Остальные расхищаются, об их существовании ученые узнают лишь понаслышке
Клады привлекали людей со времен глубокой древности, многие занимались поисками злата и каменьев профессионально: изучали легенды (иногда основанные на реальных фактах), поверья, пользовались специальными заговорами. В наши дни в мире создана целая индустрия подъема затонувших кораблей с ценностями (известны даже точные их координаты), но тратить время на поиск зарытых в землю сокровищ не стоит, ведь большинство кладов -- случайные находки. Хотя
-- Жившие в Киеве на улице Полтавской люди знали, что их родители в 20-е годы спрятали клад -- около двухсот золотых и серебряных монет царской чеканки, -- рассказывает заведующая отделом нумизматики Национального музея истории Украины Зинаида Зразюк. -- Сами найти его не смогли, пришлось обратиться в «компетентные органы». А те уж мигом отыскали
Вообще же положение дел с кладами в Украине сейчас просто катастрофическое: за последние 10 лет в наш музей был передан на изучение только один добровольно сданный клад. Остальные расхищаются, об их существовании мы знаем лишь понаслышке. И не надо строго судить обнаруживших клад: наше законодательство, оставшееся с советских времен, заставляет людей сбывать найденное в частные коллекции, продавать за рубеж. Кто захочет получить 25 процентов даже не от стоимости находки, а от оцененного по весу драгметалла?
К примеру, за уникальные серебряные средневековые монеты, имеющие огромную историческую и нумизматическую ценность, но изготовленные из низкопробного серебра, нашедший получит четверть именно от стоимости серебра. При этом все найденное конфискуется, на память о чудесной находке не оставят ровно ничего А если утаил -- ответишь по всей строгости закона: нашедшие в 1996 году уникальный «Лебединский» клад (во время рытья могилы откопали около 2000 монет и предметов декоративно-прикладного искусства) были привлечены к уголовной ответственности за сокрытие найденного.
К слову, законодательства о кладах, подобного советскому, нет ни в одной стране мира! Вопросы о принадлежности находки решались еще римским правом (533 год!). Его формулировки перешли в современные законы: за рубежом если нашел клад на своей земле -- он полностью твой, если землей владеет государство или другое лицо, половина -- нашедшему, половина -- хозяину земли. При этом найденные предметы нужно обязательно отдать на описание в ближайший музей, а уж после распоряжайся ими, как пожелаешь: можно продать (музею или в частную коллекцию), можно хранить как память.
При таком порядке обнаруженные клады не прячутся и не разворовываются, а у историков появляется уникальный материал для исследований. Ведь важна не столько стоимость самого драгметалла или нумизматическая редкость монет, сколько то, где они были найдены и в чем, были ли рядом остатки тканей, предметы быта, -- то есть в первую очередь историческая ценность. Так что не надо надеяться на сознательность людей (ведь не секрет, что кладоискателей во все времена привлекала именно возможность быстро разбогатеть), следует просто внести коррективы в законодательство с тем, чтобы нашедший сокровище был заинтересован передать его ученым для описания и получить настоящее вознаграждение.
-- Территория Украины богата кладами, ведь люди здесь жили с незапамятных времен, здесь проходили крупные торговые пути, по нашей земле прокатывались нашествия и войны, во время которых земля принимала массу ценностей, -- продолжила Зинаида Зразюк. -- Да и в мирное время иного надежного способа сберечь накопленное, кроме как закопать в землю, не было. Такая практика была принята повсеместно: не зря же гончары изготавливали даже специальные кубышки для кладов. В разное время в обращении ходили древнерусские гривни, монеты римские, арабские, польско-литовские, шведские, чешские -- всех и не перечесть. Их можно увидеть в нашем музее (более 100 тысяч единиц хранения!), причем значительная часть найдена в 100 кладах.
О том, что украинская земля скрывает немало сокровищ, красноречиво свидетельствует тот факт, что только на территории Киева с начала XIX века (когда находки начали изучать) описано несколько сот кладов! И это только описано, а сколько же их было найдено, но скрыто! Даже на территории нашего музея во время раскопок на месте Десятинной церкви было найдено 30 киевских гривен конца XI века (каждая -- 150-160 граммов серебра). Древнейший же клад, найденный в районе современной Львовской площади в конце XIX века относится к II--III векам нашей эры, а так называемый «Оболонский» -- III-IV векам.
Среди находок были и особо значимые. Так, во время реставрации хоров Успенского собора в 1898 году в нише был найден клад, состоявший более чем из пуда золота и 16 с половиной пудов серебра! Видимо, это была или часть казны Мазепы, отступавшего после Полтавской баталии через Киев, или казна монастыря Киево-Печерской лавры (монахи прекрасно знали, что Петр I церковные деньги конфисковывал на военные цели). К сожалению, тогда этот грандиозный клад был продан Эрмитажу за 65 тысяч рублей (в общем-то, за символическую стоимость), и в Киеве от находки остался лишь один из сосудов, в котором она хранилась.