного права на следственные действия, «полевые исследования» черного рынка, проведенные главой Таможенной службы Украины, могли бы вызвать откровенную зависть у сыщиков и МВД, и СБУ. Однажды, высмотрев на «Чапаевке» очередного продавца-афериста, Юрий Соловков предупредил об этом покупателя, за что был буквально вытеснен с авторынка бдительной службой безопасности. Интересно, знали ли охранники, что выталкивали ответственного государственного мужа…

-- Юрий Петрович, Ярослав Анатольевич из Киева. Недавно Президент Украины жестко критиковал то, как борются в Украине с контрабандой. Ваше ведомство ощущает в этом плане свою вину?

-- Президент не говорил о таможенниках, он сказал о самой контрабанде. Леонид Данилович прекрасно понимает, что это процесс, зависящий не от одной Таможенной службы. Мы, действительно, тот орган, в обязанности которого входит борьба с контрабандой. Но реально бороться мы не можем -- права на оперативно-розыскную деятельность у нас до сих пор нет… Вот схема, где и как мы можем работать. Например, проверять транспорт на маршруте имеем право лишь тогда, когда его остановят сотрудники ГАИ. На территории предприятий -- только совместно с налоговиками или милицией, при возбуждении уголовного дела… И так далее. В стране должна существовать система, при которой невозможна реализация «левого» товара. Неважно, завезен он из-за границы или произведен внутри страны. Зайдите на базар -- продается ЛЮБАЯ продукция, не прошедшая никакого таможенного оформления. А вмешаться мы не имеем никакого права…

-- Юрий Пинчук, Тернополь. Возникла такая ситуация: у меня закончился срок, определенный для временного ввоза машины в Украину. Из Украины вывезти можно, а обратно ввезти нельзя. Что делать в такой ситуации? Предвидятся ли какие-то изменения?

-- Действительно, у вас сейчас сложная ситуация -- в связи с тем, что в действие вступили нормы закона о внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О дорожном сборе». Вы, наверное, имеете в виду, что нельзя зарегистрировать в ГАИ автомобили, которым более пяти лет. Да, проблема такая существует, но она сейчас рассматривается. Вместе с МВД мы в настоящее время готовим предложение в Кабмин для получения разрешения на таможенное оформление автомобилей, ввезенных и зарегистрированных до 1 января текущего года ГАИ, -- с тем, чтобы разрешить оформление в таможенном отношении и их регистрацию, независимо от даты изготовления автомобиля. При первой нашей беседе с премьер-министром Виктор Андреевич сказал, что поддержит это предложение. Сейчас готовятся документы. Оплатите положенную пошлину -- и у вас будет право пользоваться автомобилем на территории Украины.

-- А когда будет принято такое решение?

-- Думаю, что в ближайшее время. Мы активно работаем. Документы уже готовы, они проходят согласование в государственных учреждениях.

-- Добрый день! Прямая линия? Юрий Петрович? Львов беспокоит. Червонюк, директор предприятия «Техмаркет». Еще в июле мы ввезли партию товара, предъявили на своей таможне все необходимые документы, в том числе и экспортную декларацию. И тем не менее, как нам объясняют должностные лица таможни, у них возникло сомнение в отношении подлинной стоимости товара. До сих пор в связи с этим наш вопрос рассматривается. Сделали запрос в польские таможенные органы… Товар полгода лежит под таможенным контролем. Есть постановление Кабмина N 1598, в котором как раз фигурирует это слово «сомнение». И есть в Законе «О таможенном тарифе» 16-я статья, где опять-таки размазана формулировка: «при явном несоответствии заявленной таможенной стоимости». К вам просьба: сделайте письменное объяснение, в каких случаях возникает «сомнение», а в каких случаях -- «явное несоответствие». Потому что предоставили больше, чем необходимо, документов, а воз и ныне там…

-- Вы все-таки направьте на мое имя ваше письмо-информацию. Я поручу отделу таможенной стоимости нашей службы разобраться. Что касается «сомнений» -- мы не должны разъяснять, почему у таможенника возникли сомнения. Я могу назвать уйму примеров, когда они могут возникнуть. В данном случае вопрос затянулся неоправданно долго. Здесь принципиально неправильный подход, против которого я категорически возражаю. Как специалист. Я постоянно говорю нашим руководителям таможен: мы ОБЯЗАНЫ оформить груз. А потом, если есть основания, заниматься проверкой, и при положительном результате проверки возбуждать дела о нарушении таможенных правил. Или уголовные дела. Но не держать груз только из-за того, что возникли какие-то сомнения.

-- Добрый день! Харьков, Бойко Олег Валериевич, директор фирмы «НТС». Мы являемся таможенным перевозчиком, в основном, работаем от аэропорта «Борисполь», где-то 70--80% оборота харьковских грузов -- наши. Проблема в том, что на основании письма от 30 декабря ввели оформление декларации внутреннего транзита. Грузы стали сильно задерживаться. Причем, одни таможни это письмо понимают так, что грузы можно перемещать по предварительному подтверждению, а на других говорят: только при наличии декларации. И на оформление этой декларации (на одну) уходит от пяти до шести часов. А, допустим, на оформление предварительного подтверждения или предварительной декларации, если мы делаем ее на месте, в «Борисполе», уходит час--полтора. Хотелось бы узнать правильное толкование этого письма.

-- Я отвечу, но в дальнейшем процедуру проверим. Во-первых, вы представились таможенным перевозчиком. У нас нет института таможенных перевозчиков… Кстати, в ближайшее время мы пробьем и введем этот институт, потому что во всем мире именно таможенные перевозчики работают чрезвычайно добросовестно, всегда доставляют грузы по месту назначения и без проблем. Потому что, потеряв статус таможенного перевозчика, люди фактически теряют работу. И если к такой организации, как ваша, не будет претензий со стороны правоохранительных органов, я думаю, вы станете таможенным перевозчиком. А что касается конкретной проблемы… Я больше чем уверен, что здесь какая-то нестыковка или непонимание. У нас внутренний транзит из пункта пропуска до места назначения определен четко. Есть соответствующий приказ, которым оговорено предварительное СООБЩЕНИЕ в базе данных, в электронном виде -- оно должно находиться в общей базе данных. Если получатель заявил в таможню по месту назначения и если в общей базе данных есть его информация -- груз ОФОРМЛЯЕТСЯ. Ну, естественно, если это подакцизный товар, то акцизная декларация должна быть оплачена до получения груза в пункте пропуска. Все! Другого ничего быть не должно! Я проверю, почему у вас такие нестыковки.

-- Здравствуйте, это главный таможенник Украины Юрий Соловков? Предприниматель. Не могу представиться… На таможне приходится иногда очень долго простаивать в очереди на оформление, когда там отключают электроэнергию. Появляются предложения: за дополнительную оплату это все можно произвести. Как вы можете это все прокомментировать?

-- Знаете, я впервые слышу о подобных вещах, потому что процедура у нас общая… Если пропадает электроэнергия, если это международный пункт пропуска -- у нас все системы обеспечены системами бесперебойного питания. Если речь идет о пропуске с доставкой на территорию Украины, то работают наш компьютер и космическая связь. Поэтому связаться с Центральной базой данных проблемы не представляет -- даже в те несколько часов, когда электроэнергия пропадает. Мне кажется, что вокруг этого крутятся большие дельцы… Безусловно, к этому могут быть причастны и наши работники, потому что по-другому этого не сделаешь. Если бы вы могли каким-то образом предоставить эту информацию… У меня до сегодняшнего дня не было данных о такого рода злоупотреблениях.

-- Прямая линия? Юрий Петрович? Владимир Юрьевич из Киева. У меня перед глазами несколько распоряжений, взятых из электронной почты таможни, в том числе одно, подписанное вами, объявляющее продукцию компании «Гербалайф», появившейся на нашем рынке, контрабандной, поскольку эта компания -- вне закона, а ее продукция не сертифицирована. Это касается и других, более мелких компаний, работающих на рынке нелегально. По самым скромным подсчетам, их товарооборот -- десятки миллионов долларов в месяц. Конечно, приятно читать, когда таможенники задерживают контрабанду сигарет, но когда дистрибьютер «Гербалайфа» утверждает, что компания работает открыто, очень интересно, кто в нашей стране заинтересован в контрабанде, исчисляемой десятками миллионов долларов в месяц?

-- Вы спрашиваете, каким образом запрещенный товар попадает на рынки? Здесь путей может быть много, вы это прекрасно знаете. Таможенные органы могут отследить, проконтролировать грузы только в пунктах пропуска. Какими каналами поступает «Гербалайф»? Из Российской Федерации -- через Молдову. А там у нас на тысячу пятьсот дорог всего 190 дорог контролируются. Остальные -- нет! То есть реально провезти товар вне пунктов пропуска, к сожалению, пока еще возможно. Теперь подумаем о другой стороне вопроса -- если этот товар запрещен, но реализуется на территории Украины, кто контролирует розничную торговлю? Мы не имеем права на территории Украины сунуться, извините, ни на одно предприятие, не имеем права проверить ни один магазин или базу…

-- Вас беспокоит Сергей Юрьевич Курганов. Господин Соловков, почему нельзя ввозить на территорию Украины гривню? Я официально купил в Москве гривни, но украинская таможня в поезде их конфисковала.

-- Это вопрос не к нам -- к Национальному банку. Документ Национального банка регламентирует количество гривен, которые можно ввезти на территорию Украины. Оно должно соответствовать тому количеству, которое вы вывозили, и подлежит декларированию… Мы уже замучились составлять протоколы нарушения таможенных правил. Люди, зная, что деньги могут забрать, не показывают их. Находим -- сразу же проблемы! Мы уже неоднократно обращались в Национальный банк с просьбой отменить эту норму. Если человек ввозит гривню, пусть задекларирует, покажет и едет. Давайте «наличку», которую провозят, считать по курсу, пересчитывать на общий уровень. Если везет сумму до 10 тысяч долларов по курсу, пусть везет! Я логики и основания, которыми руководствовались специалисты Нацбанка, не знаю, но как гражданин скажу: этого не должно быть!

-- Это номер господина Соловкова? Я могу задать вопрос? Чекрижов Юрий Аркадиевич из Сан-Франциско, Калифорния. Часто бываю в Украине. У меня возник инцидент с таможней, и я хотел бы узнать ваше мнение. Я послал 15 июля из Киева в Сан-Франциско почтовое отправление. Специализированная таможня задержала, хотя все документы были в порядке. Мне через месяц прислали объяснение, что все проверяется и оформление не закончено «у зв'язку з законн›стю пересилання книг за меж› Укра ни». И до сих пор никаких сигналов нет! И на все мои запросы они не отвечают. Прошло семь месяцев.

-- У вас есть письмо промежуточного ответа? Это что-то, вообще выходящее за все рамки понимания… Я приношу извинения за наших работников. В ближайшее время мы разберемся, и вы получите ответ.

-- Юрий Петрович! Вам звонят из Николаева. Сердечно поздравляем вас с профессиональным праздником. Я хотела бы узнать о перспективах нашего предприятия «duty free» и о существовании магазинов беспошлинной торговли в Украине вообще.

-- В авиационных пунктах пропуска, имеющих статус «международный», магазины беспошлинной торговли ликвидироваться НЕ БУДУТ! А в пунктах автомобильного пропуска постепенно БУДУТ, потому что такого нигде в мире нет, чтобы в общедоступном месте были открыты такие магазины. В «duty free» должны иметь доступ люди, гарантированно покидающие территорию страны.

-- Юрий Петрович, Андрей Васильевич Кущ из Киева беспокоит. Теперь, когда развалилась идея создания нашего «народного автомобиля», можно подсчитать, сколько Украина потеряла на запрете ввоза «старых» автомобилей? Сколько денег мы недополучили?

-- В среднем, с 350 млн. гривен, которые мы взимали с ввоза автомобилей, мы скатились до 140 млн.

-- А как обстоит дело с контрабандными «Мерседесами», выявленными Ильичевской таможней?

-- Еще идет расследование. Следствие ведет СБУ совместно со спецслужбами США и с таможенными службами -- нашей и американской. Мы сейчас не располагаем полной информацией, какими оперативными данными, методами располагают задействованные спецслужбы, но обрывочные сведения, которые к нам поступают, говорят о том, что это может быть очень мощное дело, потому что практически вышли на организованную преступную группу, которая занималась кражей автомобилей в Соединенных Штатах Америки и отправкой их в Россию, в Москву. Все автомобили предназначались для России, а не для Украины, которая использовалась как транзитная территория.

-- Единый таможенный сбор так и остается «декларацией о намерениях» Кабмина? Или же его размеры все-таки будут определены?

-- Будут. По крайней мере, я буду делать все, чтобы этого добиться. В единый сбор входит и тот сбор, в котором заинтересованы таможенные органы. Мы же сразу на 30 процентов уменьшили свою часть и пошли по полной цепочке подготовки документов. Никто не занимался этим, кроме нас. И на сегодняшний день создалась такая ситуация, что закон есть, а реального единого сбора нет. Украина теряет только на обслуживании транзита сотни тысяч долларов в месяц. Что же мы делаем, когда поднимаем ставки! Надо стоять выше своих узких интересов! Кстати, принято постановление правительства о порядке рассмотрения проектов решений по контролю за исполнением актов Кабинета Министров. Там очень четко написано: не нужно согласовывать проект решения с теми структурами, в отношении которых идет негативная оценка… Сейчас проект бюджета у нас фактически забирает сборы -- за счет которых мы живем. Они идут в бюджет. Вы думаете, мы бегаем, Президенту доказываем? Нет. Мы не можем позволить себе шиковать -- у нас чувство ответственности за страну, потому что мы живем не только ради себя, но и ради будущего нашего и наших детей.

-- Ирина Васильевна Гак, Киев. Правда ли, что перечень товаров, которые идут сюда из России и облагаются налогом, увеличен с 63 до 300?

-- Я впервые об этом услышал на пресс-конференции, которую давали Президент и премьер-министр по прибытии из Москвы. И там Виктор Андреевич назвал эту цифру. Я, по крайней мере, об этом не знаю. Но если это случится, можно говорить о том, что зона свободной торговли прекращает свое существование, потому что Украина поступит адекватно. Мы же сразу исключим товары, которые россияне реализуют на территории Украины… Зачем это делается в России? Я думаю, что у них решения проблем за счет экспорта товаров в Украину не получится.

Подготовили Ирина ДЕСЯТНИКОВА, Ярослав ШАПОЧКА, Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»