В конце июня правительство вновь вынесло на рассмотрение парламента проект налогового кодекса Украины. Как и предыдущий вариант, документ основывается на действующем налоговом законодательстве. Однако новые ставки налогов, база налогообложения и механизмы взимания налогов существенно отличаются от нынешних.
Нужно отметить, что у нового правительственного проекта шансов быть утвержденным намного больше, чем у его предшественника. Во-первых, в состав рабочей группы на этот раз вошло несколько депутатов (в том числе -- авторы альтернативных проектов налогового кодекса, поданных в прошлом году, -- Богдан Губский и Александр Турчинов). Что позволяет считать данный проект более-менее согласованным с депутатской общественностью.
Во-вторых, государственный бюджет на 2001 год планируется принимать уже на основе налогового кодекса (что подчеркнуто в соответствующем постановлении Кабинета министров). Так что депутатам придется хотя бы рассмотреть такую возможность, что, естественно, повлечет за собой и обсуждение самого налогового кодекса. А возможно, даже его принятие.
В-третьих (и это главное), новый проект налогового кодекса предусматривает как сокращение перечня налогов, так и заметное снижение ставок. Что приятно. О том, какие именно изменения могут быть внесены в налоговое законодательство после принятия кодекса, «ФАКТЫ» беседуют с заместителем председателя Государственной налоговой администрации Украины Алексеем Шитрей.
-- Алексей Иванович, почему в налоговый кодекс внесены более мягкие по сравнению с действующими налоговые нормы?
-- Дело в том, что Президент Украины Леонид Кучма поручил Кабинету министров усовершенствовать систему налогообложения: снизить налоговое давление на предпринимателей, расширить базу налогообложения, усовершенствовать практику взимания налогов и направить налоговое законодательство на стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности.
Мы старались сформировать налоговую систему так, чтобы она была выгодна и государству, и предпринимателям. К примеру, предложили уменьшить ставку налога на прибыль с 30% до 20%, а ставку налога на добавленную стоимость -- с 20% до 17% (из которых 15% направляются в госбюджет, а 2% -- в инновационный фонд. Однако во время прохождения проекта через Кабинет министров эти ставки были немного изменены: налог на прибыль вырос до 25%, НДС -- до 19% (17% + 2%). -- Л. П. ).
Также был смягчен режим применения подоходного налога. В частности, необлагаемый налогом минимум доходов граждан (в настоящее время -- 17 гривен) предлагается установить на уровне минимальной заработной платы (сейчас -- 118 гривен). Кроме того, сейчас у нас действуют шесть ставок подоходного налога: 0% (на доходы ниже необлагаемого минимума), 10%, 15%, 20%, 30% и 40%. Эта шкала будет изменена, и ставок останется только три: 0%, 10%, 20%.
-- Вы отметили, что параллельно с уменьшением ставок налогов планируется расширение базы их применения
-- Да. В первую очередь мы планируем увеличить количество налогоплательщиков за счет отмены льгот в сфере налогообложения, не имеющих социального характера. Например, предлагается упразднить льготы по налогу на добавленную стоимость, предоставленные совместным предприятиям и импортерам.
-- А как будет расширена база применения подоходного налога?
-- Планируется отмена льгот по подоходному налогу, которыми сейчас пользуются сотрудники правоохранительных органов (военные, милиция, работники судов и прокуратуры). Чтобы скомпенсировать социальные последствия, к которым может привести это решение, их заработные платы следует соответствующим образом скорректировать.
Кроме того, налоговые службы станут более тщательно следить за различными источниками доходов граждан
-- Например, за какими?
-- Представьте, что человек продал свою квартиру за $20 тысяч и купил себе жилье поменьше за $15 тысяч. Разница между этими суммами составляет $5 тысяч. Это доход? Доход А значит, с него следует уплатить подоходный налог.
-- Но ведь, чтобы вести такой подсчет, нужно следить не только за доходами, но и за расходами налогоплательщика
-- Естественно. Как вы знаете, уже разработан законопроект, который предусматривает введение контроля за крупными расходами физических лиц. И эта норма содержится в разработанном нами проекте налогового кодекса. Кстати, в Налоговом кодексе России тоже есть положение о контроле за крупными покупками россиян.
-- Что ж, потребности предпринимателей как будто удовлетворены -- ставки налогов снижены. А вот что вы можете сказать о потребностях бюджета, не уменьшатся ли поступления?
-- Дело в том, что новые ставки налогов были определены, исходя из анализа поступлений за 1999 год. И они полностью отражают реальную картину уплаты налогов нашими предпринимателями. К тому же на фоне общего роста национального производства (который наблюдался в 1999 году, продолжается в нынешнем и прогнозируется на 2001 год) снижение ставок не может привести к потерям бюджета: поступления будут расти за счет увеличения как количества налогоплательщиков, так и активизации их деятельности.
К тому же после принятия налогового кодекса будет введен переходной период (на год -- в течение 2001 года), во время которого предлагается использовать специальные переходные ставки налогов. Налог на прибыль предприятий -- 25%, НДС -- 19%, подоходный налог -- 0%, 10%, 20% и 25%. И с 2002 года мы перейдем к ставкам, предусмотренным в кодексе.
Параллельно будет ужесточаться платежная дисциплина налогоплательщиков и вводиться механизмы, которые бы способствовали максимальному наполнению бюджета. В частности, планируется широкое применение механизмов принудительного взыскания. В том числе -- имущественная ответственность (налоговый залог).
-- Будут ли отменены какие-либо налоги и появятся ли новые?
-- В проекте налогового кодекса отсутствует налог на промысел, сбор за геологоразведывательные работы, за участие и выигрыш в бегах на ипподроме, а также налог с граждан, играющих на тотализаторе на ипподроме, коммунальный налог, сбор с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за право проведения видео- и киносъемки, проведение местного аукциона (конкурса, лотереи), проезд по территории приграничных областей автотранспорта, который следует за границу.
Кроме того, из перечня были изъяты все виды социальных сборов (пенсионный, на случай безработицы, на обязательное социальное страхование и так далее), так как ими сейчас занимаются соответствующие фонды.
Перечень местных налогов и сборов пополнится школьным налогом (взимается в размере 1--2% выручки, полученной от реализации товаров и услуг населению всеми субъектами предпринимательской деятельности), а также сбором за организацию гастрольных мероприятий (1--3% выручки от реализации билетов, за исключением мероприятий, в которых принимают участие исключительно отечественные исполнители), выдачу разрешения на строительство в населенных пунктах (для объектов производственного и непроизводственного назначения -- от 150 до 700 грн. , для объектов индивидуального жилищного и дачного строительства -- от 35 до 300 грн. , для гаражей, садовых домиков и т. п. -- от 20 до 85 грн. ).
Кроме того, налоги на недвижимость (который так и не заработал в нашей стране) и на землю будут сведены в один налог на имущество.
-- Кстати, всех очень интересуют размеры ставок налога на имущество?
-- Этим налогом облагаются земельные участки, жилые дома или их части (квартиры), садовые дома, дачи, гаражи и так далее. А также сооружения, принадлежащие к первой группе основных фондов предприятий. Ставка этого налога устанавливается органами местного самоуправления, но не выше 2% его стоимости.
Кроме того, предполагается ввести существенные льготы по уплате налога на имущество для физических лиц. К примеру, в городах не подлежит налогообложению недвижимость менее определенной площади -- из расчета 21 кв. м на человека плюс 10,5 кв. м на семью. В сельской местности площадь, которая не облагается налогом, несколько больше: 40 кв. м на человека плюс 10,5 кв. м на семью. Причем этим налогом не облагается жилплощадь, превышающая 80--120 кв. м (в зависимости от численности жителей в населенном пункте, где она находится), которая является постоянным местом жительства для одинокого человека или двух лиц пенсионного возраста.
Кроме того, налог на имущество не уплачивается с нежилых помещений, используемых для содержания домашних животных и птиц, хранения садового или другого хозяйственного инвентаря или же в других хозяйственных целях, а также в качестве подвалов, и не используемых в предпринимательской деятельности. Площадь садовых домиков для обложения налогом на имущество уменьшается на 80 кв. м. В целом выходит, что около 80% наших сограждан владеют помещениями, которые не облагаются налогом на имущество.
-- Изменится ли транспортный налог?
-- Немного. Ставки данного налога на некоторые виды транспортных средств (в частности на легковые и грузовые автомобили с небольшим объемом двигателя) предполагается снизить, а на некоторые (к примеру на легковые автомобили с объемом двигателя от 2,5 до 3,5 куб. см), наоборот, -- незначительно повысить.
-- Год назад, когда первый вариант правительственного налогового кодекса поступил на рассмотрение парламента, депутаты разработали еще пять или шесть альтернативных проектов. Какова их судьба?
-- Эти проекты никто не отзывал. Они по-прежнему находятся в Верховной Раде. Однако сейчас уже всем понятно, что введение налога с оборота (или с продаж), как предлагали авторы большинства альтернативных проектов, в Украине пока не представляется возможным. Нам нужно основываться на действующем законодательстве. Просто его следует значительно усовершенствовать
«Facty i kommentarii «. 04-Июль-2000. Экономика.