В дверь не звонили, но Полина Олеговна почему-то открыла ее. Женщину не покидало чувство, что кто-то молча стоит на лестничной площадке. «Марина, доченька, где ты была столько времени? Мы уже почти похоронили тебя». «В борделе, мама. Меня выкрали прямо из поезда в Болгарии», -- ответила дочь. Реакция матери была неожиданной. «Выкрали, говоришь? А может быть, ты сама, по своей воле, оставив на меня двоих детей, подалась на Запад собой торговать? Кстати, муж твой тебя так и не дождался».
Долгих два года Марина мечтала о встрече со своей семьей. Она была готова ко всему, но такого приема никак не ожидала. Некоторое время две женщины стояли друг против друга молча, пока Полина Олеговна вдруг не расплакалась. «Что ж я такое говорю, дура! Ведь главное, что ты вернулась живой. А то ведь за два года ни слуху -- ни духу».
От поездки в Грецию Марину отговаривали почти все знакомые: «Ты что, газет не читаешь? Твой греческий ресторанчик, скорее всего, окажется каким-нибудь борделем, в котором ты будешь отнюдь не официанткой». Но Марина была твердо уверена, что с ней ничего не случится. И отвечала всем, что, мол, это только простаки попадаются на уловки мошенников, а она очень осторожная и все перепроверила. В конце концов ей надо кормить семью, ведь муж, Тарас, работая на заводе, получает мизерную зарплату, да и то от случая к случаю. «Вот увидите, у меня все будет хорошо и я вернусь домой с деньгами и без проблем», -- успокаивала она своих близких.
Вопреки опасениям друзей, ресторан действительно оказался рестораном. Марину никто не собирался обманывать. Ей исправно платили и не заставляли делать ничего, помимо ее основной работы официантки. Проработав в Греции год, молодая женщина возвращалась домой с чувством победителя. Теперь вряд ли кто-то сможет ее упрекнуть в легковерности. За несколько дней она сообщила родным по телефону дату своего приезда в Украину и номер поезда. Но в назначенный день мать, муж и дети так и не дождались Марины. Решив, что ошиблись датой, они приходили ее встречать на Киевский вокзал целую неделю. Но все безрезультатно. Женщина словно в воду канула.
Полина Олеговна не находила себе места. Позвонив в Грецию, она узнала, что ее дочь там больше не работает. Подала заявление в милицию о ее пропаже, но поиски не приносили никаких результатов. С каждым днем у родных Марины таяли надежды увидеть ее живой. А год спустя Тарас заявил теще, что, скорее всего, поездка его жены в Грецию с самого начала была блефом. «Она сознательно поехала в какой-то западный бордель. Ей наплевать на всех нас». После этого он запил, а потом и вовсе ушел из дому, оставив теще детей.
О последних двух годах своей жизни Марина сейчас вспоминает, как о страшном сне.
-- Я очень хотела бы забыть весь этот ужас, но боюсь, что до конца жизни меня будут преследовать кошмары», -- говорит женщина.
Сегодня Марина не может пройти по улицам Киева не оглядываясь, у нее расстроена психика. Ей постоянно кажется, что за ней следят и в любой момент могут посадить в машину и увезти, как это случилось, когда она возвращалась домой с заработков. И тогда вновь начнется весь этот ад
До Киева оставалось ехать около суток. Поезд шел по территории Болгарии, и Марина уже мысленно готовилась к встрече с близкими. Занятая своими мыслями, она поначалу не обратила внимания на странного попутчика, который зашел в ее купе где-то на границе. Парень сидел на боковой полке и время от времени заинтересованно поглядывал в сторону Марины. А когда объявили, что на одной из станций будет пятнадцатиминутная остановка, попутчик предложил ей выйти на перрон подышать свежим воздухом и Марина неожиданно для себя согласилась.
Они разговаривали о погоде и еще о чем-то несущественном, когда подошли трое крепкого телосложения ребят и, представившись на русском языке сотрудниками Интерпола, предложили пройти в их машину. «Я отстану от поезда. Меня завтра будут встречать в Киеве», -- пыталась возразить Марина, но незнакомцы схватили ее за руки и повели в стоящую неподалеку машину. Вместе с тремя «сотрудниками Интерпола» в машину сел и попутчик Марины, который выманил ее на перрон.
Уже в пути ей сообщили, чтобы она не питала никаких иллюзий: «Мы такие же менты, как ты английская королева, и путь нам предстоит неблизкий».
Для того, чтобы с похищенной женщиной не было никаких проблем при переезде через границу, ей укололи какой-то наркотик, и почти всю дорогу она провела в полузабытьи.
Очнулась в деревянном сарае на панцирной койке с грязным матрацем. Двери и окна были плотно закрыты. Несколько часов спустя за ней пришли. Снова посадили в машину и повезли куда-то в горы. К вечеру пленницу доставили в небольшой провинциальный городок. «Это -- Македония, -- объяснили ей. -- Здесь ты будешь работать. Бежать бесполезно -- все-равно поймаем». На вопрос о характере работы ее похитители лишь рассмеялись.
Ситуацию прояснили женщины, к которым Марину подселили в маленькую комнатку местной гостиницы, больше похожей на общежитие. «Работа не пыльная, -- сказала уроженка Молдовы. -- Вечером ты должна будешь приставать к клиентам в кабаке, а потом проводить с ними ночь. Одним словом, ты попала в грязный македонский бордель». «Неужели отсюда никак нельзя убежать?» -- в отчаяньи воскликнула Марина. «Наивная, -- искренне удивилась молдаванка. -- Если хочешь неприятностей -- попробуй». И она попробовала. Но побег был крайне неудачным, и человеку, вызвавшемуся помочь Марине, он, скорее всего, стоил жизни.
В первые дни Марина была настолько подавлена, что не могла никому и ничему сопротивляться. Все происходило, по ее словам, будто «в чужом кино и совсем не со мной». Мысль о том, что ее жизнь теперь будет бесконечным кошмаром, не давала покоя. После ночи, проведенной с первым клиентом, она решила, что единственный выход бежать -- это попросить у кого-то помощи. Сречко был словенцем, и его речь ей была понятна. «Так ты говоришь, что находишься здесь не по своей воле? -- удивился парень, после того как Марина ему рассказала о том, что с ней произошло. -- Ты замужем и у тебя есть дети? Этого же просто не может быть! Я всегда считал, что сюда приезжают только по своему желанию. Чем я могу тебе помочь?»
Казалось, что все продумано идеально. Сречко должен был заплатить немного больше денег, чтобы хозяева Марины разрешили ему прогуляться с ней по городку. Они не учли только одного, что за ними будут следить. В тот самый момент, когда Марина и словенец уже садились в автобус, их задержали.
«Мы же предупреждали тебя, что бежать от нас бесполезно», -- напомнил хозяин Марине. Он распорядился наказать и беглянку, и ее пособника. Марина видела, как на пустыре за гостиницей избивали Сречко, а потом его, окровавленного, затолкали в багажник автомобиля и куда-то увезли. О дальнейшей судьбе словенца Марина ничего не знает, но, скорее всего, Сречко убили. В том, что это вполне могло быть именно так, пленница убедилась очень скоро. Здесь с ней и ее подругами по несчастью шутить никто не собирался. Однажды на ее глазах хозяин выбросил из окна пятого этажа чешку из соседней комнаты. Никто так и не узнал, чем она провинилась. Саму же Марину, в качестве наказания, заставляли почти каждый день смывать кровь со стен и пола в одной из комнат гостиницы. Что там происходило, оставалось лишь догадываться.
У македонского хозяина Марине пришлось проработать около полугода. А потом ее перепродали в Боснию. За два года рабства ее перепродавали в общей сложности шесть раз. Наученная горьким опытом, бежать она больше не пыталась.
-- Многое пришлось испытать, -- рассказывает Марина. -- Нередко нас приковывали наручниками к батареям, чтобы не убежали, били, обращались, как со скотиной. Денег, естественно, никто не платил, правда, кормили неплохо, чтобы мы бодрее выглядели. Иногда приходилось обслуживать до пятнадцати клиентов за сутки. Говорят, что за каждую из нас хозяин имел в одну ночь по две тысячи немецких марок.
Освобождение пришло неожиданно. Помня о том, что произошло с ее первым спасителем, Марина решила попросить помощи у одного из клиентов очень осторожно. Бежать действительно было бесполезно, но вот если бы кто-то смог позвонить в полицию К сожалению, она не знает имени того, кто это сделал.
-- Сегодня торговля людьми, особенно женщинами, по прибыльности мало чем уступает наркобизнесу и торговле оружием, -- рассказывает координатор проекта Международной организации по миграциям Елена Тищенко, которая поведала эту историю корреспонденту «ФАКТОВ». -- Причем, продавать женщин намного безопасней. Сумма, которую владельцы борделей могут заработать на одной девушке за ночь, названная Мариной -- 2000 немецких марок -- вполне реальна. Несложно подсчитать прибыль, которую сутенер получает каждые сутки, имея, к примеру, пять проституток.
К тому же, как известно, там, где крутятся большие деньги, как говорится, не до сантиментов. Недавно в Германском борделе во Франкфурте сутенеры убили четверых девушек из Украины.
Мы располагаем страшными цифрами, определяющими масштабы торговли людьми, -- продолжает Елена Игоревна. -- Каждый год в мире путем контрабанды перевозят до 4 миллионов людей, подавляющее большинство которых -- женщины. За последние десять лет только из Украины в поисках заработка выехало 400 тысяч женщин в возрасте от 18 до 30 лет. Увы, помочь удается не всем, хотя мы совместно с известной украинской организацией «Ла Страда» делаем все возможное для того, чтобы вернуть на родину женщин, помимо их воли попавших в сексуальное рабство.
Ситуация усугубляется еще и тем, что злоумышленники, виновные в продаже женщин в сексуальное рабство, остаются, как правило, без наказания. Дело в том, что их жертвы, прошедшие все круги ада, боятся обращаться в правоохранительные органы, опасаясь за свою жизнь и жизни своих близких. За последние несколько лет мне известны лишь два случая, когда в Украине были возбуждены уголовные дела против торговцев людьми. Большинство женщин, вернувшихся из рабства, просто-напросто стараются все забыть и, по-возможности, начать новую жизнь.
P. S. По многочисленным просьбам наших читателей мы публикуем номер телефона доверия организации «Ла Страда»: 224-04-46.
«Facty i kommentarii «. 01-Июль-2000. Человек и общество.