Украина

Возможно, вскоре бывшие вкладчики сбербанка получат за свои обесцененные сбережения компенсации в виде товаров и услуг

0:00 — 5 июля 2000 eye 391

Закон Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан» по праву можно назвать одним из наиболее динамично развивающихся. В последнее время народные депутаты, движимые заботой об избирателях, пострадавших во время гиперинфляции, изобретают все новые способы компенсации утраченных сбережений.

«Расчет планируют производить только отечественными товарами»

Не успели мы рассказать читателям о дополнениях к упомянутому закону, обязывающих правительство потребовать у России ни много ни мало 150 миллиардов долларов в счет компенсации за переведенные в Москву средства украинского Сбербанка, как Верховная Рада приняла новые дополнения. В них содержится еще один способ расчета с вкладчиками, который условно можно назвать бартерным. Обладатели советских сберкнижек, возможно, вскоре смогут получить часть своих сбережений товарами и услугами.

Перечень благ, которые можно будет приобрести за обесцененные сбережения, довольно велик. В него входят продуктовые и промышленные товары отечественного производства, лекарства, квартиры и стройматериалы, услуги связи, предоставление медицинских и протезных услуг, плата за пользование жильем, коммунальные услуги, а также плата за обучение детей и внуков в высших учебных заведениях.

Но и это еще не все. Законом предусмотрено, что денежные сбережения можно будет использовать как средство платежа при приватизации, аренде и покупке объектов госсобственности и земельных участков, исполнении инвестиционных обязательств, регистрации правоустанавливающих документов, транспортных средств, уплате госпошлины, налогов, штрафов и пени.

Естественно, что сразу вернуть все вклады даже «натурой» не удастся. Ведь речь идет о сумме около 131 миллиарда гривен. Поэтому закон устанавливает категории вкладчиков, которые будут иметь первоочередное право на компенсацию вкладов. В их число вошли: инвалиды I и II групп; участники боевых действий; пенсионеры; граждане, отнесенные к 1 и 2 категориям лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы; многодетные (3 и более детей) семьи; родители, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет; отец или мать, воспитывающие ребенка в одиночку; родители, дети которых нуждаются в медицинской помощи, которая не может быть профинансирована из бюджета; лица, пострадавшие от стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств.

Признаться, этот закон показался нам более перспективным, чем фантастическая затея с получением астрономической суммы от северного соседа. Однако все же после ознакомления с документом возникает масса вопросов о том, как же его реализовать на практике.

А поскольку инициатором принятия этого закона выступила Федерация профсоюзов Украины, мы решили задать эти вопросы специалисту, принимавшему участие в его разработке, начальнику управления социальной защиты ФПУ Галине Голеусовой:

-- У этого закона очень длинная история. Первый подобный законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан» был подан еще в 1998 году. Он предусматривал введение неденежной формы компенсации сбережений населения.

Необходимость принятия таких поправок, на наш взгляд, вызвана тем, что первоначальный закон предусматривает только денежную форму компенсации, а из-за бюджетных проблем денег на выплату вкладчикам постоянно не хватает. Даже предусмотренные бюджетом деньги, как правило, не выплачивались. Только в нынешнем году эта статья бюджета попала в список защищенных (не подлежащих сокращению), но выплаты по ней еще не начались.

-- В Сбербанке обесценились вклады на огромную сумму. В то же время в круг первоочередников попали все пенсионеры, на которых как раз и приходится львиная часть этой суммы. Если попытаться им сразу все вернуть, то где взять столько товаров и услуг?

-- При разработке закона мы, конечно, тоже задавались этим вопросом. Поэтому сразу отметили, что в первую очередь компенсацию должно получать ограниченное количество наиболее незащищенных людей. В первоначальном варианте, поданном в Верховную Раду, пенсионеров не было. Однако в процессе коллективной работы над законопроектом депутаты сочли нужным все же включить пенсионеров.

Еще одно обязательное условие: расчет должен производиться только отечественными товарами. Это в определенной степени послужит и активизации нашей экономики. Ведь на складах очень многих украинских предприятий скопилась сегодня продукция, которую они не могут продать из-за низкой покупательной способности населения. В то же время у очень многих из них есть задолженность перед бюджетом. Вот мы и предлагаем взять с этих предприятий долги товаром и пустить этот товар на выплату компенсаций.

Таким образом, мы и людям вернем хотя бы часть их сбережений, и предприятиям поможем встать на ноги, освободив их от долгов.

«Предприятиям удобнее рассчитаться с бюджетом товаром, чем «живыми» деньгами»

-- Думаю, предприятия с удовольствием согласятся вместо денег рассчитываться с бюджетом залежавшимися товарами. Но выгодно ли это государству?

-- Во время обсуждения законопроекта некоторые депутаты высказывали опасения, что если выплачивать товарами текущие долги, это подорвет доходную часть бюджета. Поэтому мы уточнили, что речь может идти только о налоговой задолженности, накопившейся за прошлые годы.

Сегодня налоговые недоимки прошлых лет составляют около 13 миллиардов гривен. Взыскать их очень тяжело, они накапливаются, потом их начинают списывать, как это было уже не один раз с сельскохозяйственными и угольными предприятиями. Так почему бы не взять у них для пенсионеров продукты питания или уголь?

-- Это довольно сложная схема…

-- Очень сложная схема. Нас много за нее критиковали и предлагали указать механизмы ее реализации. И после долгих поисков мы такие механизмы нашли. Во-первых, есть механизм, предложенный самим правительством. В статье 60 Государственного бюджета на нынешний год предусмотрено право Кабинета министров погашать задолженность по жилищно-коммунальным услугам, сложившуюся на 1 января 2000 года, за счет сбережений. И, насколько мне известно, в настоящее время такая схема разработана.

А во-вторых, мы предложили использовать для компенсации вкладов уже существующую систему налогового залога. Налоговые службы имеют право изымать имущество предприятий в счет недоимки по налогам. Зачастую эти товары подолгу лежат в специальных магазинах, их приходится существенно уценивать.

Вот мы и предлагаем реализовать это имущество вкладчикам Сбербанка. Если кого-нибудь из них будет устраивать имеющийся товар, они смогут его получить, а вклад этих людей в Сбербанке будет уменьшен на соответствующую сумму. Для реализации такой схемы не нужно создавать специальные структуры, она не потребует дополнительных расходов.

Конечно, при реализации наших предложений могут возникнуть проблемы, но нельзя же на этом основании ничего не делать. Давайте для начала сделаем пилотный проект в одной области. Давайте хоть что-то делать! Пусть люди получат хоть гвоздь, хоть гайку, но пусть уже получат что-нибудь.

-- Проблема в том, что денег у предприятий от этого не добавится.

-- Но ведь у них есть долги перед бюджетом. Они когда-то произвели продукцию, продали, получили деньги, а налоги не заплатили. Им же все равно нужно рассчитываться с бюджетом. Так удобнее же расплатиться товаром, чем доставать «живые» деньги.

-- Есть проблемы и при оплате коммунальных услуг. Естественно, и государству, и гражданам выгодно взаимно погасить безнадежные долги (ведь сегодня ясно, что у правительства нет денег для вкладчиков, а последние, в свою очередь, вряд ли когда-нибудь соберутся погашать долги по коммунальным услугам). Но тогда остаются в проигрыше коммунальщики и энергетики. Ведь им нужно покупать газ и уголь за деньги.

-- Мы исходим из того, что энергетики, наверное, тоже имеют недоимку по налогам. И, естественно, гасить задолженность за счет вкладов нужно только в пределах той суммы, которую энергетики должны бюджету.

Но все же это хоть и не решит проблему полностью, но хоть как-то ее облегчит. Меня поразило одно письмо, пришедшее в адрес Федерации профсоюзов. Бабушка, которой 91 год, написала, что у нее накопился долг за квартиру около 500 гривен и она боится, что так и умрет, не расплатившись. Единственное, о чем она просит, -- дать ей возможность погасить долг деньгами, которые лежат у нее на книжке. Чтобы совесть была чиста. Как же не помочь этому человеку?

«Единственным приемлемым способом погашения вклада является система налогового залога»

-- Опыт показывает, что в налоговый залог попадают, в основном, подержанные автомобили и производственное оборудование. Едва ли такой товар будет пользоваться большим успехом. Что касается потребительских товаров, то у предприятий, которые выпускают хорошую продукцию, она на складах не залеживается. Да и больших задолженностей у них нет. Получается, что закон будет поддерживать не самых процветающих производителей.

-- Вот мы и поддержим отстающих. Поможем им «раскрутиться». Например, я уверена, в том, что наши производители телевизоров имеют долги перед бюджетом. Мы предложим пенсионерам за счет старых вкладов купить отечественные телевизоры. Думаю, они согласятся, ведь у них сейчас нет возможности покупать бытовую технику. И предприятия получат облегчение, вылезут из долгов и, может быть, начнут работать лучше.

-- Но если бюджету должен, например, станкостроительный завод, каким товаром может рассчитаться это предприятие?

-- У такого завода тоже могут оказаться весьма полезные вещи. К нам приходит масса писем, из которых явствует, что люди согласны получить за свои вклады что угодно, хоть гвозди.

Но вообще-то, при разработке закона мы подробно не описывали механизм его реализации. Заложили лишь основные принципы, а детальную проработку решили поручить Кабмину -- там лучше знают, каким образом и какие товары можно предложить вкладчикам.

Может быть, не все сразу получится, но я считаю, что дело нужно начать. И если мы сможем немного облегчить жизнь хотя бы сотне пенсионеров, значит, мы работали не зря.

-- Обычно, когда где-нибудь начинают вместо денег предлагать товар, то цену его устанавливают существенно выше рыночной. Где гарантия, что то же не произойдет с товарами, предлагаемыми за сбережения?

-- Это очень большая проблема. У нас полно писем на эту тему. Расплачиваясь с работниками товаром, предприятия всегда завышают цены. И мы допускаем, что то же будет происходить и с товарами для вкладчиков.

Конечно, в каждом деле могут быть злоупотребления. Но все же это не повод для того, чтобы вообще ничего не делать. Я считаю, что нельзя оставлять без компенсации сто пенсионеров из-за того, что один жулик может что-то украсть.

Кроме того, мы очень рассчитываем на механизм налогового залога. Ведь в налоговой администрации есть специалисты, способные определить реальную цену товара.

-- Насколько этот проект согласован с Государственной налоговой администрацией и Кабинетом министров? Обсуждался ли он со специалистами?

-- В комитете Верховной Рады перед последним чтением была создана рабочая группа, в которую пригласили представителей налоговой администрации и министерства финансов. Однако в работе участвовал только один специалист из Минфина. И в результате обсуждения мы пришли к выводу, что на сегодняшний день единственным приемлемым способом погашения вкладов является система налогового залога.

-- Чтобы эта система помогла погашению вкладов, необходимо, как минимум, уговорить налоговую администрацию продавать взятые в залог товары, не получая за это денег.

-- Это действительно проблема. Но я считаю, что налоговиков можно было бы поощрить, установив на реализуемые товары, например, пятипроцентную надбавку, которую покупатель вносил бы деньгами. И вкладчики, я думаю, с этим согласятся.


«Facty i kommentarii «. 05-Июль-2000. Экономика.